Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ BASIC I.D. второго порядка




Анализ BASIC I. D. второго порядка

 

Когда при лечении клиентов консультанты попадают в тупик, они могут прибегнуть к анализу BASIC I. D. второго порядка. Такой анализ делает возможным более детальный обзор поведения, аффективных и сенсорных реакций, образов, когниций, межличност­ных факторов, факторов, связанных с наркотической зависимостью и другими видами зависимости и биологических факторов, имеющих отношение к области, в которой до­стижение изменения оказывается трудным. Например, у индивида может упорно со­храняться застенчивое поведение, несмотря на использование разыгрывания ролей, репетиции поведения, моделирования и других видов обучения. Когда одну клиентку при проведении исследования вторичного порядка спросили, какие ассоциации BASIC I. D. возникают у нее в связи с понятием «ассертивность», она дала следующие ответы: поведение, нападение; аффект, гневный; ощущения, напряженность; образы, разры­вы бомб; когниций, сведение счетов; межличностные отношения, причинение боли; наркотическая зависимость и другие виды зависимости /биология, высокое кровя­ное давление (Lazarus, 1989a). Хотя консультант попытался объяснить данной клиент­ке, в чем заключается различие между ассертивностью и агрессией, исследование BASIC I. D. второго порядка показало, что женщина все же продолжала считать ассертивные реакции эквивалентными злобным атакам. В другом случае клиент-мужчина не отреагировал на тренинг ассертивности; анализ BASIC I. D. второго порядка показал, что он не чувствовал себя имеющим право на определенные права и привилегии (Laza­rus, 1992).

 

Выбор техник

 

Лазарус пишет: «Фундаментальная предпосылка мультимодального подхода такова: клиентов обычно беспокоит множество конкретных проблем, с которыми нужно справ­ляться с помощью множества конкретных видов лечения» (Lazarus, 1989a, р. 519). Как мультимодальные консультанты выбирают техники лечения? Табл. 14. 1 представляет собой часть Профиля модальностей, в ней перечисляются техники, выбранные для кли­ента-мужчины, который обратился к консультанту по поводу генерализованной трево­ги. Мультимодальные консультанты должны иметь представление о многих техниках и уметь квалифицированно их использовать. Если консультанты не будут иметь пред­ставления об определенных техниках или не будут уметь применять их, они вряд ли смогут помочь клиентам, находящимся в определенных состояниях. Главное условие, предъявляемое к выбору техник, — наличие данных исследований, обосновывающих целесообразность использования конкретных техник. Существуют эмпирические дан­ные, позволяющие обосновать целесообразность применения выбранных видов лече­ния. При этом учитывается целый ряд факторов, таких как «нервная булимия, компульсивные ритуалы, недостаточное развитие социальных навыков, биполярная депрессия, бред шизофреника, фокальные фобии, тики, судороги, расстройства привычек, сниже­ние способности справляться с болью, чрезмерно глубокое дыхание, панические рас­стройства, аутизм, энурез, вагинизм и другие сексуальные дисфункции, разнообраз­ные расстройства, связанные со стрессом... » (Lazarus et al., 1992). Однако, вероятно, всегда будут существовать какие-то «серые области». Практикующие консультанты должны регулярно знакомиться с литературой, в которой описываются результаты пос­ледних исследований.

Мультимодальные консультанты при выборе техник и составлении списка исполь­зуемых техник с учетом их приоритетности принимают во внимание множество других факторов, в частности приоритеты клиентов, порядок запуска, желательность опыта раннего успеха. Консультанты тщательно анализируют ответы клиентов на следую­щие три вопроса, размещенные на 4-й странице Мультимодальной анкеты истории жиз­ни: «Расскажите в нескольких словах, чем, по вашему мнению, занимаются психотера­певты», «Как долго, по вашему мнению, должен продолжаться курс лечения в вашем случае? », «Какими личными качествами, по вашему мнению, должен обладать идеаль­ный психотерапевт? » (Lazarus, 1992, р. 242-3). Например, клиенты, полагающие, что идеальный консультант — это активный слушатель, могут отнестись недоброжелатель­но к активно-директивным, сориентированным на решение задач консультантам.,

Мультимодальные консультанты начинают «с наиболее очевидных и логических процедур» (Kwee, Lazarus, 1986, p. 335). Сделав выбор, консультанты должны приспо­собить выбранные техники к уникальным характерным чертам каждого клиента, чтобы содействовать строгому соблюдению правил и увеличить податливость клиентов. Выб­рать техники может оказаться относительно несложно, однако их использование «тре­бует большого клинического опыта, сообразительности и высокого мастерства» (Kwee, Lazarus, 1986, p. 337). Если первоначально выбранные техники не работают, Лазарус в некоторых случаях переходит к другим хорошо исследованным техникам. Иногда он вы­ходит за рамки хорошо исследованных техник, используя другие, менее проверенные, методы, которые могут помочь конкретным клиентам. Например, можно применить технику уменьшения размеров пугающего объекта (эта техника используется в нейро-лингвистическом программировании, НЛП) или концепции Родителя, Взрослого и Ре­бенка (это основные концепции трансактного анализа) (Dryden, 1991). Кроме того, мож-, но провести анализ BASIC I. D. второго порядка, чтобы выявить существенные факторы, которые, возможно, были пропущены при выполнении процедур первичной оценки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...