Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.




Со временем развития дидактики и методики на первое место в процессе обучения стала выдвигаться проблема формирования и совершенствование уровней познавательной деятельности школьников.

Так как современному обществу требуется личность, способная самостоятельно добывать и развивать знания, была разработана классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, опирающаяся на методы накопления опыта творческой мыслительной деятельности школьников:

- по уровню познавательной деятельности:

1) информационно-рецептивный (= объяснительно-иллюстративный);

2) методы проблемного обучения (частично-поисковый, эвристическая беседа, исследовательский).

Подготовка к проблемному обучению детей начинается с проблемного изложения материала самим учителем (она выдвигается и решается самим учителем). Только потом включается частично-поисковый метод, суть которого в том, что учащиеся овладевают отдельными элементами поисковой деятельности. Эвристическая беседа требует постановки вопроса, противоречащего элементарным знаниям учащихся, требующего поискового решения и приводящего к самостоятельному выводу.

В центре проблемного обучения стоит проблемная ситуация, создающаяся постановкой вопроса, требующего нового подхода к изучаемому явлению или требующего перегруппировки знаний.

Краткая характеристика традиционных методов обучения:

Слово учителя. «+»: экономит время, даёт образец развёрнутого высказывания; «-»: относительная пассивность учащихся;

Лекция. «+»: носит обобщённо-научный характер; позволяет выделить ключевые понятия темы, помогает логически мыслить; «-»: сложна для среднего звена;

Беседа. «+»: активизирует работу учащихся; «-»: ответы могут быть случайными или подсмотренными;

Наблюдение и анализ языковых явлений. «+»: активизирует познавательную самостоятельную деятельность; «-»: занимает много времени;

Лингвистический эксперимент. «+»: обучает навыкам мыслительной деятельности, учит постигать науку самостоятельно; «-»: занимает много времени.

 

ЛЕКЦИЯ 3. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М., 1986

2. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1981.

3. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М., 2007

 

Урок как основная форма обучения русскому языку

Урок – основная организационная форма обучения русскому языку в школе, как структурная единица процесса обучения он характеризуется конкретной группой учащихся (класс), определённого возраста, с определённым расписанием занятий.

Задачи школьного урока:

1) образовательная – сообщение или закрепление знаний по разделам языка в объёме, определённом программой;

2) развивающая – формирование УН в области языкознания, правописания, устной и письменной речи;

3) воспитывающая – воспитание внимания к языку, стремление к грамотности, обеспечение высокой познавательной активности, развитие духовной сферы.

Классификация уроков:

1) по содержанию языкового материала: уроки фонетики, уроки грамматики, уроки морфологии;

2) по целям обучения (Е.А.Баринова, А.В.Текучёв):

Е.А. Баринова

1) урок первичного усвоения нового материала;

2) урок закрепления новых ЗУН;

3) урок обобщающего повторения;

4) урок контроля и проверки знаний.

А.В.Текучев

1) урок сообщения новых знаний;

2) закрепление изученного;

3) урок обобщающего повторения;

4) урок проверки (контроля) знаний и навыков.

Примечание: в чистом виде такие уроки бывают крайне редко, обычно они комбинированные, но выделяются по ведущей дидактической цели.

Самой современной, логичной и развёрнутой является классификация Б.Т.Панова:

1) по психолого-педагогическому этапу усвоения материала:

а) изучение нового материала;

б) закрепление ЗУН;

в) повторительно-обобщающий;

г) комбинированный.

2) по ведущему методу обучения:

а) уроки-лекции;

б) уроки-семинары;

в) уроки-практикумы.

3) уроки развития речи:

а) обучение изложением;

б) обучение сочинением.

4) уроки вспомогательного характера:

а) урок анализа письменных работ;

б) контрольные уроки.

Характеристика структурных элементов урока:

1) организационный момент (приветствие, сообщение цели и задач урока, замечание о порядке, проверка отсутствующих);

2) проверка домашнего задания и опрос (попутное повторение ранее изученного разными способами):

а) выборочная проверка;

б) самопроверка;

в) взаимопроверка;

г) выполнение задания, аналогичного домашнему;

д) проверка с помощью диктанта;

е) проверка с помощью консультации;

3) объяснение нового материал: распадается на психолого-педагогическую подготовку к восприятию материала и на изучение нового материала с помощью различных методов обучения;

4) первичное закрепление изученного материала (обязателен для урока объяснения нового материала);

5) закрепление и обобщение изученного материала (упражнения повышенной трудности, дифференцированный подход характерны для уроков закрепления илил обобщения изученного материала);

6) подведение итогов урока; домашнее задание.

 

2. Структура уроков разных типов (по Б.Т.Панову):

1. Изучение нового материала:

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы урока, постановка цели занятия.

3) Целенаправленное повторение ранее изученного.

Примечание: желательно подбирать такой материал, который станет базой для нового материала.

4) Эмоционально-психологическая подготовка к восприятию нового материала: проблемные ситуации, языковой анализ, постановка исследовательских задач, элементы занимательности и т.п.

5) Изучение нового материала с помощью разных методов обучения:

 
 


Выявление существенных признаков Работа по определению

изучаемого языкового явления. понятий и формулирова-

нию правил.

6) Первичное закрепление (беседа, выполнение тренировочных упражнений: упражнения на вставку, предупредительно-объяснительные, диктанты, составление текстов и примеров).

7) Подведение итогов; домашнее задание.

 

2. Урок закрепления ЗУН:

1) Организационный момент.

2) Возможна проверка д/з, но необязательна – воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений, лежащих в основе практических навыков, но на более высоком уровне обобщения.

3) Сопутствующее повторение материала как логически связанного, так и несвязанного с закрепляемой темой.

4) Постепенный переход к упражнениям повышенной сложности, выполняемых самостоятельно (упражнения выборочно-распределительные, диктанты и списывание, подбор собственных примеров, составление текста).

5) Дифференцированные упражнения в ходе самостоятельной работы.

6) Дифференцированный подход к домашнему заданию.

 

3. Урок обобщающего повторения: структура идентична уроку закрепления, но отличается по цели, так как проверкой по изучению раздела могут быть доклады и выступления обощающего характера, построение алгоритмов, таблиц, Он требует углублённой работы над теорией и больше самостоятельности в выполнении заданий.

Характеристика контрольного урока (по Львову, стр. 219)- изучить самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...