Михаил Геннадьевич Делягин
Михаил Геннадьевич Делягин (род. в 1968 г.) – доктор экономических наук, профессор. С 1990 г. работал в Администрации Президента России, являлся советником министра внутренних дел А.С. Куликова, ряда первых вице-премьеров, помощником Е.М. Примакова, Председателя Правительства М.М. Касьянова. Член совета по внешней и оборонной политике, президиума Национального инвестиционного совета, правления Российского союза товаропроизводителей, экспертного совета Всемирного антитеррористического форума. В 1999 г. возглавил созданный им Институт проблем глобализации. Автор более 600 статей и 7 монографий. Основными работами Делягина по проблемам глобализации являются «Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис» и «Мировой кризис. Общая теория глобализации».
<…> Ускоренное развитие коммуникаций в 90-е годы создало принципиально новые возможности получения информации и влияния с ее помощью, мобильности и повышения качества «человеческого потенциала», дав гражданам развитых и успешно развивающихся стран новые «степени свободы». В совокупности с исчезновением страха перед уничтожением в ядерной катастрофе и демократизацией бывших соцстран это создало новую общественную атмосферу, основой которой стало резкое усиление независимости личности. Бурное развитие коммуникационных технологий, сблизившее человечество в пределах развитых обществ и элит успешных развивающихся стран, породило понятие «глобализация». Его популяризация связывается с кризисом 1997 – 1999 годов, который поставил это понятие в центр дискуссий о перспективах всей цивилизации и отдельных стран. <…> <…> Глобализацию – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. <…> [1] Ее суть связана с общедоступной возможностью почти мгновенного и почти бесплатного перевода почти любой суммы денег между почти любыми точками мира, а также столь же почти мгновенного и бесплатного получения почти любой информации. Глобальное телевидение, движение спекулятивных капиталов, сметающее и воздвигающее экономики, разгул международного терроризма, грозящего стать эффективным политическим и даже экономическим инструментом, Интернет, виртуальная реальность, интерактивность выступают атрибутами и инструментами глобализации. Однако они не должны заслонять влияния новых, сегодня информационных технологий на общество. <…> Новая технология открывает новый этап в развитии человечества лишь тогда, когда качественно меняет общественные отношения. Распространение компьютеров и порожденных им новых информационных технологий заставило массы людей взаимодействовать друг с другом качественно новыми способами. Именно они объединили развитую часть мира в единую коммуникативную систему, создав единое финансово-информационное пространство, которое автор называет формальным критерием глобализации. Главное в ней – не бум технологических открытий, а изменение самого предмета человеческого труда. Информационные технологии сделали наиболее прибыльным не преобразование окружающей среды, которое до того было основным образом действия человечества, а преобразование живого человеческого сознания – как индивидуального, так и коллективного. <…>
<…> При этом само по себе преобразование сознания – явление не новое. Пропаганда применяется управляющими структурами мира на протяжении всей истории. Однако в силу огромных затрат, длительной и неоднозначной окупаемости до начала глобализации она носила исключительно некоммерческий характер. Современные информационные технологии изменили ситуацию. Совместив навыки рекламы, достижения психологии, лингвистики и математики с новыми коммуникативными возможностями, они не только резко повысили эффективность пропагандистских технологий, превратив их в технологию формирования сознания, но и удешевили, и упростили их, сделав общедоступными. <…> Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес – не частный вопрос коммерции. Ведь сделать тот или иной вид общедоступной деятельности наиболее коммерчески эффективным – значит сделать его наиболее распространенным. Информационные технологии изменили сам характер человеческого развития и обеспечили революционную переориентацию усилий человечества: оно впервые начало концентрироваться на изменении уже не окружающей среды, а самого себя.
<…> Ключевой вопрос в изучении глобализации заключается во влиянии породивших и поддерживающих ее технологий на общественные отношения. [2] <…> <…> Технологии играют в развитии человечества ключевую роль: они выводят его развитие в новую плоскость, а затем становятся фактором его развития в этой плоскости. Наблюдатель в каждый момент видит развитие только ограниченного числа областей, а остальные для него как бы стоят на месте. Это явление связано не с прекращением, а, напротив, с постоянным ускорением развития в отдельных, наиболее заметных и постоянно сменяющих друг друга сферах. Привыкнув к скорости развития такой сферы, наблюдатель принимает ее масштаб времени, теряя возможность видеть развитие остальных менее динамичных сфер. Геологическое время остановилось после «включения» более быстрого биологического, биологическое – после социального, а социальное – после технологического. Вне зависимости от того, какой вид эволюции лидирует в этой гонке в каждый момент, происходит ускорение всех процессов развития под действием этого лидера. <…> На современном этапе развития роль такого лидера играет технологическая эволюция, которая затрагивает даже сверхмедленные геологические процессы. В конце ХХ века, когда скорость развития технологий начала превышать скорость осознания обществом последствий этого развития, общество начало приспосабливать свое сознание к этому ускорению, открыв тем самым новое направление развития – эволюцию сознания. Инструментом этого приспособления стали информационные технологии, которая способствует снижению эффективности и адекватности человеческого сознания. Человек создал слишком сложный для себя мир. Превышая физические границы индивидуального восприятия, информационная революция делает мир все менее познаваемым для отдельного индивида, что выражается в кризисе индивидуального сознания, утрачивающего способность с растущим количеством информации. Именно в этом состоит причина растущей идеологизации: столкнувшись с ослаблением своих возможностей по познанию мира, сознание находит стихийный выход в фиксации незыблемых принципов – ценностных идеологем. <…> Информационные технологии, усложняя мир, снижают его познаваемость индивидуальным сознанием. Человек все больше воспринимает информационный мир, а живет по-прежнему в физическом. В результате он все больше реагирует не на тот мир, в котором живет, утрачивая критерий истины. <…>
<…> Выход из этой ситуации заключается в стихийном делегировании части функций управления развитием человечества от индивидуальных сознаний на более высокий надличностный уровень, объединяющий коллективы, общества, а в дальнейшем и человечество в целом. Формирование надличностного сознания в дополнение к сознанию индивидуальному представляется в качестве необходимого условия для сохранения человечества в эпоху информационной революции. <…> [3] <…> «Информационный взрыв» качественно превышает возможности управляющих систем человечества, чем создает для него серьезные системные опасности. Снижение качества управления, как государственного и общественного, так и коммерческого, охватило основную часть человечества. Причина этого заключается в том, что современные управляющие системы сложились задолго до начала информационной революции и глобализации и не приспособлены к ним. Они не представляют, как работать в новых условиях, не сознают их специфических проблем и, подобно индивидуальному сознанию, теряют критерий истины.
Однако управляющие системы нашли выход в повсеместном конструировании реальности. Но, решая сиюминутные задачи, они не озабочены тем, как соотносятся с действительностью созидаемые ими «информационные миры». <…> Управляющие системы, массово применяющие технологии формирования сознания, могут потерять адекватность в масштабах всего мира. <…> <…> Второй источник опасности для управляющих систем состоит в распространяющемся среди них стремлении решать проблемы реального мира пропагандистскими действиями. <…> С точки зрения решения реальных проблем такой подход не имеет оправдания, так как состоит в отвлечении от них общественного внимания и в откладывании их решения на неопределенное будущее. <…> <…> В связи с этим основной частью элиты информатизированного общества становятся участники формирования его сознания. Эффективность информационных технологий приводит к тому, что причастным к ним проще проникнуть на верхние этажи управленческой пирамиды, чем профессионалам в других областях. В результате в обществе из профессионалов, связанных с разработкой и применением технологий формирования сознания, создается внутреннее «информационное сообщество». Оно во многом совпадает с элитой и также обладает специфическим мировоззрением, стилем поведения и обособляется в силу собственного специфического образа действия. <…> <…> Социальный конфликт в информатизированных обществах более глубок и непримирим, чем конфликт между пролетариатом и буржуазией из-за: во-первых, принципиального различия мотиваций доминирующего и подавляемого классов (у первого постэкономическая мотивация: стремление к самореализации, а не к богатству). Эта впервые проявившаяся в истории противоположность целей при конкуренции за одни и те же ресурсы не дает им возможность достигать компромисса; во-вторых, независимости доминирующего класса от подавляемого: элита не нуждается в рутинном труде, так как производит и реализует новые знания и умения без его помощи; в-третьих, ограниченности вхождения в круг работников интеллектуального труда дороговизной образования. <…> <…> Таким образом, базовое социальное противоречие глобализации состоит в противоречии между «информационным сообщество», участвующим в разработке и применении технологий формирования сознания, и объектом применения этих технологий – остальными социальными слоями и группами.<…> [4]
<…> Обособление во всех странах групп работающих с современными информационными технологиями в «информационное сообщество» концентрирует последнее в наиболее развитых странах. В новом информационном мире главным ресурсом развития, которым еще недавно служило пространство с относительно жестко закрепленным на нем людьми и производством, становятся мобильные благодаря господству информационных технологий финансы и интеллект, перетекающие с территории на территорию. Так как ключевые ресурсы развития больше не имеют территориальной привязки, эффективное освоение территории информатизированным общество состоит уже не в развитии находящегося на ней общества, но все больше – в обособлении в осваиваемом обществе с последующим изъятием из него носителей финансов и интеллекта. При таком освоении прогресс более развитого, «осваивающего» общества идет за счет деградации «осваиваемого», причем масштабы этой деградации превосходят выигрыш более развитого общества. Этим освоение эпохи глобализации отличается от колониализма, основанного на прямом политическом господстве и от неоколониализма, основанного на экономическом господстве. <…> Колониализм эпохи глобализации отказывается от самой идей развития осваиваемых территорий и превращает развитие в исключительную привилегию наиболее развитых стран. В свойственном ему развитии за счет чужой деградации кроется его отличие от относительно гармоничных колониальных процессов, связанных с оцивилизовыванием колоний. <…> <…> Сегодня позиции на рынке, в том числе мировом, зависят, прежде всего, от характера используемых технологий. Ключевым критерием выступает контроль над рынком. Его дает производителю либо дефицитность, либо степень уникальности их продукта: чем они выше, тем больше рынок контролируется производителем, а не потребителем и, соответственно, тем выше рыночная сила и политическая влиятельность владельца данной технологии, которые растут по мере движения от однородных «биржевых» через сложные товары к уникальным. <…> В соответствии с этим принципом, Делягин описывает глобальную технологическую пирамиду. <…> На ее вершине стоят создатели новых технологических принципов, контролирующие и формирующие рынки и пути реализации своего продукта. Их максимальную прибыльность обеспечивает формирование на их основе технических и поведенческих стандартов, дающих своему создателю фантастическое конкурентное преимущество. Наиболее эффективна разработка стандартов мышления и поведения, а уже потом технологической деятельности. Поэтому для национальной и корпоративной конкурентоспособности наиболее важны технологические принципы, связанные с формированием сознания и организацией управления. Их воплощение в непосредственно реализуемые технологии осуществляется на втором «этаже» технологической пирамиды. Производители продуктов этой группы также контролируют процесс их реализации, хотя и слабее, чем представители первого «этажа». Кроме того, здесь продажа технологий обычно неполна и касается не самой собственности на «ноу-хау», а лишь права их использования и ограниченного тиражирования на основе лицензий. Третий, четвертый и, последний, пятый уровни технологической пирамиды образуют производители товаров, использующие технологии, разработанные на первых двух уровнях. Эти уровни перетекают друг в друга по мере упрощения товаров: от уникальных потребительских, оборудования и услуг, поступающих на открытый рынок, но еще позволяющих производителю контролировать его, – к просто сложным однородным и на пятом уровне, образующем фундамент пирамиды, – к однородным «биржевым» товарам. Уровни технологической пирамиды тесно взаимосвязаны. Каждый служит фундаментом более высокого, обеспечивая его сырьем и полуфабрикатами, получая от них технологии производства и управления либо оборудование. Переработку технологических принципов в «ноу-хау» осуществляют филиалы глобальных корпораций, расположенные во всех развитых странах мира. Удел остальных стран – восприятие и реализация технологий, в зависимости от которых они распределяются по третьему – пятому уровням технологической пирамиды. По мере устаревания каждая технология перепродается все менее развитым странам, спускаясь на более низкие уровни. <…> <…> До начала глобализации и возникновения технологической обособленности развитых стран принадлежность к определенному уровню технологической пирамиды не была раз и навсегда заданным. Каждая страна могла не только терять свои позиции, но и подниматься на новые уровни. Глобализация же сохранила возможность лишь для деградации. <…> [5] <…> Во взаимоотношениях между обществами реализация основных принципов глобализации достигла высшего уровня, означающего их самоотрицание. Глобализационные процессы достигли предела количественного расширения и начали трансформироваться, а человечество готовиться к новому скачку, который разрешит накопленные противоречия. <…> Основные противоречия глобализации состоят в торможении прогресса или прямом ухудшении условий существования основной (постоянно увеличивающейся) части человечества за счет ускорения развития и роста благосостояния его абсолютного (постоянно сокращающегося) меньшинства. <…> ПРИМЕЧАНИЯ 1. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М., 2008. С. 37. 2. Там же. С. 35 – 39. 3. Там же. С. 40 – 92. 4. Там же. С. 93 – 130. 5. Там же. С. 131 – 185
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|