Методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.
Со временем развития дидактики и методики на первое место в процессе обучения стала выдвигаться проблема формирования и совершенствование уровней познавательной деятельности школьников. Так как современному обществу требуется личность, способная самостоятельно добывать и развивать знания, была разработана классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, опирающаяся на методы накопления опыта творческой мыслительной деятельности школьников: - по уровню познавательной деятельности: 1) информационно-рецептивный (= объяснительно-иллюстративный); 2) методы проблемного обучения (частично-поисковый, эвристическая беседа, исследовательский). Подготовка к проблемному обучению детей начинается с проблемного изложения материала самим учителем (она выдвигается и решается самим учителем). Только потом включается частично-поисковый метод, суть которого в том, что учащиеся овладевают отдельными элементами поисковой деятельности. Эвристическая беседа требует постановки вопроса, противоречащего элементарным знаниям учащихся, требующего поискового решения и приводящего к самостоятельному выводу. В центре проблемного обучения стоит проблемная ситуация, создающаяся постановкой вопроса, требующего нового подхода к изучаемому явлению или требующего перегруппировки знаний. Краткая характеристика традиционных методов обучения: Слово учителя. «+»: экономит время, даёт образец развёрнутого высказывания; «-»: относительная пассивность учащихся; Лекция. «+»: носит обобщённо-научный характер; позволяет выделить ключевые понятия темы, помогает логически мыслить; «-»: сложна для среднего звена; Беседа. «+»: активизирует работу учащихся; «-»: ответы могут быть случайными или подсмотренными;
Наблюдение и анализ языковых явлений. «+»: активизирует познавательную самостоятельную деятельность; «-»: занимает много времени; Лингвистический эксперимент. «+»: обучает навыкам мыслительной деятельности, учит постигать науку самостоятельно; «-»: занимает много времени.
ЛЕКЦИЯ 3. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М., 1986 2. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1981. 3. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М., 2007
Урок как основная форма обучения русскому языку Урок – основная организационная форма обучения русскому языку в школе, как структурная единица процесса обучения он характеризуется конкретной группой учащихся (класс), определённого возраста, с определённым расписанием занятий. Задачи школьного урока: 1) образовательная – сообщение или закрепление знаний по разделам языка в объёме, определённом программой; 2) развивающая – формирование УН в области языкознания, правописания, устной и письменной речи; 3) воспитывающая – воспитание внимания к языку, стремление к грамотности, обеспечение высокой познавательной активности, развитие духовной сферы. Классификация уроков: 1) по содержанию языкового материала: уроки фонетики, уроки грамматики, уроки морфологии; 2) по целям обучения (Е.А.Баринова, А.В.Текучёв): Е.А. Баринова 1) урок первичного усвоения нового материала; 2) урок закрепления новых ЗУН; 3) урок обобщающего повторения; 4) урок контроля и проверки знаний. А.В.Текучев 1) урок сообщения новых знаний; 2) закрепление изученного; 3) урок обобщающего повторения; 4) урок проверки (контроля) знаний и навыков. Примечание: в чистом виде такие уроки бывают крайне редко, обычно они комбинированные, но выделяются по ведущей дидактической цели.
Самой современной, логичной и развёрнутой является классификация Б.Т.Панова: 1) по психолого-педагогическому этапу усвоения материала: а) изучение нового материала; б) закрепление ЗУН; в) повторительно-обобщающий; г) комбинированный. 2) по ведущему методу обучения: а) уроки-лекции; б) уроки-семинары; в) уроки-практикумы. 3) уроки развития речи: а) обучение изложением; б) обучение сочинением. 4) уроки вспомогательного характера: а) урок анализа письменных работ; б) контрольные уроки. Характеристика структурных элементов урока: 1) организационный момент (приветствие, сообщение цели и задач урока, замечание о порядке, проверка отсутствующих); 2) проверка домашнего задания и опрос (попутное повторение ранее изученного разными способами): а) выборочная проверка; б) самопроверка; в) взаимопроверка; г) выполнение задания, аналогичного домашнему; д) проверка с помощью диктанта; е) проверка с помощью консультации; 3) объяснение нового материал: распадается на психолого-педагогическую подготовку к восприятию материала и на изучение нового материала с помощью различных методов обучения; 4) первичное закрепление изученного материала (обязателен для урока объяснения нового материала); 5) закрепление и обобщение изученного материала (упражнения повышенной трудности, дифференцированный подход характерны для уроков закрепления илил обобщения изученного материала); 6) подведение итогов урока; домашнее задание.
2. Структура уроков разных типов (по Б.Т.Панову): 1. Изучение нового материала: 1) Организационный момент. 2) Сообщение темы урока, постановка цели занятия. 3) Целенаправленное повторение ранее изученного. Примечание: желательно подбирать такой материал, который станет базой для нового материала. 4) Эмоционально-психологическая подготовка к восприятию нового материала: проблемные ситуации, языковой анализ, постановка исследовательских задач, элементы занимательности и т.п. 5) Изучение нового материала с помощью разных методов обучения: Выявление существенных признаков Работа по определению изучаемого языкового явления. понятий и формулирова-
нию правил. 6) Первичное закрепление (беседа, выполнение тренировочных упражнений: упражнения на вставку, предупредительно-объяснительные, диктанты, составление текстов и примеров). 7) Подведение итогов; домашнее задание.
2. Урок закрепления ЗУН: 1) Организационный момент. 2) Возможна проверка д/з, но необязательна – воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений, лежащих в основе практических навыков, но на более высоком уровне обобщения. 3) Сопутствующее повторение материала как логически связанного, так и несвязанного с закрепляемой темой. 4) Постепенный переход к упражнениям повышенной сложности, выполняемых самостоятельно (упражнения выборочно-распределительные, диктанты и списывание, подбор собственных примеров, составление текста). 5) Дифференцированные упражнения в ходе самостоятельной работы. 6) Дифференцированный подход к домашнему заданию.
3. Урок обобщающего повторения: структура идентична уроку закрепления, но отличается по цели, так как проверкой по изучению раздела могут быть доклады и выступления обощающего характера, построение алгоритмов, таблиц, Он требует углублённой работы над теорией и больше самостоятельности в выполнении заданий. Характеристика контрольного урока (по Львову, стр. 219)- изучить самостоятельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|