Пример 6. Решение. Так как оси X и Y являются осями симметрии, то они главные центральные оси. Наиболее опасными точками будут точки, в которых возникают максимальные нормальные напряжения, а это точки, наиболее удаленные от нулевой линии
Пример 6. В сечении, указанном на рисунке и принадлежащем внецентренно сжатой колонне, определить наиболее опасные точки и напряжения в них. Сжимающая сила F = 200 кН = 20 т приложена в точке A. Решение. Так как оси X и Y являются осями симметрии, то они главные центральные оси. Наиболее опасными точками будут точки, в которых возникают максимальные нормальные напряжения, а это точки, наиболее удаленные от нулевой линии. Следовательно, нам необходимо сначала определить положение нулевой линии. Записываем уравнение нулевой линии. В нашем случае координаты точки приложения силы следующие (см. рис. ): = – 90 мм = – 0, 09 м; = – 60 мм = – 0, 06 м. Квадраты радиусов инерции и определяются так: , , здесь и - осевые моменты инерции относительно главных центральных осей X и Y. Определение осевых моментов инерции. Для нашего сечения будем иметь: м4; м4. Площадь всего сечения будет равна: м2, и тогда квадраты радиусов инерции: м2; м2. По формулам определим отрезки, которые нулевая линия отсекает на осях X и Y: м; м. Отложим эти отрезки на координатных осях, получим точки, в которых нулевая линия пересекает координатные оси. Через эти точки проводим прямую (см. рис. ). Видим, что наиболее удаленные точки - это точка B в зоне отрицательных напряжений и точка D в зоне положительных напряжений. Определим напряжения в этих точках: ; На основании чертежа (см. рис. ) получим: = – 0, 12 м; = – 0, 03 м. Тогда
= –5, 39× 104 кН/м2 = – 53, 9 МПа. ; = 0, 12 м; = 0, 03 м.
= 1, 86× 104 кН/м2 = 18, 6 МПа.
Пример 7. Чугунный короткий стержень, поперечное сечение которого изображено на рисунке, сжимается продольной силой F, приложенной в точке А.
Требуется: 1) вычислить наибольшее растягивающее и наибольшее сжимающее напряжения в поперечном сечении, выразив величины этих напряжений через F и размеры сечения; а = 40 мм, b = 60 мм; 2) найти допускаемую нагрузку F при заданных размерах сечения и допускаемых напряжениях для чугуна на сжатие = 100 МПа и на растяжение = 30 МПа.
Решение. Выше указывалось, что геометрические характеристики в расчетных формулах берутся относительно главных центральных осей, поэтому определим центр тяжести сечения. Ось X является осью симметрии, и следовательно, она проходит через центр тяжести, поэтому нам достаточно найти его местоположение на этой оси. Разобьем сечение на два составных (1 и 2) и выберем вспомогательные оси . Запишем координаты центров тяжести С1 и С2 в этих осях. Будем иметь С1 (0, 0); С2(0, 04; 0), тогда: м; = 0. Итак, в осях xy1 центр тяжести всего сечения имеет координаты С (0, 0133; 0). Проводим через центр тяжести сечения ось Y, перпендикулярную оси X. Оси X и Y и будут главными центральными осями сечения. Определим положение нулевой линии. , . Координаты точки приложения силы (точки А) будут следующие: =(0, 02–0, 0133)+0, 04 =0, 0467 м; = 0, 06 м; Квадраты радиусов инерции определим по формулам: , . м4,
м4, где = 0, 0133 м; м2. м2, м2; и получим отрезки, отсекаемые нейтральной осью на главных осях инерции X и Y соответственно:
Откладываем на оси X, а на оси Y и проводим через полученные точки нулевую линию (см. рис. ). Видим, что наиболее удаленные точки сечения от нулевой линии - это точка А в сжатой зоне и точка В в растянутой зоне. Координаты этих точек следующие: А (0, 0467; 0, 06); В (– 0, 0333; –0, 12). Определим напряжения в этих точках, выразив их через F.
Напряжение в точке А не должно превышать допускаемое напряжение на сжатие , а напряжение в точке В не должно превышать допускаемое напряжение на растяжение , т. е. должны выполняться условия:
, , или (а), (б). Из (а): из (б): Чтобы одновременно удовлетворить условие прочности и в растянутой, и в сжатой зонах колонны, мы должны взять в качестве допускаемой нагрузки меньшую из двух полученных, т. е. = 103 кН.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|