Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опрос на уроках русского языка




Опрос на уроках русского языка – форма конроля ЗУНов.

Типы:

текущий и итоговый (по задачам обучения).

По охвату количества учащихся: индивидуальный, групповой, коллективный (фронтальный).

По форме проведения: устный и письменный.

По месту проведения: у доски, у стола учителя, с места.

Примечание: поощряется комбинированный опрос.

Индивидуальный опрос: «+»: чёткое выяснение знаний отдельного ученика; «-»: малое количество опрашиваемых. Это может быть устный ответ, ответ по плану, по таблице, по карточке, тесту, перфокарте.

Фронтальный опрос: «+»: охват большого количества учащихся, экономит время; «-»: достоверность учеников. Психологически мобилизуется внимание учащихся при опросе разновариантностью заданий и вопросов, просьбой учителя оценить ответ говорящего, принцип соревнования.

Уплотнённый опрос. Совмещает в себе разные формы опроса проводимые одновременно.

 

ЛЕКЦИЯ 5. ИЗУЧЕНИЕ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

См. к практическому занятию

Сущность понятия «офрография» в лингвистике и методике

1. Орфография – система правил: а) о написании слов и их значимых частей; б) о слитном, раздельном и дефисном написании; в) о переносе слов (Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова).

Орфография – один из важнейших разделов в курсе русского языка, изучаемый в школе и отвечающий за передачу на письме речи с помощью буквенны и небуквенных средств (М.Р.Львов).

Цели изучения орфографии:

- формирование навыков грамотного письма;

- знакомство с основными орфографическими понятиями;

- формирование орфографической зоркости (умение видеть орфограммы в слове);

- выработка знаний и умений на уровне относительной грамотности (овладение кругом знаний, определённых программой).

Существует понятие абсолютной грамотности (владение всеми правилами орфографии и умениями применить их на практике).

Один из главных вопросов в методике облучения орфографии: как создание условий овладения грамотностью:

1) хорошо развитый речевой слух;

2) прочное знание орфографических правил;

3) профессиональное преподавание орфографии, включающее в себя:

- умение чётко вводить орфографическое правило, учитывая основные этапы его изучения (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение по памяти, его освоение в практическом материале);

- подбор методов обучения, способствующих осознанному восприятию правила;

- подбор упражнений по возрастной сложности для выработки орфографических УиН;

- многократный, систематический повтор изученного правила при попутном повторении;

4) обязательная связь изучения орфографии с системой языка и развития речи (РР).

Место изучения орфографии в школьном курсе

Место изучения орфографии в школьном курсе определено спецификой её связи со всеми ярусами языка. Её невозможно изучать, как отдельный раздел без создания базы при изучении ярусов языка: фонетика даёт представление об ударном/безударном чередовании, о звонких и глухих звуках; морфемика определяет место орфограмм в слове; морфология – привязанность орфограмм к частям речи; синтаксис – связь слов в словосочетании и предложении, определёние правильной формы слов у изменяемых частей речи. Поэтому орфография изучается попутно с изучением разделов язкознания.

Этапы изучения орфографии в школе:

1. Начальный (1-4 классы).

2. Основной (5-7 классы).

3. Обобщительно-повторительный (8-9 классы).

4. Факультативный (10-11 классы).

Принципы русской орфографии:

1) фонетический (совпадение произношения с написанием слов: (приставки на з-, с-; -и-, -ы- после приставок);

2) морфологический (единообразное написание морфем);

3) дифференциальный (в основе выбор написания в зависимости от смысловой части правила);

4) исторический (традиционный): ци, жи, ши (запоминание).

 

Основные орфографические понятия

1) понятия, которые должны усвоить учащиеся;

2) понятия, которыми оперирует учитель.

Орфограмма – то или иное написание в слове между словами, выбор которого определяется правилом (введено в практику школы в 80е гг. ХХ века); неорфограмма – написание, не вызывающее затруднений (например, лом);

типы орфограмм:

1) буквенные; 2) небуквенные;

↓ ↓

гласные, согласные буквы, дефис, черточка, (знак пере-

сочетание букв; носа), контакт (слитное на-

писание), пробел (раздель-

ное написание);

вид орфограммы – название орфограммы в соответствии с формой её выражения и местом в слове (обычно служит названием орфографического правила);

опознавательные признаки орфограммы: место орфограммы, её окружение (сочетание с другими частями речи, нахождение в определённой части речи);

условия выбора орфограммы: опираются на формулировку правила и опознавательные призаки орфограммы;

орфографическое правило – инструкция, определяющая выбор и правильное написание орфогрммы:

1) бывают одночастными;

2) большинство правил 2 и 3 – частные (е/и, о/а, о/ё; слитное, раздельное, дефисное написание).

Правила делятся по формулировке на разрешающие и запрещающие.

При затруднении необходимо обращаться к орфографическому словарю.

2. Понятия, которыми оперирует учитель:

принципы русской орфографии; орфографические умения и навыки, орфографическая зоркость и память,

вариант орфограмм – видоизменение в написании при сохранении тождественного морфологического состава,

трудная/лёгкая орфограмма;

актуальная/неактуальная орфограмма;

трудный случай применения правила.

Умения по орфографии:

1) умение находить орфограмму в слове или между словами;

2) умение соотносить написание орфограмм с изученными правилами;

3) умение проверять орфограммы, пользуясь правилами, справочниками, словарями;

4) умение выполнить орфографический разбор слов и словосочетаний;

5) умение выполнять орфографические диктанты разных видов.

Главное – умение писать без ошибок, находить ошибку и исправлять её.

Орфографические ошибки – нарушение правил написания любого вида орфограмм. Работа по предупреждению ошибок включает разнообразные виды тренировочных упражнений.

Орфографические упражнения: 1) списывание на вставку пропущенной орфограммы; 2) списывание с объяснением орфограммы в слове; 3) орфографические диктанты (объяснительный, предупредительный, комментирован-ный, выборочно-распределительный, творческий и свободный, самодиктант, по памяти); 4) орфографический разбор; 5) работа со словарями и справочниками; 6) решение орфографических задач и пропорций.

К теоретическим упражнениям относится работа по заполнению таблиц, схем, составление алгоритмов правила, упражнения по РР (использование слов на изучаемую орфограмму в текстах изложений и сочинений).

 

 

ЛЕКЦИЯ 6. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Донская Т.К. Дифференцированное обучение. Л., 1986.

2. Донская Т.К. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Л., 1978.

3. Ващенко А.П. Дифференцированный подход к учащимся. //РЯШ, 1991,

№ 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...