Пример 8. Решение. 2) найти допускаемую нагрузку F при заданных размерах сечения и допускаемых напряжениях для чугуна на сжатие и на растяжение
Пример 8. Чугунный короткий стержень прямоугольного поперечного сечения, изображенный на рисунке, сжимается продольной силой F, приложенной в точке А. Требуется: 1) вычислить наибольшее растягивающее и наибольшее сжимающее напряжения в поперечном сечении, выразив величины этих напряжений через F и размеры сечения; 2) найти допускаемую нагрузку F при заданных размерах сечения и допускаемых напряжениях для чугуна на сжатие и на растяжение .
Решение. Определим положение нулевой линии. Для этого воспользуемся формулами
Координаты точки приложения силы (точки А) будут следующими:
Квадраты радиусов инерции определим по формулам:
Определяем отрезки, которые нулевая линия отсекает на осях х и у.
Откладываем на оси х – х0, а на оси у – у0 и проводим через полученные точки нулевую линию n – n (см. рис. ). Видим, что наиболее удаленные точки сечения - это точка А в сжатой области и точка В в растянутой области. Координаты этих точек следующие: А (0, 04; 0, 06), В (–0, 04; –0, 06). Определим величину напряжения в этих точках, выразив их через силу F:
Напряжение в точке А не должно превышать допускаемое напряжение на сжатие , а напряжение в точке В не должно превышать допускаемое напряжение на растяжение , т. е. должно выполняться условие , или , Из первого выражения величина F
Принимается нагрузка наименьшая из двух найденных, т. е. = 567кн.
Пример 9. Короткий чугунный стержень с поперечным сечением, изображенным на рис. а, сжимается продольной силой P, приложенной в точке A. Определить наибольшее растягивающее и наибольшее сжимающее напряжения в поперечном сечении стержня, выразив их через силу P и размеры сечения см, см. Найти допускаемую нагрузку при заданных допускаемых напряжениях для материала на сжатие кН/см2 и на растяжение кН/см2.
Решение. Действующая на стержень сила P помимо сжатия осуществляет изгиб стержня относительно главных центральных осей x и y. Изгибающие моменты соответственно равны: , где см и см – координаты точки приложения силы P (координаты точки A). Нормальные напряжения в некоторой точке с координатами x и y любого поперечного сечения стержня определяются по формуле , где F – площадь, а и – радиусы инерции поперечного сечения. 1. Определяем геометрические характеристики поперечного сечения стержня. Площадь поперечного сечения стержня равна: . Главные центральные моменты инерции определяем следующим образом. Вычисляя момент инерции всего сечения относительно оси x, разобьем всю фигуру на один прямоугольник с шириной и высотой и два прямоугольника с шириной и высотой , чтобы ось x была для всех этих трех фигур центральной. Тогда . Для вычисления момента инерции всего сечения относительно оси y разобьем всю фигуру несколько иначе: один прямоугольник с шириной и высотой и два прямоугольника с шириной и высотой , чтобы теперь уже ось y была для всех этих трех фигур центральной. Получим . Квадраты радиусов инерции равны: ; . 2. Определяем положение нулевой линии. Отрезки и , отсекаемые нулевой линией от осей координат, равны: см; см. Показываем нулевую линию N – N на рис. б. Нулевая линия делит поперечное сечение на две области, одна из которых испытывает растяжение, а другая – сжатие. На рисунке 1, б растянутая область поперечного сечения стержня нами заштрихована. 3. Вычисляем наибольшее растягивающее напряжение. Оно возникает в точках 6 и 7, то есть в точках, наиболее удаленных от нулевой линии. Значение этого напряжения, вычисленное, например, для точки 6 равно:
. 4. Вычисляем наибольшее сжимающее напряжение. Оно возникает в точках 2 и 3, также наиболее удаленных от нулевой линии. Значение этого напряжения, вычисленное, например, для точки 2, равно: . 5. Определяем допускаемую нагрузку из условия прочности на растяжение: кН/см2; кН. 6. Определяем допускаемую нагрузку из условия прочности на сжатие: кН/см2; кН. 7. Допускаемая нагрузка равна меньшему из двух найденных в п. 6 и 7 значений: кН.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|