Методика преподавания русского языка как наука
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. ЛИТЕРАТУРА: 1. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., 2000 (с. 5-70 т.1). 2. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. М., 1974. 3. Воителева Т.М. Теория и методика обчения русскому языку. М., 2006. 4. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980 (с. 7-14, 25-52 т. 1). 5. Основы методики русского языка в 4-8 классах. / Под ред. Текучева А.В. М., 1983 (с. 6-20 т.1). 6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. 7. Л.П.Федоренко. Принципы обучения языку. М., 1973. 8. Л.П. Федоренко. Закономерности усвоения речи. М., 1980.
Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи 1) Специфика изучения русского языка как учебного предмета заключается в том, что он одновременно является и предметом изучения и средством обучения. Основная задача обучения – свободное владение русским литературным языком, то есть подчиняющимся нормам не только в устной, но и в письменной форме. · Главная функция русского языка в школе – обучающая. Процесс обучения складывается из: 1) изучения основ науки о языке и речи (теории); 2) обучение умениям и навыкам владеть языком в устной и письменной формах во всех его функциональных разновидностях (практические умения и навыки). Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика (языкознание), включающая все ярусы современного русского языка, его историю, диалектологию, а также смежные науки: графику, орфографию, пунктуацию, функциональную стилистику. Однако школьный курс представляет адаптированную учебную дисциплину, то есть приспособлен к уровню интеллектуального развития школьников. Основное её содержание – общепризнанные в лингвистике понятия, поэтому только в 70-е годы ХХ века в школьный курс были включены такие разделы, как лексика, словообразование, учение о словосочетании.
· Не менее важной функцией русского языка является развивающая, так как его изучение тесно связано с развитием логического, абстрактного, творческого мышления, а также с развитием речи. От свободного владения языком зависит весь процесс обучения в целом. · Большое место уделяется воспитывающей функции языка, так как благодаря познанию языка и литературы развивается эмоциональная и духовная сферы личности, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, что повышает культурный уровень школьника в целом.
Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены: 1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке; 2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и грамматический строй речи; 3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные); 4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников; 5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач; 6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества. Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.
Методика преподавания русского языка как наука (История методики изучается самостоятельно).
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – частная наука по отношению к педагогике, определяющая содержание, принципы, методы и приёмы обучения, закономерности усвоения отдельного предмета. Предмет методики – процесс обучения, который включает в себя содержание обучения, языковой материал, языковые и речевые умения, деятельность учителя по отбору и подаче учебного материала и деятельность учащихся, включая самостоятельный и творческий труд. Результат обучения – прочные, осознанные, всесторонние знания, умения и навыки (ЗУН) по русскому языку. Задачи методики: 1) определение целей и задач обучения русскому языку как родному; 2) определение содержание обучения: минимум необходимых знаний и умений по языку, критерии их выявления и оценки, составление учебных программ, учебных комплексов (учебники + дополнительные пособия для учителей и учащихся); 3) разработка методов и приёмов обучения, определение типов и структуры уроков; 4) определение критериев оценки и методов контроля. Главная задача МПРЯ как учебного курса – профессиональная подготовка студентов-филологов к трудовой деятельности; овладение ими основами методических знаний, практических умений и навыков в области преподавания русского языка, развитие стремления к самообразованию, постоянному изучению передового опыта педагогов-новаторов и школьных коллективов в целом. Базовые науки: 1) языкознание (позволяет реализовать системный подход к обучению, то есть взаимосвязанное изучение всех ярусов языка от фонетики до текста; тесно связана с прикладными науками и в идеальном варианте должна формировать языковую личность с теоретическими познаниями о языке, владеющую грамотностью, речевыми умениями, культурой речи); 2) психология (вооружает знаниями об особенностях процесса восприятия материала, его запоминания, воспроизведения, особенностях развития мышления и речи, мотивация учения); 3) дидактика (вооружает дидактическими принципами, методами и приёмами обучения, основными дидактическими понятиями); 4) философия (философский подход к познанию действительности проходит этапы чувственного восприятия, рационального или логического, всё проверяется на практике).
Актуальные проблемы современной МПРЯ: 1) реализация межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, формирование системного взгляда на язык (Н.Н.Ушаков др.); 2) теория обучения орфографии и пунктуации: вопрос психологии усвоения (Д.Н.Богоявленский и С.Ф.Жуйков); формирование орфографических умений (Н.Н.Алгазина), основы методики преподавания орфографии (Н.Г.Рождественский); 3) теория развития речи: усвоение речи (В. Добромыслов, Н.И.Жинкин); закономерности усвоения, принципы обучения (Л.П.Федоренко); система развития речи (Т.А.Ладыженская, В.И.Капинос); 4) типология и структура уроков по русскому языку (Б.Т.Панов); 5) теория развивающего обучения (А.И.Власенков, Т.К.Донская); 6) опыт проблемного обучения (Т.В.Напольнова и др.); 7) вопросы дифференцированного обучения (Т.К.Донская и др.); 8) обогащение словарного запаса (М.Т.Баранов); 9) функционально-стилистический подход к изучению языка (Т.И.Чижова и др.); 10) речевой этикет (Т.А.Ладыженская, Н.И. Формановская); 11) новаторский опыт работы (Меженко, Пронина); 12) культурологический аспект в обучении русскому языку (А.Д. Дейкина, Л.А. Пахнова). Принципы обучения Принцип обучения – исходное положение науки, определяющее выбор методов, приёмов и других средств обучения (по М.Р. Львову). Основу разработки частнометодических принципов присущих МПРЯ составляют общедидактические принципы, которые преломляются в частных методиках. Это следующие принципы: 1) научности (отбор языкового материала, признанного языкознанием и отраженного в Академической грамматике); 2) доступности (учёт возрастных особенностей детей, строгая дозировка материала по годам обучения); 3) систематичности и последовательности (материал подаётся как система языковых ярусов, обязательно показываются взаимосвязь и взаимообусловленность языковых явлений); 4) преемственности и перспективности (подача материала линейно-ступенчатым способом: от простого к сложному с опорой на изученное); 5) сознательности и прочности (опора на познавательную активность учащихся, исключение – механическое запоминание), формирование познавательных интересов учащихся, осознанное изучение теории, закреплённое на практике;
6) практической направленности (обязательная выработка умений и навыков по изученному теоретическому материалу); 7) наглядности (опора на чувственное познание, то есть восприятие звучащей речи и зрительное восприятие учебного материала); 8) индивидуализации в обучении (учёт способностей, интересов школьников, уровня их развития и пробелов в знаниях, дифференцированный подход к обучению); 9) развивающего и проблемного подходов к обучению (опора на познавательную самостоятельность учащихся). МПРЯ имеет также специфические принципы, которые опираются на закономерности усвоения родного языка. По А.В.Текучёву: 1) принцип взаимосвязанного изучения разных разделов языка (внутрипредметные связи, их реализация); 2) принцип стилистической направленности в обучении (правильность и выразительность речи); 3) связь занятий по изучению системы разделов языка с развитием речи; 4) принцип разновариантности в подборе методов обучения. По Л. П. Федоренко: 1) принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи; 2) принцип опережающего развития устной речи перед письменной; 3) принцип понимания языковых значений (умение осознавать на слух и осмысление языковых единиц от фонемы до текста); 4) принцип оценки выразительности речи (осознанное восприятие чужих текстов и воспроизведение в своей речи выразительных средств языка и речи: интонация, тон, тембр, логическое ударение, эмоционально-оценочная лексика); 5) принцип развития чувства языка (неосознанное, безотчётное и безошибочное следование нормам языка); 6) принцип зависимости темпа обогащения речи от степени совершенства речетворческой системы обучаемого, то есть формирование речевых умений).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|