Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы, приемы, виды упражнений по лексике, фразеологии,




Культуре речи

Методы: объяснительно-иллюстративный, слово учителя, работа со словарём, наблюдение над языком, лингвистический эксперимент.

Способы толкования лексического значения слова:

1) наглядость;

2) семантический – толкование значений слова через подбор синонимов или словесное описание;

3) структурно-семантический (н-р, подосиновик);

4) контекстуальный.

Виды упражнений:

1) толкование значений слова и определение слоа по его толкованию;

2) подбор контекстуальных примеров на разные значения слова или наоборот;

3) работа со словарём/словарями;

4) лексический разбор;

5) упражнения на определение стилистической функции слов в речи;

6) лингвостилистический анализ текста;

7) употребление изученной лексики в изложениях и сочинениях.

 

 

ЛЕКЦИЯ 10. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ШКОЛЕ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Капинос В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 классы. - М., 1997.

2. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8-х классах.- М., 1973.

 

1. Понятие развитие речи (РР) в методке преподавания русского языка

По М.Р.Львову, РР – это процес овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей в устной и письменной форме.

В узком методическом смысле РР – процесс обучения детей связной речи на специальных уроках развития речи и обучающих уроках на граматические темы (элемент РР как коммуникативная часть компонента обучения).

Основу РР составляет целенаправленная, планомерная и систематическая работа над речеведческими понятиями и умениями применять речеведческие знания на практике. Работа по РР опирается на лингвистические знания и знания литературоведческх терминов. Обязательно учитывается речевой опыт самих учащихся.

Значение и задачи работы по развитию речи в школе

Задачи РР:

1) овладеть системой лигвистических и речеведческих понятий, т.е. формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся – овладение знаниями о языке как системе и речевое развитие учащихся, то есть развитие умений правильно, логично, аргументированно и выразительно излагать свои мысли в устной и письменной форме);

2) обучение правильному оформлению речевых высказываний (собственных и чужих).

Значение коммуникативного развития учащихся неоспоримо, поэто-

му современным направлением в обучении русскому языку является коммуникативная направленность курса (внимание ко всем аспектам РР: восприятие чужой речи, воспроизведение, порождение собственной речи).

 

Основные направления работы по развитию речи и способы их реализации в процессе обучения

1) Овладение нормами литературного языка

Это направление утвердилось как системный подход к РР в школьной практике в 80-е годы 20 века. В основе разработки этой системы участвовали Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос и другие. Трудность в реализации первого напрвления заключается в том, что программа чётко не определяет основные требования и направления в работе по овладению нормами литературного языка, что вносит несистемный характер в процесс изучения. Особое внимание обычно уделяется нормативным правилам, которые относятся, во-первых, к числу безусловно общепринятых; во-вторых, являющихся коммуникативно значимыми; в-третьих, которые чаще всего нарушаются детьми.

Чаще всего нормативные аспекты, требующие своего рассмотрения, выносятся на поля учебника, например орфоэпические нормы. В процессе изучения грамматики важнейшим аспектом является соблюдение норм сочетаемости слов, особенно глагольное управление.

Методические приёмы при работе над овладением литературными нормами языка:

1) осмысление понятия “норма”: так можно сказать, так нельзя сказать, допускается вариантность;

2) чёткая устновка на культуру речи;

3) целенаправленая система упражнений с частым повторением изученной нормы.

Выделяются 3 направления в овладении нормами:

1) фонетико-орфоэпическое;

2) лексико-грамматическое и лексико-стилистическое;

3) стилистико-синтаксическое.

 

2) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

Основой второго направления связной речи является обогащающийся

словарный запас, который пополняется на протяжении всего курса обучения русскому языку и другим предметам школьного курса. «Лексика» является базовым разделом в пополнении словарного запаса.

 

Цели обогащения словарного запаса:

1) постоянное количественное увеличение и качественное совершенствование лексикона учащихся (подбор синонимов и т.д.). Это связано с пополнениям пассивного и активного словарного запаса учащихся;

2) обучение умению пользоваться словарным запасом в речи.

Направления в работе по обогащению словарного запаса:

1) словарно-лексическое;

2) словарно-орфографическое;

3) словарно-орфоэпическое;

4) словарно-синтаксическое.

Главным звеном является лексико-стилистический (функциональный) аспект пополнения словарного запаса: определение контекстуального значения слова, учёт речевой ситуации, стиля и типа речи высказывания, стремление к разнообразной и выразительной речи.

Были разработаны основные принципы отбора слов для пополнения лексикона:

1) частотность употребления;

2) коммуникативная знчимость;

3) стилистическая целесообразность;

Виды работы по системному пополнению словарного запаса:

1) составление тематических групп слов и фразеологизмов

2) изучение лексико-семантических групп (внутри частей речи);

3) работа со слоарными минимумами (лингвистические термины, определённые лингвистические темы, слова к определённому тексту изложения и сочинения).

В школьной методике попытка определить словарные минимумы и способы их введения в лексикон учащихся являются прогрессивным направлением в системе обучения.

Главная задача учителя – вызвать интерес к слову, его значению, его роли в тексте. Основной способ работы с лексическим значением слова –семантизация. Основным приёмом является работа с толковыми словарями. Работа по обогащению словарного запаса тесно связана с грамматическим строем речи, то есть следует идти от значения отдельного слова к его употреблению в речи.

 

3. Обучение основным видам речевой деятельности

Вся система третьего направления работы по РР опирается на 2 типа упражнений: изложение и сочинение. На пути к ним существуют подготовительные речевые упражнения, закрепляющие отдельные знания по основным речеведческим понятиям: текст, его строение и отличительные признаки, типы речи, композиция, тема и основная мысль, микротема (абзац), стиль речи, план высказывания.

Примечание: наиболее подробно это направление будет рассмотрено на спецсеминаре по развитию речи учащихся.

 

 

ЛЕКЦИЯ 11. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА

В ШКОЛЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабайцева В.В. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979

2. Дудников А.В. Методика изучения грамматики в школе.- М., 1977

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...