Лекция 8. Методика изучения разделов
«ФОНЕТИКА. ГРАФИКА»
1. Задачи, значение, содержание разделов Раздел «Фонетика» – первый ярус языка, изучающий звуки речи, их варианты, позиционные чередования, исторические изменения, слогоделение, ударение и открывающий систему языковых уровней. Его значение в том, что он пронизывает все остальные уровни, так как изучает мельчайшие единицы (звуки) речи. Очевидно его связь с морфемикой – чередование в морфемах; с лексикой – один звук меняет значение слова; с морфологией – с помощью чередований образуются формы слова, например, друг – друзья, лист – листы – листья; с синтаксисом – интонация. Задачи изучения: 1) развитие языкового слуха, которое способствует выделению слов в потоке речи в единстве их лексического и грамматического значения; 2) развитие звуковой культуры речи (правильность артикуляции, дикции, темпа, тембра, тональности – выразительность речи); 3) развитие сознательного отношения к звуко-буквенному разбору слова, способствующего фонетической культуре и орфографическому написанию (умение правильно произносить звуки, умение правильно слышать и выделять их в потоке речи, умение называть звуки по порядку следования в слове, умение разделить звук и букву, умение характеризовать каждый звук в слове); 4) развитие орфографической зоркости на основе звукового анализа. Содержание знаний по фонетике в школе. Начальная школа: слова состоят из звуков, звуки делятся на гласные (ударные/безударные), согласные (звонкие/глухие, твёрдые/мягкие), звонкие согласные, имеющие пару, оглушаются на конце и перед согласными, порядок алфавита. 5 класс: углубление и расширение полученных в начальной школе знаний. Новое в изучении: особенности образования звуков (работа речевого аппарата); о смыслоразличительной функции звуков, о художественной функции (звукопись). Особое внимание следует обратить на такие фонетические процессы, как ударность/безударность, парность по звонкости/глухости, твёрдости/мягкости, смягчающая функция определённых букв. Эти явления вместе с чередованием гласных и согласных звуков – основа орфографии.
Первое, на что обращается внимание, это связь между разделами “Фонетика” и “Графика”, так как фонетика изучает звуки речи, а графика – графические знаки, принятые для обозначения звуков на письме, поэтому весь процесс обучения идёт в сопоставлении и разграничении звуков и букв. 2. Три аспекта изучения фонетики в школе. 1) физиологический: условия работы речевого аппарата, процесс образования звуков, правильная артикуляция (основной метод – анализ и наблюдение); 2) аккустический: работа над восприятием звуков слухом, соотношение голоса и шума, высота звука, длительность, сила, темп, тембр, ударение и слогоделение (связь с орфоэпией, орфографией); 3) функциональный: смыслоразличительная функция звуков: чередование, сочетаемость звуков. Сложности изучения темы, причины появления ошибок: 1) путаница в сознании учащихся в разграничении звуков и букв, которая приводит к ошибкам в разборе; 2) многочисленные процессы трансформации звуков в процессе речи (о/ё после шипящих и ц, ы/и после шипящих и ц; и другое) + оглушение, озвончение, смягчение);
3. Методы, приемы обучения, виды упражнений Основные методы: объяснительно-иллюстративный, беседа, анализ и наблюдение; познавательные методы, самостоятельная работа, фонетический разбор, лингвистический эксперимент. Принципы: сопоставление, разграничение, противопоставление, анализ и синтез. Упражнения: 1) частичный и полный фонетико-графический анализ; 2) орфоэпическая работа; 3) упражнения по орфографии, связанные с понятиями фонетики.
ЛЕКЦИЯ 9. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ «СЛОВООБРАЗОВАНИЯ» И РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. М., 1979.
История вопроса Изучение раздела началось с 19 века. Особое внимание уделялось строению слова. В 20-е годы 20 века этот раздел был исключён из программы, а в 40-х востановлен и введён в учебник под редакцией Бархударова как самостоятельный раздел «Состав слова», в 70-е годы был дополнен второй частью («Словообразование»). В комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой – «Морфемика и словообразование» и изучается в 5 классе целиком. В комплексе под ред. Н.М. Шанского «Состав слова», изучается в 5 классе, а «Словообразование» - в 6 классе. В комплексе М.М.Разумовской, помимо отдельного раздела, есть специальный параграф – «Основные способы образования частей речи». В разных комплексах изучается до и после лексики. Главной причиной неустойчивости в изучении раздела были спорные вопросы его изучения в языкознании (В.В.Виноградов, Г.О.Винокур и др.). Тесно связан со всеми ярусами языка. Этапы изученияморфемики и словообразования 1) начальный: знание о морфемах; 2) систематический: в комплексе с линейным + подходом (В.В.Бабайцевой, М.М.Разумовской) – 5 классе; в комплексе с линейно-ступенчатым подходом (Н.М.Шанского) – 5-6 класс; 3) 7-9 кл. закрепительный: отдельные аспекты в связи с изучением морфологии и синтаксиса. 2. Задачи, содержание, объем сведений по словообразованию, основные понятия Цели изучения: 1) научить разбирать слова по составу и определять способ словообразования, чтобы создать базу для изучения орфографии, лексики, морфологии; 2) научить извлекать нужную информацию о слове из наличия в ней характерных морфем; 3) научить различать морфемный и слоовообразовательный анализы, использовать их в помощь друг другу. По словам В.В.Виноградова, словообразование занимает своеобразное место в ряду лингвистических дисциплин, так как тесно связано с лексикологией, с одной стороны, и во многом связано с грамматикой, то есть занимается изучением формообразования и словосочетания в синтаксисе.
3 группы понятий: 1) связаны со структурой слова: значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание), основа слова (производная/непроизводная, производящая), сложное и сложносокращённое слово, выработка умений, однокоренные слова; 2) связаны со словообразованием: способы словообразования; 3) связаны с порядком и задачами словообразовательного и морфологического разборов. Трудности: 1) выделение окончания (нулевого и там, где его нет); 2) в членении по составу слова; 3) выделение корня, где произошли фонетические изменения, например: строительный, удивительный; 4) в определении процесса словообразования. 3. Методы, приемы, упражнения по словообразованию Методы: слово учителя, беседа, наглядность, разборы. Приёмы: сравнение, сопоставление, разграничение. Упражнения, способствующие преодолению трудностей в изучении раздела: 1) выбрать из текста слова с заданной морфемой, 2) образовать новые слова от заданной морфемы, 3) морфемный анализ, 4) составление слов по заданной схеме, 5) упражнения на разграничение способов словообразования (кисло-сладкий, кисломолочный), 6) подбор слов с одинаковыми морфемами, 7) нахождение слов с синонимичными, антонимичными морфемами.
4. Изучение «Лексики» в школе Задача лексики – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, свободное владение им в устной и письменной речи. Изучение лексики закладывает основы постоянного пополннеия словарного запаса на протяжении всего курса РР. Лексико-семантический взгляд на слово как единицу не только грамматики, позволяет видеть язык как развивающееся явление. Знания и умения по лексике способствуют развитию орфографических умений. Особое значение имеет лексика при развитии комуникативно-речевых умений (умение видеть уместность употребления лексики в тексте, её роль как изобразительно-выразительного средства языка). Обычно учащиеся называют лексику любимым разделом в изучении языка. В школьном учебнике лексика определена как раздел науки о языке, изучающий словарный состав.
Цели изучения раздела: 1) теоретические: а) дать учащимся представление о количественном и качественном составе русской лексики; б) -//- о путях и источниках пополнения русской лексики в прошлом и настоящем; в) -//- о степени жизнеспособности в языке отдельных слов и некоторых их разрядов; г) -//- об основных семантических пластах русской лексики и их функционировании в живой речи, т.е. изучить раздел с 4-х позиций: 1) значение слова и его смысловые связи
2) время появления в языке 3) особенности употребления в речи
лексика
4) происхождение 2) практические: развитие умений определять лексическое значение слова и его толкование; при необходимости пользоваться словарём; определять, в каком значении употреблено слово в тексте; подбирать синонимы, антонимы, омонимы (если есть), определять происхождение слова и сферу его употребления. Объём и содержание раздела в школьном курсе. Понятие о лексическом значении слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, устаревшие и новые слова, диалектная и профессиональная лексика. Фразеология. Этапы изучения в школе: 1) начальный (большое место уделяется практическому аспекту), т.к. в нчальной школе раздел «Лексика» отсутствует; 2) базовый: 5 или 5-6 кл. (в комплексе под ред С.М. Шанского); 3) аспектный (повторительный): связь лексики с разделами грамматики + РР в 7-11 классах.
5. Принципы изучения лексики, фразеологии, культуры речи Специфические принципы обучения (по М.Т.Баранову): 1) экстралингвистический: сопоставление слова и реальной действительности; 2) лексико-грамматический: сопоставление лексического и грамматического значений в слове; 3) системный: сопоставление и учёт всех элементов лексической парадигмы); 4) контекстный: приобретение слов нового значения в контексте; 5) функциональный: стилистическакя соотнесённость лексики; 6) исторический: проблема появления слов в языке, их адаптация и устаревание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|