Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и значение изучения раздела в школе




Словосочетание – одна из двух синтаксических единиц, изучаемых в школе.

Место раздела определено на основе структурно-семантического принципа в лингвистике и линейно-ступенчатого в методике (от простых единиц к сложным).

Данная тема открывает изучение синтаксиса в 5 и 8 классах.

 

Этапы изучения:

1) начальный;

2) пропедевтический (5 класс);

3) систематический (8 класс);

4) факультативно-обобщающий (9-11 классы).

Данный подход к изучению темы требует учёта и реализации следующихлингвистических принципов:

- экстралингвистического (сопоставление единиц языка и реалий);

- функционального (показать роль единиц языка в речи);

- нормативно-стилистического (знакомство в механизмом выбора слов и словосочетаний для реализации их в речи в соответствии с нормами языка);

- межуровневых и внутрипредметных связей (опора на сопоставление слова и словосочетания, предложения);

- исторического (учёт исторических изменений значений слов, входящих в состав словосочетания).

 

 

Методика изучения раздела в школе

История вопроса. Как единица синтаксиса, требующая своего изучения в школе, словосочетание стало рассматриваться в 60-е годы ХХ века. Хотя ещё М.В.Ломоносов в 1765 году дал описание сочетания частей речи на основе их синтаксических свойств, особенно стержневых слов. А.Х. Востоков в 1831 году ввёл термин «словосочетание».

 

Понятийный аппарат и объём сведений.

5 класс:

словосочетание и его отличие от слова, структура словосочетания (главное и зависимое слов); виды связи слов: смысловая и грамматическая; способы выражения связи: с помощью окончания, предлог плюс окончание, по смыслу; способ выражения главного и зависимого слова;

8 класс:

повторение изученного в 5 классе, структура и грамматическое значение словосочетаний (прилагательное + существительное = предмет и его признак и т.п.); грамматическое и лексическое значение словосочетаний, их единство и различие; типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); уточнение и расширение способов выражения главных и зависимых слов.

 

Методика преодоления трудностей в изучении темы:

1. Основные теоретические положения темы:

а) словосочетание занимает промежуточное место между словом и предложением (имеет номинативное значение и является единицей синтаксиса, следовательно, частью предложения);

б) словосочетание должно стотоять из двух слов – самостоятельных частей речи; Например: в течении реки, а не в течение (предлог) дня.

в) словосочетание – незаконченная интонационно и по смыслу синтаксическая единица (в отличие от предложения);

г) следует отличать словосочетание от предикативной основы (подлежащее + сказуемое);

Например: Белый снег - Снег белый.

       
   


д) разные способы выражения слов в словосочетании определяют и смысловые, и грамматические отношения внутри них.

С точки зрения грамматики:

- именные, если главное слово – существительное,

- глагольные, если главное слово – глагол (управление и примыкание),

- наречные (только в примыкании).

Количество словосочетаний в предложении зависит от его распространённости. Форма словосочетания передаётся не только с помощью окончания, но и порядком слов и логическим ударением:

х

Всем полезно гулять на свежем воздухе.

х

Нужно гулять с пользой.

 

Методы, приёмы обучения, виды упражнений.

Умения и навыки

Основные приёмы обучения:

- сравнение – сопоставление (со словом, предложением),

- разграничение;

- классификация.

Особую роль выполняет сопоствление одинаковых по смыслу, но разных по грамматическому значению словосочетаний, например: шелковый платок (согл.), платок из шелка (упр.).

Лететь самолётом (беспредложное);

Лететь на самолёте (предложное).

Умения и навыки:

1) умение выделять словосочетание в предложении;

2) умение определять способ выражения главного и зависимого слова;

3) умение определять способ грамматической связи в словосочетании;

4) умение делать синтаксический разбор.

 

Наиболее продуктивные виды упражнений:

1) синтаксический разбор (вставка или замена конструкций);

2) на конструирование (составление словосочетаний по заданным схемам);

3) лингвистический эксперимент;

4) выборочно-распределительный диктант;

5) графический диктант;

6) лингвистический анализ текста;

7) составление сочинений-миниатюр по опорным словосочетаниям.

8) редактирование текстов, содержащих неправильные обороты речи.

 

С точки зрения коммуникативной роли словосочетаний следует

соблюдать ряд условий:

1) соблюдение норм лексической и грамматической сочетаемости: например,

деловой - (предложение, решение)

деловитый - (поведение, человек)

думать - (о чём-то)

задуматься – (над чем-то);

2) соблюдение правильного с точки зрения норм построения порядка слов, например: Внимательно относитесь друг к другу, а не к друг другу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...