Методы, приемы, виды упражнений по лексике, фразеологии,
Культуре речи Методы: объяснительно-иллюстративный, слово учителя, работа со словарём, наблюдение над языком, лингвистический эксперимент. Способы толкования лексического значения слова: 1) наглядость; 2) семантический – толкование значений слова через подбор синонимов или словесное описание; 3) структурно-семантический (н-р, подосиновик); 4) контекстуальный. Виды упражнений: 1) толкование значений слова и определение слоа по его толкованию; 2) подбор контекстуальных примеров на разные значения слова или наоборот; 3) работа со словарём/словарями; 4) лексический разбор; 5) упражнения на определение стилистической функции слов в речи; 6) лингвостилистический анализ текста; 7) употребление изученной лексики в изложениях и сочинениях.
ЛЕКЦИЯ 10. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ШКОЛЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Капинос В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 классы. - М., 1997. 2. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8-х классах.- М., 1973.
1. Понятие развитие речи (РР) в методке преподавания русского языка По М.Р.Львову, РР – это процес овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей в устной и письменной форме. В узком методическом смысле РР – процесс обучения детей связной речи на специальных уроках развития речи и обучающих уроках на граматические темы (элемент РР как коммуникативная часть компонента обучения). Основу РР составляет целенаправленная, планомерная и систематическая работа над речеведческими понятиями и умениями применять речеведческие знания на практике. Работа по РР опирается на лингвистические знания и знания литературоведческх терминов. Обязательно учитывается речевой опыт самих учащихся.
Значение и задачи работы по развитию речи в школе Задачи РР: 1) овладеть системой лигвистических и речеведческих понятий, т.е. формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся – овладение знаниями о языке как системе и речевое развитие учащихся, то есть развитие умений правильно, логично, аргументированно и выразительно излагать свои мысли в устной и письменной форме); 2) обучение правильному оформлению речевых высказываний (собственных и чужих). Значение коммуникативного развития учащихся неоспоримо, поэто- му современным направлением в обучении русскому языку является коммуникативная направленность курса (внимание ко всем аспектам РР: восприятие чужой речи, воспроизведение, порождение собственной речи).
Основные направления работы по развитию речи и способы их реализации в процессе обучения 1) Овладение нормами литературного языка Это направление утвердилось как системный подход к РР в школьной практике в 80-е годы 20 века. В основе разработки этой системы участвовали Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос и другие. Трудность в реализации первого напрвления заключается в том, что программа чётко не определяет основные требования и направления в работе по овладению нормами литературного языка, что вносит несистемный характер в процесс изучения. Особое внимание обычно уделяется нормативным правилам, которые относятся, во-первых, к числу безусловно общепринятых; во-вторых, являющихся коммуникативно значимыми; в-третьих, которые чаще всего нарушаются детьми. Чаще всего нормативные аспекты, требующие своего рассмотрения, выносятся на поля учебника, например орфоэпические нормы. В процессе изучения грамматики важнейшим аспектом является соблюдение норм сочетаемости слов, особенно глагольное управление.
Методические приёмы при работе над овладением литературными нормами языка: 1) осмысление понятия “норма”: так можно сказать, так нельзя сказать, допускается вариантность; 2) чёткая устновка на культуру речи; 3) целенаправленая система упражнений с частым повторением изученной нормы. Выделяются 3 направления в овладении нормами: 1) фонетико-орфоэпическое; 2) лексико-грамматическое и лексико-стилистическое; 3) стилистико-синтаксическое.
2) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи Основой второго направления связной речи является обогащающийся словарный запас, который пополняется на протяжении всего курса обучения русскому языку и другим предметам школьного курса. «Лексика» является базовым разделом в пополнении словарного запаса.
Цели обогащения словарного запаса: 1) постоянное количественное увеличение и качественное совершенствование лексикона учащихся (подбор синонимов и т.д.). Это связано с пополнениям пассивного и активного словарного запаса учащихся; 2) обучение умению пользоваться словарным запасом в речи. Направления в работе по обогащению словарного запаса: 1) словарно-лексическое; 2) словарно-орфографическое; 3) словарно-орфоэпическое; 4) словарно-синтаксическое. Главным звеном является лексико-стилистический (функциональный) аспект пополнения словарного запаса: определение контекстуального значения слова, учёт речевой ситуации, стиля и типа речи высказывания, стремление к разнообразной и выразительной речи. Были разработаны основные принципы отбора слов для пополнения лексикона: 1) частотность употребления; 2) коммуникативная знчимость; 3) стилистическая целесообразность; Виды работы по системному пополнению словарного запаса: 1) составление тематических групп слов и фразеологизмов 2) изучение лексико-семантических групп (внутри частей речи); 3) работа со слоарными минимумами (лингвистические термины, определённые лингвистические темы, слова к определённому тексту изложения и сочинения). В школьной методике попытка определить словарные минимумы и способы их введения в лексикон учащихся являются прогрессивным направлением в системе обучения.
Главная задача учителя – вызвать интерес к слову, его значению, его роли в тексте. Основной способ работы с лексическим значением слова –семантизация. Основным приёмом является работа с толковыми словарями. Работа по обогащению словарного запаса тесно связана с грамматическим строем речи, то есть следует идти от значения отдельного слова к его употреблению в речи.
3. Обучение основным видам речевой деятельности Вся система третьего направления работы по РР опирается на 2 типа упражнений: изложение и сочинение. На пути к ним существуют подготовительные речевые упражнения, закрепляющие отдельные знания по основным речеведческим понятиям: текст, его строение и отличительные признаки, типы речи, композиция, тема и основная мысль, микротема (абзац), стиль речи, план высказывания. Примечание: наиболее подробно это направление будет рассмотрено на спецсеминаре по развитию речи учащихся.
ЛЕКЦИЯ 11. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА В ШКОЛЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Бабайцева В.В. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979 2. Дудников А.В. Методика изучения грамматики в школе.- М., 1977
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|