Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные мультимодальные техники




Основные мультимодальные техники

 

Ниже описываются основные Мультимодальные техники для каждого аспекта BASIC I. D. * (Kwee, Lazarus, 1986; Lazarus, 1989с). Часто консультанты комбинируют эти тех­ники друг с другом. Техники следует применять соблюдая меру, в соответствии с выяв­ленными индивидуальными потребностями клиентов.

 

Поведение

 

Репетиция поведения. Консультанты, которые начинают с исполнения роли другого человека, неоднократно репетируют с клиентами поведение в определенных ситуаци­ях. Для записи диалогов используются аудио- или видеомагнитофоны, записи неодно­кратно проигрываются. Подготовившись, клиенты применяют приобретенные навыки на практике в реальных ситуациях.

Моделирование. Консультанты представляют конкретным клиентам ролевые мо­дели поведения, побуждая клиентов подражать этим моделям. Консультанты могут мо­делировать поведение (например, уверенное возвращение дефектных товаров в мага­зин) в обстановке реальной жизни.

Неподкрепление. Не проявляя внимания к определенным видам поведения кли­ентов, консультанты и другие люди, образующие социальную окружающую среду кли­ентов, могут облегчить угасание этих видов поведения.

Положительное подкрепление. Для того чтобы усилить определенное поведе­ние клиента, консультанты могут рекомендовать применение социальных подкрепля­ющих стимулов, таких как похвала, признание, поддержка. При работе с детьми и под­ростками консультанты могут применять ощутимые материальные подкрепляющие стимулы, например лакомства и деньги. Консультанты также могут использовать же­тоны, которые клиенты обменивают на материальные награды.

Регистрация и самоконтроль. Консультанты побуждают клиентов заниматься систематической регистрацией, составлением таблиц и/или учетом целевого поведе­ния.

Контроль стимула. От отсутствия или присутствия определенных стимулов за­висит частота, с которой встречается данный вид поведения. Например, людям, пробу­ющим похудеть, не следует держать дома закуски и десерты. Учащимся, которые ста­раются усилить учебное поведение, рекомендуется устранить со своих рабочих столов отвлекающие стимулы и сидеть за ними только во время выполнения учебных заданий.

Систематическое подвергание воздействию. Консультанты советуют клиен­там подвергать себя воздействию вызывающих страх факторов постепенно. Для пре­одоления склонности к уклонению в сочетании с систематическим подверганием воз­действию можно использовать многие дополнительные методы, такие как репетиция цели или развитие копинг-воображения.

 

Аффект

Обучение выражению гнева. Консультанты учат клиентов признавать и выражать свой гнев. Это — не самоцель, и клиентам может потребоваться репетиция поведе­ния, характеризующегося уверенным выражением гнева. Суть техники, помогающей заставить клиентов вступить в контакт с испытываемыми ими гневными чувствами, следующая. Консультанты терпеливо добиваются от клиентов все более и более гром­кого произнесения фразы: «Я в гневе» и побуждают их тузить и пинать диванные по­душки из пенопласта, обычные пуховые подушки и различные надувные объекты.

Тренинг навыков, позволяющих управлять тревогой. Сначала консультанты проводят общий тренинг релаксации, а затем обучают клиентов навыкам репетиции цели или использования копинг-воображения. Затем консультанты учат клиентов генерировать вызывающие тревогу когниции и образы и сразу после этого расслаблять­ся и фокусировать внимание на спокойных ощущениях, рисовать в воображении без­мятежные образы, оспаривать иррациональные идеи и концентрироваться на оптими­стических и расслабляющих мыслях.

Идентификация чувств. Точное обозначение чувств — один из составляющих элементов идентификации чувств. Например, клиенты могут говорить, что у них «депрессия», в то время как имеющиеся у них симптомы указывают скорее на «тревогу». При идентификации чувств главную роль играет изучение эмоциональной сферы кли­ента; консультанты помогают клиентам выделять существенные чувства, которые не­ясны или неверно направлены.

Использование пустого стула. Клиент находится перед пустым стулом и вооб­ражает, что этот стул занят значимым другим человеком. Клиент начинает диалог с этим другим человеком и затем периодически меняет стулья, чтобы исполнять роли обоих собеседников. Консультанты могут подсказывать клиентам, что следует гово­рить; например, консультант может посоветовать клиенту: «Попросите ее точно сооб­щить вам, какого ответа она ждет от вас». Использование пустого стула помогает кли­ентам не только признавать и выражать собственные чувства, но и оценивать точки зрения других людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...