Лекция 17. Изучение сложного предложения в школе
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 1. Место и значение раздела в школьном курсе Сложное предложение как единица синтаксиса изучается в конце школьного курса языка в 9 классе, хотя первоначальные сведения о нём учащиеся получают ещё в начальной школе. Принято выделять следующие этапы изучения раздела: 1) 5 класс - пропедевтический; 2) 5-8 кл. – прикладной; 3) 9 кл. – систематический. 4) 10-11 кл. – обобщительно-закрепительный. Следует подчеркнуть 2 важнейшие особенности изучения темы «Сложное предложение»: 1) базируется на знаниях по синтаксису, полученных ранее (простое предложение и элементы сведений о сложном предложении); 2) в 9 кл. изучается во многом как новый материал, объёмный и сложный для восприятия. Основные задачи изучения: 1)дать чёткое понятие о строении сложного предложения (далее СП): - имеет 2 и более части; каждая из частей имеет свою грамматическую основу и по строению подобна простому предложению; - сложное предложение не является суммой сложения нескольких предложений, так как его отдельные части не обладают интонационной (и частично смысловой законченностью), а сливаются по смыслу и интонационно в единое целое; - СП имеют своё грамматическое значение и свои особенности строения и делятся на соответствующие строению типы; 2) создать условия для усвоения системы понятий, связанных с изучением СП; 3) научить использованию разных видов сложных предложений в речи; 4) сформировать прочные пунктцационные умения и навыки. Теоретической основой изучения является структурно-семантический принцип: внимание к количеству частей, к средствам связи между ними и семантическим отношениям между частями, например, конструирование: Лес затих. Певчие птицы улетели на юг. (Учащимся предлагается объединить эти предложения в сложное, используя разные союзы).
Основа представления о струкутре СП заключается в сопоставлении двух типов СП:
Союзные (средства грамматической связи частей СП) бессоюзные
союзные слова союзы интонация Порядок изучения темы 1. Общее понятие (урок-лекция). 2. Сложносочинённое предложение (ССП). 3. Сложноподчинённое предложение (СПП). 4. Бессоюзное сложное предложение (БСП). 5. Сложная синтаксическая конструкция (ССК). 2. Основные вопросы изучения ССП Трудности в изучении темы: 1. Типы сочинительных союзов, используемые на границе частей ССП: Соединительные: разделительные: противительные: И или а Да=и либо но Тоже то-то да=но Также не то-не то однако И поэтому то ли-то ли зато Ни-ни же 1. Выделение частей ССП (трудность вызывает количество частей – односоставных, которые дети путают с однородными членами). Н-р: Хутор стоял на припёке, и нигде кругом не видно было воды. Приближалась осень, и в старом саду было тихо и грустно. 2. Знаки препинания в ССП: а) обязательная запятая между частями в соответствии с правилом; б) наличие других знаков препинания: точки запятой и тире, например: Ветер дунул – и листья полетели с деревьев, закружились в воздухе; в) оторванность одной части от другой и наличие запятых внутри части, например: Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне; г) отсутствие запятых между частями, имеющих общий второстепенный член или общее придаточное, напимер: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.
3. Основные вопросы изучения ССП
1. Особенности смысловых и грамматических отношений между частями, сравнение со ССП. 1) части относительно независимы (ССП); части подчиняются одна другой (СПП); 2)Могут присоединяться подчинительными союзами, союзными словами, частицей «ли»; 3) придаточная часть может присоединяться к слову, словосочетанию и всему главному предложению в целом; 4) придаточное предложение может стоять перед главным, после него, внутри главного; 5) придаточных частей может быть несколько и между ними существуют особые виды соподчинения: однородное, параллельное, последовательное; 6) каждый тип придаточного отвечает на характерные только ему вопросы, однако некоторые предложения вопроса не имеют (присоединительное). Чтобы правильно определить тип придаточной части, необходимо найти: 1. К чему она присоединяется в главной части. 2. Чем присоединяется. 3. Задать вопрос.
2. Выделяются 2 группы придаточных по значению, части которых соответствуют второстепенным членам предложения: Изъяснительные (дополнительные) отвечают на вопросы косвенных падежей, присоединяются союзами, союзными словами к главному или части речи, его заменяющей: существительные мысли, речи, действия, модальные слова (категория состояния) надо, нужно, жаль, например: Жаль, что юность быстротечна. Определительные (присоединяются к существительным, местоимениям, отвечают на вопрос определений, присоединяются союзными словами (который, какой, что, где, куда, кто), например: Новость, о которой все говорили, взволновала его. Обстоятельственные – отвечают на вопрос наречий, в основном присоединяется ко всей главной части как союзами, так и союзными словами. Делятся на следующие виды: образа действия, места, времени, цели, причины, условия, сравнения, уступки (особый тип: Как ни старался Антип, ничего у него не вышло), следствия. Особое место занимают присоединительные конструкции, например: Манилов всё время не сидел и курил трубку, что тянулось до самого ужина.
Трудности в изучении темы: 1. Разграничение союзов и союзных слов: Союз 1. Не член предложения. 2. Можно опустить или заменить другим союзом. 3. Не падает логическое ударение Например: Он знал, что делает.
Союзное слово
1. Член предложения. 2.Можно заменить словом из главной части, функцию которого оно выполняет. 3. Падает логическое ударение. Например: Он знал, что делает нечто особенное.
2.Определение вида придаточного, если используется один и тот же союз или союзное слово, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Он знал, где найти пристанище. Я побывал там, где тайны природы ещё не раскрыты. 3.Нахождение слова или словосочетания, к которому присоединяется придаточная часть (особенно наличие указательных слов), например: Он целый день думал о том, что предстоит сделать перед отъездом. Она устала так сильно, что мгновенно уснула, коснувшись головой подушки. 4.Определение вида соподчинения у СПП с несколькими придаточными. 5.Постановка знака препинания, если: 1) придаточное стоит внутри главного; 2) при отсутствии запятой перед союзом и при однородном подчинении с опущенным союзом или союзным словом, например: Получили известие, что Волга стала и (что) через неё потянулись обозы. 3) запятая в составных союзах: в то время как, из-за того что, так что, потому что; 4) при стечении союзов при последовательном подчинении: что когда (то); что хотя (но), что если (то), например: Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии мне будет трудно освободиться от его опеки. При изучении БСП главная задача – показать, как интонация и смысловые отношения между частями определяют выбор знаков препинания (,;: -). Формируя знания о ССК, или предложении с разными видами связи, следует выработать умение выделять смысловые блоки, в которые может входить несколько частей СП. Основные виды упражнений: 1) конструирование и реконструирование; 2) синтаксический разбор; 3) составлении предложений по схемам и составление схем к предложениям; 4) выделение ССП в тексте, анализ структуры, определение стилистической функции; 5) составление алгоритмов по правилу; 6) написание сочинений-миниатюр по опорным конструкциям; 7) интонирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|