А. Д. Кубрак. Технико-экономическая эксплуатация транспорта. Введение. Глава 1. Общая характеристика транспорта. 1. 1. Транспорт как отрасль народного хозяйства
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет»
А. Д. Кубрак ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА
Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов специальности 080502. 65 – Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности)
Калининград Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ» УДК 338. 467. 4: 629(076)
Кубрак А. Д. Технико-экономическая эксплуатация транспорта: учебное пособие. – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2010, 149 с.
В учебном пособии дана общая характеристика транспортной системы России, рассмотрены технико-экономические особенности и показатели работы различных видов транспорта, современная система управления транспортным комплексом, формы и методы взаимодействия и конкуренции видов транспорта. Освещены направления развития единой транспортной системы страны, правовые отношения на транспорте. Учебное пособие предназначено для специальности 080502. 65 - Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности), может быть полезным для студентов других экономических специальностей. Табл. 4, рис. 2, список лит. – 20 наименований.
Учебное пособие рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета ФГОУ ВПО «КГТУ» 27 сентября 2010 г., протокол № 2.
Рецензенты: Ивченко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента РГУ им. И. Канта. Чаплыгин В. Г., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Финансы и кредит» ФГОУ ВПО «КГТУ».
© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2010г. © Кубрак А. Д., 2010г.
Анатолий Дмитриевич Кубрак ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА
Редактор Е. Билко Подписано в печать 15. 11. 2010г. Формат 60х84 (1/16). Тираж 80 экз. Объем 9, 3 печ. л.; 6, 8 уч. -изд. л. Цена договорная Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ». 236022, Калининград, Советский пр-кт, 1. ВВЕДЕНИЕ
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс (единую транспортную систему), который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров. Все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный) находятся во взаимозависимости и оказывают существенное влияние как на перевозочный процесс непосредственно, так и на технико-экономические результаты деятельности всех отраслей народного хозяйства. С переходом нашей страны на рыночные отношения изменился и подход к единой транспортной системе. Стимулирующее влияние на развитие отдельных видов транспорта и транспортных предприятий одного вида транспорта оказывает появившаяся сегодня конкуренция. Рыночные отношения усилили поиск транспортными предприятиями своей ниши на рынке транспортных услуг. В связи с тем, что Россия расположена на огромной территории, есть четко обозначенные сферы применения отдельных видов транспорта по определенным критериям: расстоянию перевозок, скорости доставки, видам грузов. Существуют регионы практически с единственным видом транспорта, например воздушным (районы Сибири и Дальнего Востока). Однако в большинстве регионов и сферах деятельности потребителем транспортных услуг есть возможность выбора вида транспорта, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей.
Рыночные условия ведения хозяйства, расширяющие внутренние и международные связи, требуют от руководителей, инженерно-технических работников, работников экономических служб знаний в области функционирования отдельных видов транспорта, их эффективного взаимодействия в процессе перемещения грузов. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений специальности 080502. 65 – Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности), в учебный план подготовки которых включена дисциплина «Технико-экономическая эксплуатация транспорта». Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний о транспортной системе России, особенностях ее деятельности в условиях рыночной экономики, технико-эксплуатационных характеристиках транспортных средств, принципах его выбора, формах организации перевозок. Необходимость издания учебного пособия вызвана тем, что в настоящее время отсутствует современная техническая литература, охватывающая в одном источнике содержание учебной программы дисциплины. Учебное пособие будет полезно и студентам высших учебных заведений специальности 080301. 65 – Коммерция (торговое дело), изучающих дисциплину «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности».
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА
1. 1. Транспорт как отрасль народного хозяйства Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Общеизвестно, что основой жизни человечества является материальное производство. Человеку нужна еда, одежда, бытовая техника и т. п. Процесс производства материальных благ включает три элемента: · целесообразную деятельность людей, т. е. их труд; · то, на что направлен труд – предметы труда; · орудия, используемые в процессе производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда – средства труда. Целесообразная деятельность людей, как и предметы, и средства труда, многообразны. Однако предметы труда отчетливо подразделяются на три основные группы:
· непосредственно данные природой; · связанные с земледелием; · ранее подвергшиеся воздействию труда. Соответственно группируются целесообразная деятельность людей и средства труда, образуя три сферы материального производства: · добывающую промышленность; · земледелие; · обрабатывающую промышленность. Вместе с тем ни одна отрасль промышленности, ни одно производство не может обойтись без пространственного перемещения предметов труда, средств труда. Поэтому существует четвертая сфера материального производства – транспорт. На промышленном предприятии (фирме) предметы труда (сырье и т. п. ) подвергаются обработке, в результате чего принимают конкретную форму или новые свойства, т. е. видоизменяются или перерабатываются. На транспорте предметами труда являются грузы (сырье, материалы, оборудование и т. д. ), которые не преобразуются непосредственно в новый общественный продукт, а происходит лишь их перемещение из пункта А в пункт Б, в результате чего меняется его местонахождение и, как следствие, изменяется потребительная стоимость. Именно в изменении пространственного бытия товаров на транспорте заключается материальный характер происходящих с грузами изменений, вследствие приложения труда работников транспорта. Таким образом, транспорт - это отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки грузов и людей, используя для этого различные технические средства и сооружения. Транспорт выполняет ряд важнейших функций во всех сферах человеческой деятельности: 1) экономическую: является необходимым звеном любого производства и материальной базой, обеспечивающей разделение труда, специализацию и кооперацию предприятий. Он нужен для доставки всех видов сырья и продукции от пунктов производства в пункты потребления; 2) политическую: объединяет регионы России, обеспечивает международные связи; 3) социальную: обеспечивает бытовые и трудовые поездки людей, перевозку медикаментов, продукции и т. п.;
4) культурную: обеспечивает общение между людьми, перевозит произведения искусства, периодическую печать; 5) оборонную: является материальной базой для передвижения вооруженных сил, сам является частью многих видов военного оружия. Транспорт характеризуют два основных аспекта: · с одной стороны, он элемент рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства; · с другой стороны, транспорт субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Транспортная отрасль имеет специфические особенности, которые вытекают из самого характера транспортного процесса:
1) транспортная деятельность является продолжением процесса производства в пределах сферы обращения: процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю; 2) «продукция» транспорта (перевозка грузов, пассажиров) неотделима от процесса транспортного производства; её нельзя накопить, создать её запасы, она носит нематериальный характер; 3) «продукция» транспорта не содержит сырья; 4) производство транспортной продукции происходит вне транспортного предприятия. Отсюда контроль производства транспортной продукции затруднён, не всегда можно осуществить обратную связь; 5) значительная часть транспортных средств (25-85%) не стационарная, а способна перемещаться (локомотивы, вагоны, суда, автомобили и т. д. ), они разобщены на тысячи километров и в то же время технологически связаны друг с другом; 6) большая энергоёмкость транспорта, так как подвижным средствам приходится преодолевать сопротивление окружающей среды: воздуха, воды и т. п.; 7) значительная зависимость от естественно-географических факторов; 8) неравномерность перевозок; 9) повышенная опасность деятельности (аварийность, травматизм, отрицательное влияние на экологию). Транспорт обеспечивает функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения в перевозках. Состояние транспорта является одним из показателей уровня развития государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|