Александр Николаевич Чумаков
Александр Николаевич Чумаков (род. в 1950 г.) – философ, специалист в области социальной философии, философии глобальных проблем и социальной экологии. доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, первый вице-президент Российского философского общества. В своих последних фундаментальных работах: «Глобализация. Контуры целостного и мира» и «Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст» рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами глобализации. Прежде всего, Чумаков отмечает, что для правильной интерпретации процессов глобализации необходимо иметь в виду не только то, что глобальные проблемы явились результатом глобализации экономической, политической, культурной жизни мирового сообщества, но и то, что они самым тесным образом связаны с такими фундаментальными понятиями как «культура» и «цивилизация». На этой основе он формулирует основной тезис своего исследования: «в результате развития и совершенствования культуры, зародившейся с появлением первых людей, на определенном историческом этапе с эпохи неолитической революции) возникли и стали совершенствоваться цивилизационные связи, породившие отдельные очаги цивилизации; цивилизационное развитие изначально способствовало унификации общественной жизни и привело к середине второго тысячелетия - а точнее, в эпоху Возрождения и Великих географических открытий – к началу реальной глобализации, которая в последнее столетие переросла в глобализацию многоаспектную, обусловив в свою очередь формирование мирового сообщества и появление во второй половине ХХ века глобальных проблем человечества» [1]. <…> Проблемы человечества – категория подвижная и динамичная. Они изменялись в процессе развития самого человека, роста уровня социальной организации и степени освоения им территориальных пространств. По мере того как увеличивалось население, расширялись и вовлекались в хозяйственную деятельность все новые и новые территории, росла мощь социума и его техническая оснащенность, изменялся и характер сопутствующих ему проблем. У человечества по мере перехода его к новому состоянию – глобальному – помимо всех существующих трудностей и забот, которые никуда не делись, просто по определению не может не быть новых проблем, носящих теперь мировой масштаб. <…>
Таким образом, Чумаков подчеркивает объективный характер глобальных проблем, обусловленный уровнем развития человечества как целостной системы. <…> У глобального человечества и проблемы соответствующие – глобальные, а поэтому ставить задачу их преодоления значит просто не понимать сути происходящего. «Преодолеть глобальные проблемы», «ликвидировать глобальные угрозы» или «справиться с общечеловеческими проблемами» - не только не реальная задача, но в принципе неверно сформулированная установка, задающая и соответствующее видение ситуации, и определенную программу действий. Глобальные проблемы нельзя решить раз и навсегда; однажды появившись, они будут теперь неизменно сопутствовать мировому сообществу, и решать их придется постоянно. Теперь дело заключается лишь в том, чтобы эти проблемы представляли по возможности наименьшую угрозу и не подрывали основы существования жизни на Земле. Задача эта вполне по силам, но только не отдельным сообществам или государствам, а всему человечеству в целом. <…> [2]. <…> Этимология самого слова «глобализация» заставляет обратить внимание на процессы планетарного масштаба, которые затрагивают различные сферы общественной жизни, имеют, прежде всего, объективный характер и разворачиваются в естественноисторическом контексте. Они кардинально изменили мир, «сжали», «спрессовали», «сократили» пространство и время до не мыслимых еще в недалеком прошлом размеров. Это в первую очередь относится к транспорту, разветвленной и все более разрастающейся инфраструктуре, средствам массовой информации, связи, глобальной сети Интернет, которые к концу ХХ века буквально опутали все сферы общественной жизни невидимыми нитями всевозможных отношений: от политики и идеологии до экономики, культуры и индустрии развлечений, сделав возможным реальное или виртуальное присутствие каждого человека в любой точке планеты практически без каких бы то ни было ограничений. Основные технические достижения, определившие характер развернувшейся во второй половине ХХ века глобализации, в большинстве своем зародились столетием раньше. Это относится к важнейшим средствам передвижения – водному, железнодорожному, автомобильному и воздушному транспорту, которые потребовали колоссальных энергетических и сырьевых ресурсов, вызвав к жизни соответствующие отрасли экономики и народного хозяйства. Все это объективно вело не только к экономической, но и финансовой, научно-технической интеграции, стимулировало процесс сближения народов, делало более четкими контуры целостного мира. <…>.
В данном контексте Чумаков критикует ту точку зрения, в соответствии с которой глобальные проблемы предшествовали глобализации не только во времени, но и по содержанию, т.е. глобальные проблемы обусловили глобализацию, а не наоборот. <…> Процессы глобализации на определенном этапе развития породили глобальные проблемы, которые в силу своей очевидной опасности обратили на себя внимание в первую очередь <…>. Суммируя свои размышления, Чумаков определяет глобализацию как «многовековой естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития; глобальные проблемы – результат, порождение этого процесса» [3].
<…> Начало реальной глобализации общественной жизни связано с научно-техническим прогрессом, который берет свое начало в ХVII – XVIII вв., когда наука и техника в своем поступательном развитии вышли на принципиально новый уровень взаимоотношений и не могли дальше развиваться в отрыве друг от друга. В ХХ веке в развитии научно-технического прогресса произошли два принципиально новых качественных скачка. Первый из них, получивший название научно-технической революции, относится к 1930 – 40-м годам и характеризуется тем, что с этого времени наука стала непосредственной производительной силой, а производство в развитых странах – наукоемким. Так появилось «постиндустриальное общество». Второй скачок, именуемый «информационным взрывом», человечество переживает в настоящее время. Его начало относится к первой половине 1980-х гг., когда появились и стали широко внедряться во все сферы общественной жизни персональные компьютеры и микроэлектроника. Главной отличительной особенностью этого «взрыва» является то, что информация стала важнейшим ресурсом, определяющим уровень и темпы научно-технического и социально-экономического развития. <…> Современный этап научно-технической революции характеризуется тем, что теперь она переросла в революцию информационно-технологическую, которая, с одной стороны, способствует единению человечества, а с другой, ведет к его дифференциации. Так, в одном отношении снижается острота социальной, политической, экологической напряженности, поскольку увеличивается информационные, коммуникативные, диагностические, контрольные, мониторинговые и другие возможности человека; в другом отношении эти проблемы становятся еще более острыми, когда посредством масс-медиа широко показывается бедность населения и огромные различия между регионами, когда капитал и новейшие технологии аккумулируются только в высокоразвитых странах, что ведет к оттоку интеллектуального потенциала и высококвалифицированных специалистов из бедных государств и регионов в богатые. <…> Информационно-технологическая революция ставит в более выгодное положение наиболее образованные и обеспеченные слои общества, а также придает тем более мощный импульс развитию общества, чем более высокий уровень культуры, науки, техники оно имеет. В итоге от информатизации и развития основанных на ней высоких технологий выигрывает в первую очередь политические и экономические элиты, а также развитые страны, которые ведут активную борьбу за открывающиеся новые возможности и не упускают случая сполна использовать преимущества, которые вытекают из их заведомо выгодных позиций. <…>
<…> Еще одним следствием современного этапа развития научно-технического прогресса являются возросшие возможности манипулирования индивидуальным и общественным сознанием. Сама по себе такая манипуляция не является чем-то новым, но в условиях глобализации и информационной революции она становится не только качественно иной, но и возможной уже по отношению ко всему населению мира. Ее новое качество проявляется в том, что современные СМИ, Интернет, массовое искусство позволяют изменять массовое сознание, а сами технологии такого изменения получили название high-hume. В последние годы эти технологии особенно активно используются в рекламных целях, избирательных компаниях, при освещении военных компаний, террористических актов, а также в информационных, идеологических войнах и т.п. <…> Чумаков рассматривает глобализацию как объективно-исторический процесс, где субъективные факторы хотя и играют определенную роль, но, в конечном счете, не являются определяющими. <…> Современный мир отличают не только революционные изменения в области науки, техники, технологии, но и стремительный рост населения Земли, увеличивающееся антропогенное влияние на окружающую среду, усиление опасности со стороны военных конфликтов, техногенных катастроф и т.п., и все это сегодня непосредственно связывается с глобализацией, встает вопрос – когда и почему она возникла? <…> Ответ на первую часть этого вопроса автор формулирует с достаточной определенностью – <…> хотя потенциально локальные общественные структуры с момента их возникновения развивались в направлении своей целостности, глобализация, будучи результатом развития этих общественных структур, впервые реально обозначилась лишь в эпоху Великих географических открытий. В начале в общих чертах, а затем все более зримо она стала проявляться с середины ХIX в. и лишь во второй половине ХХ в. Заявила о себе в полную силу. <…> Ход этих событий вполне просматривается с 1500 года – точки перелома, окончательно «замкнувшей» мир человека в масштабе всей планеты. Впервые не только суша, но и Мировой океан стал реально принадлежать всему человечеству. Магеллан в 1522 году обогнул Землю и тем самым обозначил границы формирования единого географического мирового пространства. Ю.А. Гагарин в 1961 году своим полетом окончательно завершил процесс экстенсивного освоения человеком планеты и формирования территориального единства глобальной цивилизации. Интернет и современные средства коммуникации – это уже иной аспект данной эпохи – интенсивной глобализации. <…>
Для ответа на вторую часть вопроса – почему возникла глобализация – Чумаков выявляет и рассматривает узловые, переломные пункты истории, чтобы обнаружить самые первые признаки и фундаментальные истоки современной глобализации. Исходя из того, что термин «глобализация» этимологически связан с масштабом всей планеты в целом, автор послеживает достижение этого предельного, с точки зрения территориального охвата, состояния общественного организма анализируя процесс географического расширения социальной жизни с момента ее зарождения. В соответствии с этим критерием Чумаков выделяет четыре основные эпохи становления глобальных связей, которые сопутствуют историческому развитию с момента возникновения общества до обозримого будущего. [4] <…> 1. Эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей, отсчет которой можно вести с момента появления человека 5 – 3 млн. лет тому назад и до завершения неолитической революции, т.е. до возникновения и формирования первых государств около 7 – 3 тыс. лет до н.э. 2. Эпоха региональных событий и территориально ограниченных международных отношений. Она длится от завершения неолитической революции, когда уже сформировались государства (7 – 3 тыс. лет до н.э.), до начала эпохи Великих географических открытий, т.е. до эпохи Возрождения. 3. Эпоха глобальных событий и всеобщей экономической и социально-политической зависимости, продолжавшаяся от Великих географических открытий до середины ХХ века, когда мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношении. 4. Эпоха космической экспансии и космических конфликтов, начавшаяся с запуском в 1957 году первого искусственного спутника Земли, которая продолжится как минимум в обозримом будущем. В это время мир окончательно замкнется также информационно. <…> <…> Переход от одной эпохи к другой каждый раз сопровождался расширением масштаба, территориальных пределов, в рамках которых происходящие события сохраняли свою целостность и обнаруживали общую тенденцию. <…> Данный подход позволяет увидеть географический аспект глобализации. Вместе с тем уже на ранних этапах человеческой истории зарождались и другие процессы, обусловившие в дальнейшем становление универсальных связей и формирование единого человечества, которые проявились в экономике, культуре, теоретическом знании, религии. В совокупности они являются важнейшей характеристикой общественного состояния, претерпевшего в истории несколько фундаментальных трансформаций. <…> Принимая во внимание человеческую природу, сочетающую биологическое, духовное, мыслящее и социальное начала, Чумаков в контексте динамики глобализационных процессов говорит об эволюции сложной системы, состоящей из трех неразрывно взаимосвязанных компонентов: географической среды, биосферы и социума. Эту систему автор обозначает термином «геобиосоциосистема», а ее развитие и эволюцию – термином «геобиосоциогенез». <…> Геобиосоциогенез наиболее полно и всесторонне характеризует зарождение и последующее развитие процессов глобализации. Если посмотреть на эту эволюцию с момента возникновения человека до настоящего времени, можно обнаружить, что она сопровождается рядом фундаментальных трансформаций. Для описания подобных процессов в биологии существует понятие «метаморфоз». <…> Аналогичные фундаментальные изменения, обусловленные глобализацией, происходят и в обществе, поэтому к социуму вполне правомерно употребление термина «метаморфоз». <…> Так как преобразование геобиосоциосистемы с точки зрения процессов глобализации затрагивают целые системы, то для обозначения таких преобразований Чумаков использует словосочетание «эпохальный метаморфоз», или более коротко «эпометаморфоз» и выделяет пять эпометаморфозов. [5] <…> Первый эпометаморфоз связан с появлением человека разумного, т.е. с началом формирования религиозного и мифологического мировоззрения. Это время охватывает период от 40 – 60 тыс. лет тому назад до начала 1 тыс. до н.э. Кульминацией стала неолитическая революция. В результате человек окончательно выделился из животного состояния. Так окончательно оформилась эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей. <…> <…> Второй эпометаморфоз характеризуется формированием и выделением в середине 1 тыс. до н.э. философии как особой исторической формы мировоззрения. Тогда же появился термин «культура», позволивший описать и оттенить плоды человеческой деятельности на фоне «дикой» природы, а также обозначились первые симптомы глобализации. <…> <…> Третий эпометаморфоз непосредственно связан с выделением науки из философии в качестве самостоятельной формы общественного сознания и началом научно-технического прогресса. Данные преобразования связаны с эпохой глобальных событий и становления всеобщей экономической и социально-политической зависимости. В это время появился термин «цивилизация», расширивший возможности языка описывать усложнившуюся социальную действительность. Третий эпометаморфоз сопряжен с началом реальной глобализации, а также с фундаментальным этапом ее развития. <…> <…> Четвертый эпометаморфоз происходит сейчас. Он связан с процессом формирования глобального сознания, начало которого хотя и уходит своими корнями в ХIХ в., но наиболее отчетливо обнаруживается только со второй половины ХХ в., когда наступает эпоха космической экспансии. К этому времени относится возникновение термина «глобализация», начало космической эры и многоаспектной глобализации. <…> <…> Пятый эпометаморфоз – рассматривается как гипотетический, с его наступлением должен будет произойти кардинальный поворот к осознанию сущности человека, а основным понятием тогда станет термин «гуманизация» общественного и индивидуального сознания. <…> <…> Зримые истоки современной глобализации обнаруживаются в третьем эпометаморфозе в эпоху Великих географических открытий, которые в ХV – XVI вв. в корне изменили ход мировой истории и привели к резкому, небывалому расширению европейской политики. В итоге неимоверно раздвинулись пределы известного мира, а к различным противоречиям между европейскими странами прибавилось соперничество в борьбе за колонии. Тем самым было положено начало новым международных экономическим и политическим отношениям, взаимовлиянию различных культур и экспансии западноевропейских морских держав в различных районах земного шара, что очень скоро привело к появлению первых в истории человечества колониальных империй, ставших важнейшими провозвестниками современной глобализации. Они же явились и ее основным инструментом. <…> Заключительная стадия третьего эпометаморфоза, которая охватывает временной интервал с ХIХ в., когда обнаруживаются первые признаки фундаментальной глобализации, до середины ХХ в., когда началась «холодная война». Если на начальной стадии третьего эпометаморфоза мир замкнулся географически, то на его заключительной стадии он замкнулся экономически, а затем и политически. Экономически мир стал глобальным, как только сформировался мировой рынок, важнейшими отличительными свойствами и атрибутами которого на первых этапах его развития были: вывоз капитала и образования ТНК. Политически же он окончательно замкнулся в период между началом Первой и окончанием Второй мировой войны. Именно тогда в политические отношения вступили практически все страны мира, и эти отношения были дополнены и усилены образованием беспрецедентного количества международных общественных и государственных организаций. Вершиной этого процесса стало образование ООН. <…> <…> Начальная стадия четвертого эпометаморфоза, которая приходится на конец 1950-х – 60-е гг., связана с освоением человеком космоса. Это стало поворотным пунктом в глобализации всех сфер общественной жизни, так как с этого момента мир перестал восприниматься только изнутри и получил возможность быть воспринимаемым и исследуемым извне. Использование космических телекоммуникационных средств связи и наблюдения устранило все временные и пространственные барьеры общения между людьми независимо от места их нахождения на планете и дало неограниченные возможности наблюдать за происходящим на Земле в режиме реального времени. Продолжение четвертого эпометаморфоза, который вступил в свою активную фазу, начиная с 1970-х гг. и завершится в пределах середины ХХI в., характеризуется многоаспектной глобализацией. <…> Существенной особенностью этого этапа стало осознание глобальных угроз и порождающих их процессов глобализации, а также формирование глобального сознания, культуры и образа жизни в отношении все большего числа жителей планеты. <…> Принимая за основание проблематику, которая в тот или иной исторически определенный период времени оказывалась в центре внимания, а также сферу бытия, которую в этот период полностью захватывала глобализация, автор выделяет пять этапов осмысления этого процесса, которые лишь номинально соответствуют объективным глобальным трансформациям мира. [6] <…> Первый этап охватывает период со второй половины ХVIII в. До 20-х гг. ХХ в. И связан прежде всего с осмыслением социальной проблематики ставшего целостным мира, который в это время сначала окончательно замкнулся географически, а затем в общих чертах экономически и в значительной степени политически. Второй этап осмысления глобальных тенденций приходится на 20-е – 60-е гг. ХХ в. и связан в основном с поворотом теоретической мысли к проблемам взаимоотношения общества и природы. Тогда мир фактически полностью замкнулся экономически и политически, а также стал замыкаться экологически. Третий этап длился с конца 1960-х до конца 1980-х гг. и был временем открытия и исследования глобальных проблем современности. На этом этапе мир замкнулся экологически и обнаружил тенденцию к замыканию информационному. Четвертый этап, начавшийся с конца 1990-х гг. и продолжающийся в настоящее время, связан с осмыслением глобализации как процесса. К настоящему времени он уже практически замкнулся информационно, а логическим его завершением будет то, что мир в самом общем плане замкнется еще и цивилизационно. Пятый (гипотетический) этап на уровне внешних признаков пока еще никак не просматривается, но логически вполне правомерно предположить, что со временем он наступит, и уже встречается термин, который к нему применяют – «постглобализация». <…> Мир рано или поздно окончательно замкнется как единая целостность в форме поистине глобального человечества, логично предположить, что в этом случае он должен будет предварительно замкнуться по всем остальным параметрам, включая и те, по которым это пока еще не произошло, т.е. юридически, идеологически, социокультурно, наконец, морально-этически, ментально. Трудно себе представить, что все это, в конечном счете, может произойти в обозримой перспективе, но к концу нашего века и тем более за его пределами такая задача для человечества станет первостепенной, однако лишь при непременном условии – если оно не скатится до самоуничтожения и не потеряет контроль за ходом мировых событий. <…> Чумаков рассматривает глобализацию, культуру и цивилизацию, как взаимозависимые и взаимодополняемые явления, фундаментальные характеристики той или иной социальной системы или человечества в целом. <…> Каждое из этих понятий характеризует достаточно сложное явление, выступающее в качестве самостоятельной и самодостаточной системы: культура, как совокупность духовных и материальных составляющих общественного организма; цивилизация, как определенным образом сформировавшиеся связи и отношения, опирающиеся на соответствующее материальное и технологическое обеспечение; глобализация, как динамика отношений между различными сферами общественной жизни, а также отдельными странами и народами, когда в центре внимания оказываются не отдельные элементы системы и даже не связи и отношения между ними, а динамика их развития. <…> В этой связи Чумаков рассматривает эти понятие в совокупности, в виде предельно крупной структуры, по его выражению, глобальной метасистемы, куда все они входят в качестве составных частей. [7]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|