Место и значение изучения раздела в школе
Словосочетание – одна из двух синтаксических единиц, изучаемых в школе. Место раздела определено на основе структурно-семантического принципа в лингвистике и линейно-ступенчатого в методике (от простых единиц к сложным). Данная тема открывает изучение синтаксиса в 5 и 8 классах.
Этапы изучения: 1) начальный; 2) пропедевтический (5 класс); 3) систематический (8 класс); 4) факультативно-обобщающий (9-11 классы). Данный подход к изучению темы требует учёта и реализации следующихлингвистических принципов: - экстралингвистического (сопоставление единиц языка и реалий); - функционального (показать роль единиц языка в речи); - нормативно-стилистического (знакомство в механизмом выбора слов и словосочетаний для реализации их в речи в соответствии с нормами языка); - межуровневых и внутрипредметных связей (опора на сопоставление слова и словосочетания, предложения); - исторического (учёт исторических изменений значений слов, входящих в состав словосочетания).
Методика изучения раздела в школе История вопроса. Как единица синтаксиса, требующая своего изучения в школе, словосочетание стало рассматриваться в 60-е годы ХХ века. Хотя ещё М.В.Ломоносов в 1765 году дал описание сочетания частей речи на основе их синтаксических свойств, особенно стержневых слов. А.Х. Востоков в 1831 году ввёл термин «словосочетание».
Понятийный аппарат и объём сведений. 5 класс: словосочетание и его отличие от слова, структура словосочетания (главное и зависимое слов); виды связи слов: смысловая и грамматическая; способы выражения связи: с помощью окончания, предлог плюс окончание, по смыслу; способ выражения главного и зависимого слова;
8 класс: повторение изученного в 5 классе, структура и грамматическое значение словосочетаний (прилагательное + существительное = предмет и его признак и т.п.); грамматическое и лексическое значение словосочетаний, их единство и различие; типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); уточнение и расширение способов выражения главных и зависимых слов.
Методика преодоления трудностей в изучении темы: 1. Основные теоретические положения темы: а) словосочетание занимает промежуточное место между словом и предложением (имеет номинативное значение и является единицей синтаксиса, следовательно, частью предложения); б) словосочетание должно стотоять из двух слов – самостоятельных частей речи; Например: в течении реки, а не в течение (предлог) дня. в) словосочетание – незаконченная интонационно и по смыслу синтаксическая единица (в отличие от предложения); г) следует отличать словосочетание от предикативной основы (подлежащее + сказуемое); Например: Белый снег - Снег белый. д) разные способы выражения слов в словосочетании определяют и смысловые, и грамматические отношения внутри них. С точки зрения грамматики: - именные, если главное слово – существительное, - глагольные, если главное слово – глагол (управление и примыкание), - наречные (только в примыкании). Количество словосочетаний в предложении зависит от его распространённости. Форма словосочетания передаётся не только с помощью окончания, но и порядком слов и логическим ударением: х Всем полезно гулять на свежем воздухе. х Нужно гулять с пользой.
Методы, приёмы обучения, виды упражнений. Умения и навыки Основные приёмы обучения: - сравнение – сопоставление (со словом, предложением), - разграничение; - классификация. Особую роль выполняет сопоствление одинаковых по смыслу, но разных по грамматическому значению словосочетаний, например: шелковый платок (согл.), платок из шелка (упр.).
Лететь самолётом (беспредложное); Лететь на самолёте (предложное). Умения и навыки: 1) умение выделять словосочетание в предложении; 2) умение определять способ выражения главного и зависимого слова; 3) умение определять способ грамматической связи в словосочетании; 4) умение делать синтаксический разбор.
Наиболее продуктивные виды упражнений: 1) синтаксический разбор (вставка или замена конструкций); 2) на конструирование (составление словосочетаний по заданным схемам); 3) лингвистический эксперимент; 4) выборочно-распределительный диктант; 5) графический диктант; 6) лингвистический анализ текста; 7) составление сочинений-миниатюр по опорным словосочетаниям. 8) редактирование текстов, содержащих неправильные обороты речи.
С точки зрения коммуникативной роли словосочетаний следует соблюдать ряд условий: 1) соблюдение норм лексической и грамматической сочетаемости: например, деловой - (предложение, решение) деловитый - (поведение, человек) думать - (о чём-то) задуматься – (над чем-то); 2) соблюдение правильного с точки зрения норм построения порядка слов, например: Внимательно относитесь друг к другу, а не к друг другу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|