Опрос на уроках русского языка
Опрос на уроках русского языка – форма конроля ЗУНов. Типы: текущий и итоговый (по задачам обучения). По охвату количества учащихся: индивидуальный, групповой, коллективный (фронтальный). По форме проведения: устный и письменный. По месту проведения: у доски, у стола учителя, с места. Примечание: поощряется комбинированный опрос. Индивидуальный опрос: «+»: чёткое выяснение знаний отдельного ученика; «-»: малое количество опрашиваемых. Это может быть устный ответ, ответ по плану, по таблице, по карточке, тесту, перфокарте. Фронтальный опрос: «+»: охват большого количества учащихся, экономит время; «-»: достоверность учеников. Психологически мобилизуется внимание учащихся при опросе разновариантностью заданий и вопросов, просьбой учителя оценить ответ говорящего, принцип соревнования. Уплотнённый опрос. Совмещает в себе разные формы опроса проводимые одновременно.
ЛЕКЦИЯ 5. ИЗУЧЕНИЕ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: См. к практическому занятию Сущность понятия «офрография» в лингвистике и методике 1. Орфография – система правил: а) о написании слов и их значимых частей; б) о слитном, раздельном и дефисном написании; в) о переносе слов (Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова). Орфография – один из важнейших разделов в курсе русского языка, изучаемый в школе и отвечающий за передачу на письме речи с помощью буквенны и небуквенных средств (М.Р.Львов). Цели изучения орфографии: - формирование навыков грамотного письма; - знакомство с основными орфографическими понятиями; - формирование орфографической зоркости (умение видеть орфограммы в слове); - выработка знаний и умений на уровне относительной грамотности (овладение кругом знаний, определённых программой).
Существует понятие абсолютной грамотности (владение всеми правилами орфографии и умениями применить их на практике). Один из главных вопросов в методике облучения орфографии: как создание условий овладения грамотностью: 1) хорошо развитый речевой слух; 2) прочное знание орфографических правил; 3) профессиональное преподавание орфографии, включающее в себя: - умение чётко вводить орфографическое правило, учитывая основные этапы его изучения (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение по памяти, его освоение в практическом материале); - подбор методов обучения, способствующих осознанному восприятию правила; - подбор упражнений по возрастной сложности для выработки орфографических УиН; - многократный, систематический повтор изученного правила при попутном повторении; 4) обязательная связь изучения орфографии с системой языка и развития речи (РР). Место изучения орфографии в школьном курсе Место изучения орфографии в школьном курсе определено спецификой её связи со всеми ярусами языка. Её невозможно изучать, как отдельный раздел без создания базы при изучении ярусов языка: фонетика даёт представление об ударном/безударном чередовании, о звонких и глухих звуках; морфемика определяет место орфограмм в слове; морфология – привязанность орфограмм к частям речи; синтаксис – связь слов в словосочетании и предложении, определёние правильной формы слов у изменяемых частей речи. Поэтому орфография изучается попутно с изучением разделов язкознания. Этапы изучения орфографии в школе: 1. Начальный (1-4 классы). 2. Основной (5-7 классы). 3. Обобщительно-повторительный (8-9 классы). 4. Факультативный (10-11 классы). Принципы русской орфографии: 1) фонетический (совпадение произношения с написанием слов: (приставки на з-, с-; -и-, -ы- после приставок);
2) морфологический (единообразное написание морфем); 3) дифференциальный (в основе выбор написания в зависимости от смысловой части правила); 4) исторический (традиционный): ци, жи, ши (запоминание).
Основные орфографические понятия 1) понятия, которые должны усвоить учащиеся; 2) понятия, которыми оперирует учитель. Орфограмма – то или иное написание в слове между словами, выбор которого определяется правилом (введено в практику школы в 80е гг. ХХ века); неорфограмма – написание, не вызывающее затруднений (например, лом); типы орфограмм: 1) буквенные; 2) небуквенные; ↓ ↓ гласные, согласные буквы, дефис, черточка, (знак пере- сочетание букв; носа), контакт (слитное на- писание), пробел (раздель- ное написание); вид орфограммы – название орфограммы в соответствии с формой её выражения и местом в слове (обычно служит названием орфографического правила); опознавательные признаки орфограммы: место орфограммы, её окружение (сочетание с другими частями речи, нахождение в определённой части речи); условия выбора орфограммы: опираются на формулировку правила и опознавательные призаки орфограммы; орфографическое правило – инструкция, определяющая выбор и правильное написание орфогрммы: 1) бывают одночастными; 2) большинство правил 2 и 3 – частные (е/и, о/а, о/ё; слитное, раздельное, дефисное написание). Правила делятся по формулировке на разрешающие и запрещающие. При затруднении необходимо обращаться к орфографическому словарю. 2. Понятия, которыми оперирует учитель: принципы русской орфографии; орфографические умения и навыки, орфографическая зоркость и память, вариант орфограмм – видоизменение в написании при сохранении тождественного морфологического состава, трудная/лёгкая орфограмма; актуальная/неактуальная орфограмма; трудный случай применения правила. Умения по орфографии: 1) умение находить орфограмму в слове или между словами; 2) умение соотносить написание орфограмм с изученными правилами; 3) умение проверять орфограммы, пользуясь правилами, справочниками, словарями; 4) умение выполнить орфографический разбор слов и словосочетаний; 5) умение выполнять орфографические диктанты разных видов.
Главное – умение писать без ошибок, находить ошибку и исправлять её. Орфографические ошибки – нарушение правил написания любого вида орфограмм. Работа по предупреждению ошибок включает разнообразные виды тренировочных упражнений. Орфографические упражнения: 1) списывание на вставку пропущенной орфограммы; 2) списывание с объяснением орфограммы в слове; 3) орфографические диктанты (объяснительный, предупредительный, комментирован-ный, выборочно-распределительный, творческий и свободный, самодиктант, по памяти); 4) орфографический разбор; 5) работа со словарями и справочниками; 6) решение орфографических задач и пропорций. К теоретическим упражнениям относится работа по заполнению таблиц, схем, составление алгоритмов правила, упражнения по РР (использование слов на изучаемую орфограмму в текстах изложений и сочинений).
ЛЕКЦИЯ 6. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Донская Т.К. Дифференцированное обучение. Л., 1986. 2. Донская Т.К. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Л., 1978. 3. Ващенко А.П. Дифференцированный подход к учащимся. //РЯШ, 1991, № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|