На пороге третьего тысячелетия (глобальные проблемы и долгосрочное развитие СССР)
Исследовательский доклад
В 1984 году в Москве в Институте системного анализа (в то время ВНИИСИ – ВНИИ системных исследований) под руководством академика Д.М. Гвишиани был подготовлен доклад «На пороге третьего тысячелетия (глобальные проблемы и долгосрочное развитие СССР)». Он явился результатом многолетней работы по глобальному моделированию, проводимой многочисленным коллективом советских ученых. Три исследователя, входивших в авторский коллектив, В.А. Геловани, В.Б. Бритков и С.В. Дубовский в своей работе «СССР и Россия в глобальной системе (1985 – 2030): результаты глобального моделирования» не только приводят текст исследовательского доклада, но и, опираясь на его данные, делают собственный прогноз относительно будущего России, в первую очередь его экономического аспекта, в глобализирующемся мире. В докладе рассматриваются следующие проблемы: глобальная система: структура, проблемы, методы исследования, долгосрочный экономический рост стран и регионов мира на пороге третьего тысячелетия, глобальная демографическая ситуация, глобальная продовольственная ситуация, глобальные энергоресурсные перспективы, глобальная проблема обеспечения минеральным сырьем, состояние природной среды и климата, проблемы мировой торговли, глобальная проблема внешней задолженности развивающихся стран, циклический фактор в долгосрочном развитии мировой капиталистической системы, соотношение сил трех центров империализма и перспективы их изменений, структурные сдвиги в мировой капиталистической экономике, магистральные направления научно-технического прогресса в современном мире, социальные процессы в современном капиталистическом мире: основные тенденции и ключевые проблемы,
локальные и региональные конфликты в глобальной системе, проблема баланса стратегических сил СССР и США. Исследователи рассматривают мировое развитие как поступательное движение человечества по пути научно-технического и социального прогресса. <…> Подчиняясь определенным закономерностям, оно имеет свои специфические особенности, характерные для различных этапов исторического процесса. Эти особенности мирового развития находят свое отражение в наличии ряда противоречий, обусловливающих ключевые тенденции научно-технических, социально-экономических и политических изменений в мире. Бypный процесс развития производительных сил во второй половине ХX столетия, ускоренный научно-технической революцией, в сочетании с рядом экономических и политических факторов привел к формированию новой социальной общности – человечества как глобальной системы. Эта общность характеризуется определенным состоянием мирохозяйственных связей, системой принципов и механизмом международных отношений, сложной мировой структурой. Вместе с тем данная общность является весьма относительной, социально неоднородной и внутренне противоречивой, что неизбежно сказывается на научно-техническом и социальном развитии в современном мире. Одна из специфических особенностей современного мирового развития заключается в том, что оно происходит в условиях обострения противоречий глобального масштаба, которые затрагивают основы существования человечества. Речь идет, прежде всего, о беспрецедентной гонке вооружений и угрозе развязывания ядерной войны, о загрязнении окружающей среды и Мирового океана, об истощении природных ресурсов и климатических изменениях, о росте народонаселения на планете и трудностях, связанных с обеспечением его продовольствием, об экономической отсталости и вопиющей бедности, характерных для регионов мира. <…>
<…> Осознание в начале 1970-х гг. научной общественностью наличия глобальных проблем, свойственных человечеству как глобальной системе, явилось одним из достижений науки. Однако потребовался долгий путь углубления представлений о природе глобальных проблем и совершенствования методов их изучения, прежде чем исследование перспектив мирового развития приобрело системный характер. Необходимость исследования глобальных проблем и процессов мирового развития во время подготовки доклада диктовалось не только чисто научными, познавательными целями. Оно превратилось в важную практическую проблему, от решения которой зависело, в частности, осуществление намеченных планов ускорения экономического и социального развития СССР, ибо повышение благосостояния народа, совершенствование социально-классовых и национальных отношений, дальнейшая демократизация общества и углубление социалистического самоуправления осуществлялось в контексте новой ситуации как внутри страны, так и на международной арене. В этой связи исследование глобальных проблем и их влияния на социально-экономическое развитие страны представлялось особенно актуальным. <…> <…> Материальную основу саморазвития глобальной системы составляет прогрессивное изменение способов и средств общественного производства. Важную роль в формировании состояний глобальной системы играют принимаемые людьми решения. Наличие множества субъектов деятельности с принципиально различными интересами и целями обуславливает возможность возникновения противоречий и конфликтов, проявляющихся на различных уровнях функционирования глобальной системы. Противоречивость ее структуры и процессов служит питательной почвой для порождения многообразных проблем, связанных с развитием глобальной системы. <…> В процессе исследования глобальной системы авторы определяют ее основные элементы и структуру, выявление которых необходимо для последующего конкретного анализа глобальных проблем и процессов мирового развития. <…> В качестве основных элементов глобальной системы как объекта моделирования в докладе выделяются такие ее составляющие, как «население», «промышленное производство», «сельскохозяйственное производство», «минеральные ресурсы», «научно-технический прогресс», «социальные процессы» и ряд других, имеющие существенное значение для определения направленности мирового развития. Совокупность этих элементов образует формализуемую структуру исследуемого объекта, а в формализованном виде выступает как система моделей. <…>
Применительно к задачам глобального моделирования авторы выделяют трехуровневую структуру глобальной проблематики. <…> Первый уровень включает в себя возможные тенденции и альтернативы развития глобальной системы как совокупности всех ее составляющих элементов. Второй уровень – глобальные проблемы, выражающие интегральные свойства глобальной системы и характеризующие направленность ее развития. Третий уровень – региональные и страновые проблемы, отражающие специфику социально-экономических, политических и культурных форм организации жизнедеятельности людей. <…> [1] Геловани В.А., Бритков В.Б., Дубовский С.В. на основе данных исследовательского доклада описывают возможные сценарии российского экономического роста. <…> Настоящий и будущий российский экономический рост зависит от внутренней экономической политики, т. е. от выбора основных внутренних управляющих воздействий, и от мирового развития как внешнего фактора. Внутреннюю экономическую политику Россия выбирает сама. Мировое развитие является экзогенным фактором, на который Россия существенно повлиять не может за исключением мирового рынка энергоносителей, где возможно управление через картель экспортеров. <…> <…> К основным внутренним управляющим воздействиям относятся следующие: • Распределение ВВП на оплату труда, прибыль и налоги. • Распределение полученной прибыли на инвестиции во внутреннее развитие, личное потребление получателей прибыли и вывоз части прибыли за границу.
• Распределение государственных доходов от экспорта энергоносителей на инвестиции в развитие, текущее потребление и сбережения в иностранных валютах и ценных бумагах (фонды, создаваемые за рубежом, и золотовалютные резервы). • Инновационные преобразования и рост технологического уровня экономики, ведущие к росту производительности труда. Эти показатели в рыночной экономике складываются в результате взаимодействий между бизнесом, включая государственные и транснациональные корпорации, профсоюзами и государством, которое проводит налоговую, бюджетную и финансовую политику, устанавливает внешнеторговые пошлины и квоты, реализует национальные программы, регулирует отношения между трудом и капиталом, создает условия для функционирования инновационного комплекса и его взаимодействий с экономикой, организует достижение целей социального государства – доступность для всех граждан продовольствия, жилья, образования и здравоохранения. <…> Авторы утверждают, что дать прогноз мирового развития даже только на первую треть XXI века достаточно сложно. При этом они выделяют наиболее вероятные сценарии, которые важны для России с точки зрения состояния мирового рынка энергоносителей: <…> • Продолжение мирового циклического развития по Кондратьеву. В этом сценарии мировая система проходит через фазы ускорения и замедления темпов экономического роста, во время первой фазы мировые цены на природные ресурсы обычно растут, во время второй фазы – снижаются. • Мировой кризис в первой трети XXI века по Форрестеру–Медоузу. В этом сценарии не удается с помощью новых технологий преодолеть истощение и удорожание добычи природных ресурсов. Поэтому мировые цены на природные ресурсы, хотя и с колебаниями, но растут. • Развитие в условиях взаимодействий цикла Кондратьева и кризиса Форрестера–Медоуза. В этом сценарии цикличность развития не проявляется в полной мере, но и кризис выглядит ослабленным. Здесь под воздействием роста цен на природные ресурсы мировая система снижает темпы экономического роста, что ведет к снижению спроса на природные ресурсы, а это в свою очередь ведет к снижению цен или их стабилизации, когда временно устанавливается новый уровень равновесия. <…> [2] В заключении авторы делают ряд выводов: <…> 1. Если определить магистральный режим развития как такое состояние экономики, в котором установилось рациональное распределение доходов, сбалансированы выпуски и мощности, сбережения и инвестиционный спрос, экспорт и импорт, занятые и трудоспособные, то период, начиная с 1992 г., является периодом отхода российской экономики от магистрали, периодом, где ВВП распределялся нерационально, а все четыре основных баланса существенно нарушены. Между тем мировой опыт показывает, что практически все успешные рыночные экономики устойчиво развиваются в окрестности магистрали. Поэтому основная задача управления российской экономикой должна ставиться как задача вывода экономики на траекторию магистрального устойчивого развития.
2. Решающую роль в этом выходе на магистраль играют инварианты распределения ВВП, которые в успешных рыночных системах обычно находятся в окрестности следующих значений: две трети ВВП – доля оплаты труда, остальное – прибыль предпринимателей. С обеих частей государство берет налоги. Норма накопления, которая сейчас составляет примерно 20 % ВВП, может быть увеличена за счет ограничения вывоза капитала, который составляет примерно 12 % ВВП. Такое перераспределение ВВП увеличит темпы экономического роста, увеличит внутренний рынок, что сделает развитие более стабильным, ускорит обновление рабочих мест и технологий, позволит перейти к реальному построению социального государства, где коэффициент Джини должен находиться между значениями 0,25 и 0,35. 3. Темп экономического роста в окрестности магистрали складывается из суммы темпа роста занятости и темпа роста производительности труда. Выше было показано, что производительность труда в России в течение 16 лет не растет, это было связано с незаинтересованностью российской рыночной системы в обновлении технологий. Сохранение такого состояния при серьезном уменьшении доходов страны от экспорта энергоносителей чревато кризисом или даже катастрофой. Поэтому механизм государственного регулирования рынка должен включать в себя формирование у предпринимателей заинтересованности в обновлении технологий. Такая заинтересованность возникнет, если увеличение прибыли, связанное с обновлением технологий и ростом производительности труда, не будет изыматься с помощью налогов, если альтернативные пути увеличения прибыли, например, за счет ввоза дешевой рабочей силы, ухода от налогов или использования монопольных эффектов будут минимизированы. Прямые инвестиции транснациональных корпораций, ведущие к освоению и использованию в России новых технологий, должны приветствоваться и поощряться. Кроме того, российское государство должно взять на себя расходы не только на фундаментальные исследования, но и на часть прикладных исследований. Инновационный комплекс должен поддерживаться государством. 4. Как крупнейший в мире экспортер энергоносителей, Россия имеет нерешенные финансовые проблемы с использованием газо- и нефтедолларов, что выражается в нестабильности обменного курса рубля и непрекращающейся инфляции. Оказалось, что стерилизация избыточной денежной массы с помощью ее отправления в экономики США и Евросоюза не дает желанных результатов. Монополисты, несбалансированная структура экономики, избыточная денежная масса, импорт внешней инфляции, мультивалютная денежная система генерируют двузначную рублевую инфляцию, которая постоянно дестабилизирует экономическую ситуацию. Это проблема скорее вызвана недостатком отечественного опыта управления финансами в рыночной системе, чем какими-то объективными причинами. Поэтому здесь могут помочь прозрачность финансовой политики, выдвижение квалифицированных кадров и конкуренция идей по финансовому управлению. 5. Мировая система вошла в период подхода к своим физическим границам роста. Для этого периода характерно ускорение процессов глобализации, нестационарное развитие и обострение конкуренции между участниками процесса за природные ресурсы. В такой ситуации у части участников процесса возникает желание получить экономические преимущества с помощью политического и даже военного давления на экспортеров природных ресурсов. Поэтому возникает задача противостояния такому политическому и военному давлению. Успешное решение этой задачи возможно, если есть лояльные импортеры природных ресурсов, политическая воля и военная сила. <…> [3]. ПРИМЕЧАНИЯ 1. См. подробнее: Геловани В.А., Бритков В.Б., Дубовский С.В. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования. М., 2009. С. 55 – 309. 2. Там же. С. 309 – 310. 3. Там же. С. 316 – 318. Иван Тимофеевич Фролов
Выдающийся советский и российский ученый, академик АН СССР, доктор философских наук, профессор Иван Тимофеевич Фролов (1929 – 1999 гг.) долгие годы был главным редактором журнала «Вопросы философии», ответственным секретарем журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага), директором Института человека РАН. В 1990-1991 гг. — член Политбюро ЦК КПСС, в 1986-1987 — главный редактор журнала «Коммунист», в 1989-1991 гг. — главный редактор газеты «Правда», с декабря 1987 г. — академик АН СССР по отделению философии и права. Профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Будучи президентом Российского философского общества, И.Т. Фролов явился инициатором проведения двух Всероссийских философских конгрессов, которые после распада СССР стали базой объединения российских философов. В своих многочисленных работах (опубликовано более 450 статей и монографий), анализируя проблемы социальной и биологической адаптации человека к последствиям научно-технического процесса, И.Т. Фролов одним из первых в нашей стране обратился к научному исследованию глобальных проблем современности. Им были определены критерии выделения этих проблем, разработана их типология, сформулированы основные методологические и социально-этические регулятивы человеческой деятельности в условиях обострения глобальных проблем. Главной своей целью И.Т. Фролов ставил комплексное изучение человека на основе синтеза естественнонаучного, социально-научного и общекультурного, гуманитарного подходов, поэтому проблема взаимоотношения человека, гуманизма и науки проходит красной линией через все его творчество. <…> Сегодня широко дискутируются неизвестные еще вчера проблемы, поставленные стремительным развитием научно-технической революции. То, что вчера казалось плодом далекой от науки фантазии, становится обыденной реальностью либо реальной перспективой. И не только как благо, но и как серьезную угрозу характеризуют подчас многие новые явления, вызванные к жизни развитием науки и оказывающие сегодня существенное влияние на человека и человечество, на их настоящее и будущее. Именно поэтому связь современной науки с жизнью и трудом человека, его перспективами как биосоциального существа, гуманистический смысл научно-технического прогресса становятся одной из глобальных проблем века. <…> <…> В современном мире перед человеком все более остро встает вопрос о том, чтобы сохранить себя как вид, приспособленный к изменяющимся условиям среды – социальным и природным, проблема адаптации к окружающей среде. Вместе с тем научно-техническая революция дает новые возможности и средства развития человека как биосоциального существа, которые, однако, могут быть реализованы лишь в подлинно разумных и гуманных социальных условиях. Это – одна из фундаментальных проблем нашей цивилизации, без учета которой невозможно даже правильно поставить вопрос о перспективах человека. <…> <…> Никогда ранее технический базис производственной, трудовой деятельности не предъявлял таких высоких психологических требований к человеку, как в условиях научно-технической революции. Но при этом и человеческий труд никогда не был столь производительным, способным создавать новые возможности развития человека. Современная наука, обращаясь к его биологической природе и психофизиологическим особенностям, ищет эффективные пути, помогающие активно формировать способности человека применительно к развитию техники! Автоматизация и кибернетизация производства, позволяющая передать машинам не только тяжелые и однообразные физические трудовые операции, но и умственные, не требующие творчества, дополняется его биологизацией, связанной с активной адаптацией человеческого организма к новым условиям производства, прежде всего с изменением характера его психофизиологической деятельности. Никогда ранее ускорение, интенсификация темпов, ритмов жизни не были столь стремительны и не приводили к такому бурному росту нервно-психических заболеваний, стрессов. Урбанизация и технизация жизни человека, увеличивая тяжкий груз, обрушивающийся на его психику, сопровождаются уменьшением физических нагрузок, ростом сердечно-сосудистых заболеваний. Но вместе с тем никогда прежде человечество не знало таких поразительных успехов в медицине, изменивших его демографическую структуру, вытеснивших действие естественного отбора как фактора его развития. Наконец, никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека. Но вместе с тем человечество впервые в истории получает возможность с помощью медицинской генетики уменьшить груз патологической наследственности, накопленной в процессе эволюции, избавиться от многих наследственных заболеваний, в частности путем замены патологического гена нормальным. <…> <…> Данные тенденции заставляют задуматься о том, изменится ли при этом сам человек, его биология и генетика, его психофизиологические качества? Как отразится все это на физическом и духовном облике человека, на продолжительности его жизни и самом восприятии ее смысла и цели? Что может сделать здесь наука? В состоянии ли она помочь более адекватной социальной реализации сущностных сил человека? Как может она повлиять на развитие способностей и потребностей человека будущего, на достижение подлинного равенства людей при сохранении вместе с тем уникальности, неповторимого своеобразия личности каждого? Эти вопросы носят фундаментальный характер и поистине глобальный характер. Они не лежат где-то в стороне от той магистрали, на которой решаются основные социально-философские и гуманистические проблемы человека и его будущего. Более того, ответ на них прямо связан с решением этих проблем и существенно влияет на то, какие из них конкретно получают наибольшее значение в настоящем и будущем. При этом проблема человека, его всестороннего развития и его будущего предстает перед наукой как комплексная по самому своему существу. Это означает, что наука обязана проследить перспективы человека не только в отдельных аспектах, но, главное, в их диалектически взаимосвязанной системе, причем анализировать эту систему в динамике. Только при этом условии можно надеяться на то, что полученные в результате научного анализа выводы будут иметь реальное значение и станут основой практических рекомендаций.<…> [1] <…> Наука тесно связана с человеком, социальным прогрессом, передовыми формами общественной жизни. Сегодня эта взаимозависимость возросла в небывалых размерах. Многие стороны жизни современного человечества обязаны своим существованием открытиям науки, ее вторжению в сами материальные и духовные основы человеческой цивилизация, а одним из факторов бурного прогресса науки в XX веке оказалось распространение на нее новых элементов общественной жизни, порожденных развитием крупной промышленности и социокультурным прогрессом, преобразованиями общества в направлении демократии и социализма. <…> <…> Современный мир с нарастающей скоростью втягивается в стремительное движение научно-технического прогресса, вызванного к жизни величайшей революцией в человеческом познании и преобразующего все новые и новые сферы производства, духовной деятельности, а вместе с ними самого человека, его образ жизни, труд и даже стиль мышления, эмоции, самосознание. Сегодня с предельной ясностью обнажились неисчерпаемые возможности и преимущества научно-технического прогресса, его социальный смысл. Отчетливее стали видны и некоторые опасные для будущего всего человечества явления, связанные со спецификой начальных стадий научно-технической революции и ее развертывания в условиях существования и борьбы двух мировых социальных систем. Обострились либо возникли заново многие проблемы, которые приняли глобальный характер. В связи с этим, как никогда раньше, стала очевидной органическая связь научно-технического прогресса с социальными факторами его протекания, наконец, с самим человеком как центром, где пересекаются основные «силовые линии» развития науки, техники, культуры и всей мировой историй. Стало ясно, что будущее человека в существенной степени определяется всем комплексом этих факторов, в которых науке принадлежит одна из важнейших функций. Сегодня научное познание стало необходимым элементом функционирования общества, и без него невозможно даже представить современное человечество. Современная наука в корне перестроила многие традиционные сферы, производства, а некоторые его виды попросту родились в лабораториях (атомная промышленность, радиоэлектроника, космонавтика, создание полимеров, биотехнология и т. п.). <…> <…> Научно-техническая революция привела к тому, что за сравнительно короткий отрезок времени человечество сделало огромный рывок вперед в овладении тайнами природы и их практическом использовании: теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, химия полимеров, кибернетика, молекулярная биология – все эти научные дисциплины, определяющие лицо современной науки, зародились и получили развитие уже в ХХ веке. Согласно имеющимся подсчетам, за это время объем научной информации и открытий превзошел все, что было сделано наукой за тысячелетия ее существования, и он непрерывно увеличивается. Научно-технический прогресс приобретает все большее Ускорение. В частности, происходит постоянное сокращение сроков, отделяющих научное открытие какого-либо принципа или закона природы от его практического использования. Сокращая эти сроки, наука стала во все больших масштабах предшествовать материальному производству. В целом преобразование производства путем использования науки выступает сегодня как его новая могучая движущая сила. <…> <…> Развитие науки и техники в их связи и взаимодействии с развитием производительных сил служит одним из важных элементов такого социального преобразования общества, которое является необходимым условием свободного и всестороннего развития человека, его творческого совершенствования. Тем самым обозначаются и перспективы самого научно-технического прогресса, главным фактором которого выступает человек. <…> <…> Сказанное в наибольшей степени относится к комплексу глобальных проблем, возникновение и обострение которых вызвано в значительной степени стремительным развитием науки и техники, все возрастающим промышленным использованием их результатов на основе традиционной технологии. Фролов подчеркивает, что в условиях обострения глобальных проблем, в той или иной форме и степени вызванных к жизни научно-технической революцией, будущее человечества стало связываться с возможностью позитивного их решения. Научные и социальные прогнозы будущего обращаются теперь к глобальным проблемам в поисках реальных альтернатив человеческой цивилизации и перспектив человека. Глобальные проблемы современности существуют в целостной системе, они диалектически взаимозависимы, и в этом единстве и взаимодействии выявляется и их социальная природа. Именно это и делает их необходимым компонентом всех проекций в будущее человеческой цивилизации и самого человека. Выделяются три типа глобальных проблем: интерсоциальные глобальные проблемы, относящиеся к взаимодействиям между такими социальными общностями, как общественно-экономические системы, государства и т. д. (проблемы мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоления отсталости отдельных стран и регионов и пр.); антропосоциальные глобальные проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом (проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего); природно-социальные глобальные проблемы, существующих во взаимодействии человека и общества с природой (проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды). <…> Вместе с тем проблема будущего самого человека приобретает и самостоятельное значение в ряду других глобальных проблем. Более того, онаявляется своеобразным центром, средоточием всей системы этих проблем. От того, как решается проблема человека и его будущего, во многом зависит общий подход и стратегия решения глобальных проблем, обращенная в будущее. <…> [2] <…> В связи с развитием процессов НТР, возникновением и обострением глобальных проблем возникла новая социальная и духовная среда, в которой ставятся и решаются сегодня многие вопросы, в том числе и те, которые непосредственно касаются будущего человечества. Речь идет теперь зачастую уже не только об улучшении условий человеческого существования, но, прежде всего, о выживании человечества в ближайшей перспективе. <…> Именно в контексте будущего человечества Фролов, ставит вопрос о новой стратегии отношения человека к природе. <…> Она формируется в русле научно-технической цивилизации как определенная коррекция ее развития. Эта стратегиястроится на согласовании извечных целей человеческой практики, реального блага, которое человек получает в результате воздействия на природу, с вечными законами природы и тем неизбежным злом, которое падает на человека, когда эти законы им преступаются. Процесс преобразования природной среды, если он направляется сознательно, с учетом законов природы, сложных взаимоотношений в биогеоценозах и всех возможных побочных и отдаленных последствий, если в его основе лежит всесторонний научный анализ, являющийся результатом длительного, упорного труда, такой процесс преобразования природной среды может и должен привести к благоденствию человека на Земле. <…> <…> Философская направленность и логика анализа вопросов, относящихся к будущему человека, требуют рассмотрения его в единстве социальной сущности и природно-биологического существования. Изучение особенностей биологической природы человека в разных его аспектах, охватываемых зачастую общим понятием биологии человека, имеет целью выявить его природно-биологическое своеобразие, эволюцию, рост и конституцию, типы нервной, деятельности, индивидуально-психофизиологические различия, законы биологического регулирования и жизненного ритма, генетическую структуру человеческих популяций, закономерности их изменчивости, процессы, определяющие адаптацию человека, здоровье и болезни, старение и смерть. С этим связаны и вопросы о продлении жизни человека, о возможностях естественно-эволюционного или искусственного изменения его биологической природы и пр. Сможет ли человек в неограниченной исторической перспективе сохранить себя как представителя вида Homo sapiens? Не грозит ли ему, как утверждают многие футурологи, биологическое, генетическое вырождение? Может быть, следует уже сейчас принять какие-то меры, чтобы предотвратить это? Наконец, можно ли без ущерба для природы человека вмешиваться в интимные процессы его биологии и генетики и каковы здесь пределы допустимого вмешательства, да и нужно ли оно вообще? <…> <…> Обращаясь к будущему человека в биологическом аспекте, невозможно пройти мимо такого, может быть не вполне точного, но весьма распространенного среди ученых, понятия, как «век биологии». «Век биологии» – это новый этап научно-технического прогресса, в существенной степени обусловленный революцией в биологической науке, которая в результате этого становится, как ранее физика и химия, лидером естествознания и начинает определять основные направления его развития, а также формы использования научного знания в производстве, преобразуя его и вместе с ним другие сферы жизни человека. <…> <…> Эти тенденции, реализующиеся в определенных процессах научного познания должны привести к такому его состоянию, которое можно будет охарактеризовать как «век биологии». Однако реализация этих тенденций – сложный процесс. Хотя этот процесс и происходит уже сегодня, сопровождаясь научными открытиями эпохального масштаба, он, видимо, потребует немало времени, в течение которого разовьются и станут доминирующими отмеченные тенденции биологического познания. <…> [3] <…> Биологический этап научно-технической революции, предпосылки которого уже сегодня обнаруживаются все более отчетливо в связи с успехами молекулярной биологии и генетики, биокибернетики и др., означает неуклонное и ускоряющееся «переключение» науки на человека по мере продвижения исследований от низших к высшим уровням организации живых систем. Биологическая природа человека с помощью науки будет все более адаптироваться к новым условиям среды, создаваемым научно-техническим прогрессом. <…> <…> Сама логика многих современных биологических исследований приводит науку к весьма сложным и деликатным человеческим проблемам, для которых, по крайней мере сегодня, трудно найти какое-либо однозначное решение. С другой стороны, появляются тенденции такой интерпретации новых проблем, относящихся к биологии и генетике человека, которая требует основательной критики вследствие явной опасности этих исследований для человечества, его будущего. Речь идет, прежде всего, о всякого рода проектах радикальной перестройки природы человека, в частности его генотипа, о таком вмешательстве в функционирование его мозга и психики, которое привело бы, в сущности, к возникновению «нового вида», существенно отличающегося от вида Homo sapiens, к созданию «сверхчеловека», наделенного «сверхмозгом» и необычайными умственными и психическими способностями, которыми обладают только гении и всякого рода «экстрасенсы». Возможна ли такая перестройка, диктуется ли она реальными потребностями человека и к каким последствиям для рода человеческого она может привести? Вот вопросы, которые здесь неизбежно возникают. Вместе с тем они являются следствием и более общих актуальных для современного человечества проблем адаптации его к условиям существования, изменившимся под влиянием научно-технической революции и вызванных ею факторов. Крупные сдвиги в экономике и повседневной жизни людей, происшедшие за последние десятилетия, настоятельно ставят вопрос о влиянии изменений условий жизни на биологические и психические особенности человека. Социальное развитие по отношению к биологии человека не всегда и не во всем приводит к благоприятным результатам. Обсуждение и учет негативных последствий воздействия некоторых социальных факторов на человеческий организм – одна из важнейших проблем современной науки. Поэтому весьма актуальной становится в этих условиях проблема адаптации человека к окружающей среде. <…> <…> Человек будущего, безусловно, необычайно расширит свои адаптационные возможности с помощью самых разнообразных средств, включая фармакологию и психотерапию, и это даст ему возможность полноценно и без ущерба для здоровья действовать в самых сложных, подчас экстремальных условиях. Уже сегодня получены серьезные данные, которые свидетельствуют о новых, неизвестных; ранее резервах биологической природы человека и его психофизиологических возможностях. «Биологическое оснащение» человека ярко обнаруживает свою универсальность. Человек как «венец природы» должен высвободить и новые резервы своей биологической природы, направляя их по пути гармонизаций с социальными, психическими и нравственными силами, которые он пока еще не научился прочно удерживать в гомеостатическом состоянии. <…> При этом Фролов указывает на новую проблему, которая, по его мнению, состоит в том, какие новые черты приобретет «век биологии» в антропологической, его стадии и далее – в «век человека», и о том, как в связи с этим ставятся и будут ставиться многие фундаментальные проблемы, относящиеся к развитию индивида и личности. <…> Здесь присутствует определенная логика, которая объясняется и чисто научными потребностями исследования человека и его будущего, когда абсолютизированный или просто изолированный биологический подход оказывается неэффективным, узким и требует диалектического синтеза с социальным, причем социальный подход становится доминирующим, определяющим стратегию научного исследования перспектив человека как индивида и личности. Эти перспективы связаны с нравственным развитием личности и формированием гуманистической культуры. Сегодня гуманизм существует как некоторая цель и идеал, как надежда. Однако определенные элементы его во все большей мере становятся реальностью мирового развития. Разделенное сегодня вследствие разнонаправленного действия важнейших факторов его жизнедеятельности (социально-экономических, культурных и пр.), и единое в будущем человечество устремит весь свой творческий потенциал на всестороннее и свободное развитие человека. При этом глобальный характер его деятельности будет выражаться уже прямо и непосредственно, преодолевая все то, что раскалывает современный мир и мир с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|