Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 17. Изучение сложного предложения в школе




1. Место и значение раздела в школьном курсе

Сложное предложение как единица синтаксиса изучается в конце школьного курса языка в 9 классе, хотя первоначальные сведения о нём учащиеся получают ещё в начальной школе. Принято выделять следующие этапы изучения раздела:

1) 5 класс - пропедевтический;

2) 5-8 кл. – прикладной;

3) 9 кл. – систематический.

4) 10-11 кл. – обобщительно-закрепительный.

Следует подчеркнуть 2 важнейшие особенности изучения темы «Сложное предложение»:

1) базируется на знаниях по синтаксису, полученных ранее (простое предложение и элементы сведений о сложном предложении);

2) в 9 кл. изучается во многом как новый материал, объёмный и сложный для восприятия.

Основные задачи изучения:

1)дать чёткое понятие о строении сложного предложения (далее СП):

- имеет 2 и более части; каждая из частей имеет свою грамматическую основу и по строению подобна простому предложению;

- сложное предложение не является суммой сложения нескольких предложений, так как его отдельные части не обладают интонационной (и частично смысловой законченностью), а сливаются по смыслу и интонационно в единое целое;

- СП имеют своё грамматическое значение и свои особенности строения и делятся на соответствующие строению типы;

2) создать условия для усвоения системы понятий, связанных с изучением СП;

3) научить использованию разных видов сложных предложений в речи;

4) сформировать прочные пунктцационные умения и навыки.

Теоретической основой изучения является структурно-семантический принцип: внимание к количеству частей, к средствам связи между ними и семантическим отношениям между частями, например, конструирование:

Лес затих. Певчие птицы улетели на юг. (Учащимся предлагается объединить эти предложения в сложное, используя разные союзы).

Основа представления о струкутре СП заключается в сопоставлении двух типов СП:

 
 

 

 


Союзные (средства грамматической связи частей СП) бессоюзные

 

       
 
   
 


союзные слова союзы интонация

Порядок изучения темы

1. Общее понятие (урок-лекция).

2. Сложносочинённое предложение (ССП).

3. Сложноподчинённое предложение (СПП).

4. Бессоюзное сложное предложение (БСП).

5. Сложная синтаксическая конструкция (ССК).

2. Основные вопросы изучения ССП

Трудности в изучении темы:

1. Типы сочинительных союзов, используемые на границе частей ССП:

 
 


Соединительные: разделительные: противительные:

И или а

Да=и либо но

Тоже то-то да=но

Также не то-не то однако

И поэтому то ли-то ли зато

Ни-ни же

1. Выделение частей ССП (трудность вызывает количество частей – односоставных, которые дети путают с однородными членами). Н-р: Хутор стоял на припёке, и нигде кругом не видно было воды. Приближалась осень, и в старом саду было тихо и грустно.

2. Знаки препинания в ССП: а) обязательная запятая между частями в соответствии с правилом; б) наличие других знаков препинания: точки запятой и тире, например: Ветер дунул – и листья полетели с деревьев, закружились в воздухе; в) оторванность одной части от другой и наличие запятых внутри части, например: Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне; г) отсутствие запятых между частями, имеющих общий второстепенный член или общее придаточное, напимер: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

 

3. Основные вопросы изучения ССП

1. Особенности смысловых и грамматических отношений между частями, сравнение со ССП.

1) части относительно независимы (ССП); части подчиняются одна другой (СПП);

2)Могут присоединяться подчинительными союзами, союзными словами, частицей «ли»;

3) придаточная часть может присоединяться к слову, словосочетанию и всему главному предложению в целом;

4) придаточное предложение может стоять перед главным, после него, внутри главного;

5) придаточных частей может быть несколько и между ними существуют особые виды соподчинения: однородное, параллельное, последовательное;

6) каждый тип придаточного отвечает на характерные только ему вопросы, однако некоторые предложения вопроса не имеют (присоединительное).

Чтобы правильно определить тип придаточной части, необходимо найти:

1. К чему она присоединяется в главной части.

2. Чем присоединяется.

3. Задать вопрос.

 

2. Выделяются 2 группы придаточных по значению, части которых соответствуют второстепенным членам предложения:

Изъяснительные (дополнительные) отвечают на вопросы косвенных падежей, присоединяются союзами, союзными словами к главному или части речи, его заменяющей: существительные мысли, речи, действия, модальные слова (категория состояния) надо, нужно, жаль, например: Жаль, что юность быстротечна.

Определительные (присоединяются к существительным, местоимениям, отвечают на вопрос определений, присоединяются союзными словами (который, какой, что, где, куда, кто), например: Новость, о которой все говорили, взволновала его.

Обстоятельственные – отвечают на вопрос наречий, в основном присоединяется ко всей главной части как союзами, так и союзными словами. Делятся на следующие виды: образа действия, места, времени, цели, причины, условия, сравнения, уступки (особый тип: Как ни старался Антип, ничего у него не вышло), следствия. Особое место занимают присоединительные конструкции, например: Манилов всё время не сидел и курил трубку, что тянулось до самого ужина.

 

Трудности в изучении темы:

1. Разграничение союзов и союзных слов:

Союз

1. Не член предложения.

2. Можно опустить или заменить другим союзом.

3. Не падает логическое ударение

Например: Он знал, что делает.

 

Союзное слово

1. Член предложения.

2.Можно заменить словом из главной части, функцию которого оно выполняет.

3. Падает логическое ударение.

Например: Он знал, что делает нечто особенное.

 

2.Определение вида придаточного, если используется один и тот же союз или союзное слово, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Он знал, где найти пристанище. Я побывал там, где тайны природы ещё не раскрыты.

3.Нахождение слова или словосочетания, к которому присоединяется придаточная часть (особенно наличие указательных слов), например: Он целый день думал о том, что предстоит сделать перед отъездом. Она устала так сильно, что мгновенно уснула, коснувшись головой подушки.

4.Определение вида соподчинения у СПП с несколькими придаточными.

5.Постановка знака препинания, если: 1) придаточное стоит внутри главного; 2) при отсутствии запятой перед союзом и при однородном подчинении с опущенным союзом или союзным словом, например: Получили известие, что Волга стала и (что) через неё потянулись обозы. 3) запятая в составных союзах: в то время как, из-за того что, так что, потому что; 4) при стечении союзов при последовательном подчинении: что когда (то); что хотя (но), что если (то), например: Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии мне будет трудно освободиться от его опеки.

При изучении БСП главная задача – показать, как интонация и смысловые отношения между частями определяют выбор знаков препинания (,;: -).

Формируя знания о ССК, или предложении с разными видами связи, следует выработать умение выделять смысловые блоки, в которые может входить несколько частей СП.

Основные виды упражнений:

1) конструирование и реконструирование;

2) синтаксический разбор;

3) составлении предложений по схемам и составление схем к предложениям;

4) выделение ССП в тексте, анализ структуры, определение стилистической функции;

5) составление алгоритмов по правилу;

6) написание сочинений-миниатюр по опорным конструкциям;

7) интонирование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...