Основные мультимодальные техники
Основные мультимодальные техники
Ниже описываются основные Мультимодальные техники для каждого аспекта BASIC I. D. * (Kwee, Lazarus, 1986; Lazarus, 1989с). Часто консультанты комбинируют эти техники друг с другом. Техники следует применять соблюдая меру, в соответствии с выявленными индивидуальными потребностями клиентов.
Поведение
Репетиция поведения. Консультанты, которые начинают с исполнения роли другого человека, неоднократно репетируют с клиентами поведение в определенных ситуациях. Для записи диалогов используются аудио- или видеомагнитофоны, записи неоднократно проигрываются. Подготовившись, клиенты применяют приобретенные навыки на практике в реальных ситуациях. Моделирование. Консультанты представляют конкретным клиентам ролевые модели поведения, побуждая клиентов подражать этим моделям. Консультанты могут моделировать поведение (например, уверенное возвращение дефектных товаров в магазин) в обстановке реальной жизни. Неподкрепление. Не проявляя внимания к определенным видам поведения клиентов, консультанты и другие люди, образующие социальную окружающую среду клиентов, могут облегчить угасание этих видов поведения. Положительное подкрепление. Для того чтобы усилить определенное поведение клиента, консультанты могут рекомендовать применение социальных подкрепляющих стимулов, таких как похвала, признание, поддержка. При работе с детьми и подростками консультанты могут применять ощутимые материальные подкрепляющие стимулы, например лакомства и деньги. Консультанты также могут использовать жетоны, которые клиенты обменивают на материальные награды.
Регистрация и самоконтроль. Консультанты побуждают клиентов заниматься систематической регистрацией, составлением таблиц и/или учетом целевого поведения. Контроль стимула. От отсутствия или присутствия определенных стимулов зависит частота, с которой встречается данный вид поведения. Например, людям, пробующим похудеть, не следует держать дома закуски и десерты. Учащимся, которые стараются усилить учебное поведение, рекомендуется устранить со своих рабочих столов отвлекающие стимулы и сидеть за ними только во время выполнения учебных заданий. Систематическое подвергание воздействию. Консультанты советуют клиентам подвергать себя воздействию вызывающих страх факторов постепенно. Для преодоления склонности к уклонению в сочетании с систематическим подверганием воздействию можно использовать многие дополнительные методы, такие как репетиция цели или развитие копинг-воображения.
Аффект Обучение выражению гнева. Консультанты учат клиентов признавать и выражать свой гнев. Это — не самоцель, и клиентам может потребоваться репетиция поведения, характеризующегося уверенным выражением гнева. Суть техники, помогающей заставить клиентов вступить в контакт с испытываемыми ими гневными чувствами, следующая. Консультанты терпеливо добиваются от клиентов все более и более громкого произнесения фразы: «Я в гневе» и побуждают их тузить и пинать диванные подушки из пенопласта, обычные пуховые подушки и различные надувные объекты. Тренинг навыков, позволяющих управлять тревогой. Сначала консультанты проводят общий тренинг релаксации, а затем обучают клиентов навыкам репетиции цели или использования копинг-воображения. Затем консультанты учат клиентов генерировать вызывающие тревогу когниции и образы и сразу после этого расслабляться и фокусировать внимание на спокойных ощущениях, рисовать в воображении безмятежные образы, оспаривать иррациональные идеи и концентрироваться на оптимистических и расслабляющих мыслях.
Идентификация чувств. Точное обозначение чувств — один из составляющих элементов идентификации чувств. Например, клиенты могут говорить, что у них «депрессия», в то время как имеющиеся у них симптомы указывают скорее на «тревогу». При идентификации чувств главную роль играет изучение эмоциональной сферы клиента; консультанты помогают клиентам выделять существенные чувства, которые неясны или неверно направлены. Использование пустого стула. Клиент находится перед пустым стулом и воображает, что этот стул занят значимым другим человеком. Клиент начинает диалог с этим другим человеком и затем периодически меняет стулья, чтобы исполнять роли обоих собеседников. Консультанты могут подсказывать клиентам, что следует говорить; например, консультант может посоветовать клиенту: «Попросите ее точно сообщить вам, какого ответа она ждет от вас». Использование пустого стула помогает клиентам не только признавать и выражать собственные чувства, но и оценивать точки зрения других людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|