Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Д. Кубрак. Технико-экономическая эксплуатация транспорта. Введение. Глава 1. Общая характеристика транспорта. 1. 1. Транспорт как отрасль народного хозяйства




Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»

 

А. Д. Кубрак

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА

 

 

Утверждено Ученым советом университета

в качестве учебного пособия для студентов специальности

080502. 65 – Экономика и управление на предприятии

(в пищевой промышленности)

 

 

Калининград

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»

УДК 338. 467. 4: 629(076)

 

Кубрак А. Д. Технико-экономическая эксплуатация транспорта: учебное пособие. – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2010, 149 с.

 

В учебном пособии дана общая характеристика транспортной системы России, рассмотрены технико-экономические особенности и показатели работы различных видов транспорта, современная система управления транспортным комплексом, формы и методы взаимодействия и конкуренции видов транспорта. Освещены направления развития единой транспортной системы страны, правовые отношения на транспорте.

Учебное пособие предназначено для специальности 080502. 65 - Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности), может быть полезным для студентов других экономических специальностей.

Табл. 4, рис. 2, список лит. – 20 наименований.

 

Учебное пособие рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета ФГОУ ВПО «КГТУ» 27 сентября 2010 г., протокол № 2.

 

Рецензенты: Ивченко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры  

                  менеджмента РГУ им. И. Канта.

                  Чаплыгин В. Г., доктор экономических наук, профессор,          

                   зав. кафедрой «Финансы и кредит» ФГОУ ВПО «КГТУ».

 

 

© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2010г.

© Кубрак А. Д., 2010г.

 

Анатолий Дмитриевич Кубрак

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА

 

Редактор Е. Билко

Подписано в печать 15. 11. 2010г. Формат 60х84 (1/16). Тираж 80 экз.

Объем 9, 3 печ. л.; 6, 8 уч. -изд. л.

Цена договорная

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ». 236022, Калининград, Советский пр-кт, 1.

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс (единую транспортную систему), который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров.

Все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный) находятся во взаимозависимости и оказывают существенное влияние как на перевозочный процесс непосредственно, так и на технико-экономические результаты деятельности всех отраслей народного хозяйства.

 С переходом нашей страны на рыночные отношения изменился и подход к единой транспортной системе. Стимулирующее влияние на развитие отдельных видов транспорта и транспортных предприятий одного вида транспорта оказывает появившаяся сегодня конкуренция. Рыночные отношения усилили поиск транспортными предприятиями своей ниши на рынке транспортных услуг.

 В связи с тем, что Россия расположена на огромной территории, есть четко обозначенные сферы применения отдельных видов транспорта по определенным критериям: расстоянию перевозок, скорости доставки, видам грузов.

Существуют регионы практически с единственным видом транспорта, например воздушным (районы Сибири и Дальнего Востока).

Однако в большинстве регионов и сферах деятельности потребителем транспортных услуг есть возможность выбора вида транспорта, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей.

Рыночные условия ведения хозяйства, расширяющие внутренние и международные связи, требуют от руководителей, инженерно-технических работников, работников экономических служб знаний в области функционирования отдельных видов транспорта, их эффективного взаимодействия в процессе перемещения грузов.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений специальности 080502. 65 – Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности), в учебный план подготовки которых включена дисциплина «Технико-экономическая эксплуатация транспорта».

Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний о транспортной системе России, особенностях ее деятельности в условиях рыночной экономики, технико-эксплуатационных характеристиках транспортных средств, принципах его выбора, формах организации перевозок.

Необходимость издания учебного пособия вызвана тем, что в настоящее время отсутствует современная техническая литература, охватывающая в одном источнике содержание учебной программы дисциплины.

Учебное пособие будет полезно и студентам высших учебных заведений специальности 080301. 65 – Коммерция (торговое дело), изучающих дисциплину «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности».

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

 

1. 1. Транспорт как отрасль народного хозяйства

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства.

Общеизвестно, что основой жизни человечества является материальное производство. Человеку нужна еда, одежда, бытовая техника и т. п.

Процесс производства материальных благ включает три элемента:

· целесообразную деятельность людей, т. е. их труд;

· то, на что направлен труд – предметы труда;

· орудия, используемые в процессе производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда – средства труда.

Целесообразная деятельность людей, как и предметы, и средства труда, многообразны. Однако предметы труда отчетливо подразделяются на три основные группы:

· непосредственно данные природой;

· связанные с земледелием;

· ранее подвергшиеся воздействию труда.

Соответственно группируются целесообразная деятельность людей и средства труда, образуя три сферы материального производства:

· добывающую промышленность;

· земледелие;

· обрабатывающую промышленность.

Вместе с тем ни одна отрасль промышленности, ни одно производство не может обойтись без пространственного перемещения предметов труда, средств труда. Поэтому существует четвертая сфера материального производства – транспорт.

На промышленном предприятии (фирме) предметы труда (сырье и т. п. ) подвергаются обработке, в результате чего принимают конкретную форму или новые свойства, т. е. видоизменяются или перерабатываются.

На транспорте предметами труда являются грузы (сырье, материалы, оборудование и т. д. ), которые не преобразуются непосредственно в новый общественный продукт, а происходит лишь их перемещение из пункта А в пункт Б, в результате чего меняется его местонахождение и, как следствие, изменяется потребительная стоимость.

Именно в изменении пространственного бытия товаров на транспорте заключается материальный характер происходящих с грузами изменений, вследствие приложения труда работников транспорта.

Таким образом, транспорт - это отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки грузов и людей, используя для этого различные технические средства и сооружения.

Транспорт выполняет ряд важнейших функций во всех сферах человеческой деятельности:

1) экономическую: является необходимым звеном любого производства и материальной базой, обеспечивающей разделение труда, специализацию и кооперацию предприятий. Он нужен для доставки всех видов сырья и продукции от пунктов производства в пункты потребления;

2) политическую: объединяет регионы России, обеспечивает международные связи;

3) социальную: обеспечивает бытовые и трудовые поездки людей, перевозку медикаментов, продукции и т. п.;

4) культурную: обеспечивает общение между людьми, перевозит произведения искусства, периодическую печать;

5) оборонную: является материальной базой для передвижения вооруженных сил, сам является частью многих видов военного оружия.

Транспорт характеризуют два основных аспекта:

· с одной стороны, он элемент рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства;

· с другой стороны, транспорт субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров.

Транспортная отрасль имеет специфические особенности, которые вытекают из самого характера транспортного процесса:

 

1) транспортная деятельность является продолжением процесса производства в пределах сферы обращения: процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю;

2) «продукция» транспорта (перевозка грузов, пассажиров) неотделима от процесса транспортного производства; её нельзя накопить, создать её запасы, она носит нематериальный характер;

3)  «продукция» транспорта не содержит сырья;

4) производство транспортной продукции происходит вне транспортного предприятия. Отсюда контроль производства транспортной продукции затруднён, не всегда можно осуществить обратную связь;

5) значительная часть транспортных средств (25-85%) не стационарная, а способна перемещаться (локомотивы, вагоны, суда, автомобили и т. д. ), они разобщены на тысячи километров и в то же время технологически связаны друг с другом;

6) большая энергоёмкость транспорта, так как подвижным средствам приходится преодолевать сопротивление окружающей среды: воздуха, воды и т. п.;

7) значительная зависимость от естественно-географических факторов;

8) неравномерность перевозок;

9) повышенная опасность деятельности (аварийность, травматизм, отрицательное влияние на экологию).

Транспорт обеспечивает функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения в перевозках.

Состояние транспорта является одним из показателей  уровня развития государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...