Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническое обеспечение, процесс закупок




и управление расходами

Время, которое требуется ООН для обеспечения полевых миссий базовым оборудованием и коммерческими услугами, необходимыми на начальном этапе и для полного развертывания миссии, определяется процессом закупок в ООН. Этот процесс регулируется финансовыми положениями и правилами, выливаясь в следующий приблизительно восьмиэтапный процесс:

- установление потребностей и подготовка заявки;

- проверка наличия финансовых средств для закупки определенных товаров;

- начало процедуры «приглашения для участия в торгах» или «просьбы представлять предложения»;

- оценка представленных заявок;

- направление материалов в Комитет по контрактам;

- заключение контракта и размещение заказа на производство;

- ожидание, пока будут произведены данные товары;

- поставка товаров в миссию.

Большинство государственных организаций и коммерческих компаний придерживаются аналогичных процедур, хотя не у всех из них это занимает столько времени, сколько у ООН. Например, в ООН весь этот процесс может занимать 20 недель при закупке конторской мебели, 17-21 неделю при закупке генераторов, 23-27 недель при закупке сборных домов, 27 недель при закупке тяжелых автомобилей и 17-21 неделю при закупке аппаратуры связи. Вполне естественно, что ни один из указанных сроков не позволяет полностью развернуть миссию в предлагаемые сроки, если осуществление большинства процедур начинается лишь после учреждения операции.

ООН впервые выдвинула идею «комплектов снаряжения первой необходимости» для частичного решения этой проблемы в период резкого увеличения числа операций по поддержанию мира в середине 90-х годов. Комплекты снаряжения первой необходимости включают базовое оборудование, необходимое для развертывания и поддержания деятельности штаб-квартиры миссии в составе 100 сотрудников в первые 100 дней развертывания. Эти товары заранее закупаются, упаковываются и хранятся на базе в Бриндизи, готовые к отправке в любой момент. Затем начисленные взносы на финансирование миссии, в которой используются эти наборы, направляются на формирование новых комплектов снаряжения первой необходимости, а после ликвидации миссии ее не расходуемое имущество длительного пользования возвращается в Бриндизи и хранится на складе вместе с комплектами снаряжения первой необходимости.

Наличие этих комплектов снаряжения первой необходимости и материально-технических запасов, как представляется, значительно облегчило быстрое развертывание небольших по масштабам операций, учрежденных в середине и конце 90-х годов. Однако создание и расширение новых миссий сегодня опережает ликвидацию существующих операций, так что запасы предметов с долгими сроками закупки, необходимые для полного развертывания миссии, на базе снабжения ООН оказались практически исчерпаны.

Подразделения ООН, отвечающие за расходование средств, не могут брать на себя исполнение финансовых обязательств до тех пор, пока не получат «ассигнования» («allotment») от ревизора, который, в свою очередь, не может ничего предпринять, пока бюджет миссии не будет одобрен Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам (ККАБВ) и Генеральной Ассамблеей; при этом проект бюджета не может быть передан в ККАБВ до тех пор, пока СБ ООН не принял резолюцию, учреждающую миссию. В случаях с операциями, учреждаемыми ГА ООН, схема примерно такая же; единственное отличие состоит в том, что ГА не принимает резолюцию до тех пор, пока ККАБВ и Пятый комитет не согласуют заявление, раскрывающее финансовые последствия.

Генеральная Ассамблея приняла ряд мер для решения проблемы, обусловленной длительными сроками поставки. Создание Резервного фонда для операций по поддержанию мира, размеры которого после полной капитализации составят 150 млн. ам. долл., обеспечило наличие постоянного резерва денежных средств, которые можно оперативно использовать. Генеральный секретарь может с разрешения ККАБВ ассигновать из фонда до 50 млн. ам. долл. на цели облечения начального этапа миссии или непредвиденного расширения существующей операции. Впоследствии средства фонда пополняются из бюджетов миссий после их утверждения или увеличения. Для принятия обязательств на сумму свыше 50 млн. ам. долл. требуется разрешение Генеральной Ассамблеи.

В исключительных случаях Генеральная Ассамблея по рекомендации ККАБВ предоставляет Генеральному секретарю полномочия на принятие обязательств в размере до 200 млн. долл. для содействия начальному этапу крупных миссий (ВАООНВТ, МООННК и МООНДРК) до представления требуемых подробно разработанных предложений по бюджету, подготовка которых может занимать несколько месяцев. Все это весьма обнадеживающие изменения, которые свидетельствуют о поддержке государствами-членами деятельности по укреплению потенциала Организации в области быстрого развертывания.

Рассмотрение государствами-членами рекомендаций, содержавшихся в докладе группы Брахими, потребовало проведения нескольких напряженных сессий Спецкомитета по операциям по поддержанию мира, в том числе одной внеочередной, состоявшейся в ходе Ассамблеи тысячелетия в ноябре 2000 года.

С наибольшей остротой походило обсуждение вопросов, связанных с кадровым усилением Департаментом ОПМ военными и гражданскими сотрудниками, созданием потенциала для быстрого реагирования и расширением финансовых полномочий Генерального секретаря. Само собой разумеется, что борьба при этом шла за то, какое количество новых постов получала та или иная страна и по каким новым правилам будет осуществляться миротворческая деятельность. В результате многие предложения группы Брахими были одобрены без изменений, ряд был существенно скорректирован, а некоторые отклонены, несмотря на неоднократную доработку. Это, в частности, относится к рекомендации о создании в Секретариате ООН подразделения по информационно-стратегическому анализу. Дело в том, что ряд развивающихся стран усмотрели в этом попытку создания разведывательной службы ООН и потому упорно отвергали данную идею.

Российская делегация указывала, что ряд рекомендаций, в частности, касающихся финансовых полномочий, недостаточно проработан, а другие, например, предлагавшиеся изменения в области материально-технического обеспечения ОПМ, контрпродуктивны, так как фактически нацелены на то, чтобы повернуть вспять осуществление реформ в этой области, уже давших положительные результаты и приведших к диверсификации круга поставщиков товаров и услуг в ОПМ ООН. При этом у российской делегации были серьезные основания полагать, что выдвижение данной рекомендации Брахими было сознательно нацелено на то, чтобы восстановить прежний порядок, когда до 90 % контрактов обеспечивалось североамериканскими фирмами. Показательно, что в конечном счете Генеральный секретарь согласился с большинством замечаний, выдвинутых Россией.

В развитие соответствующего предложения группы Брахими Секретариат ООН подготовил развернутые выкладки различных вариантов формирования своего рода запаса прочности, который позволил бы ООН быть всегда готовой к решению разного рода миротворческих задач. При этом большинство стран отдавало предпочтение тому, чтобы такого рода потенциал был достаточен для проведения одной «традиционной» и одной многокомпонентной ОПМ.

Группа сделала также особый акцент на насущной необходимости укрепления сотрудничества со странами-поставщиками контингентов – СПК (troop contributing countries) в миротворческих операциях ООН. Рассмотрение рекомендаций доклада Брахими вылилось в широкое обсуждение всей тематики ооновского миротворчества, в том числе совершенствования методов взаимодействия на различных этапах подготовки и проведения операций.

 

 

Ч а с т ь II

Лекции 5-6

Рабочие механизмы ООН

В области миротворчества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...