Общая характеристика учебного предмета «Технология».
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Предмет и задачи методики преподавания технологии предпринимательства. предметом исследованияМПТ является изучение закономерностей процесса обучения технологии. Предмет методики преподавания технологии включает в себя: · изучение социально-педагогических основ обучения технологии; · общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; · определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса. Социально-педагогические основы обучения технологий содержат целый круг вопросов. · Рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы. · Исследование проблемы связи обучения и труда, раскрытие общетехнических основ обучения. · Выявление познавательного и воспитательного значения технологий как предметной образовательной области и ее роли в системе школьного образования. · Изучение дидактических систем и принципов построений учебно-воспитательного процесса при обучении технологии. Общая методика преподавания технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения. Частная (конкретная) методика преподавания технологии связана с изучением конкретного содержания, конкретного учебного материала. Известно, что технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули, или блоки, с определенным содержанием обучения: технология конструкционных материалов, электрорадиотехника, технология обработки тканей и т.д. Организационно-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса определяются, прежде всего, учебно-материальной базой обучения технологии: инструментами и приспособлениями по обработке материалов, лабораторным и учебно-производственным оборудованием и др.
К организационно-техническим условиям обучения технологии относят также применение учебно-технической документации (чертежей, эскизов и др.), средств наглядности и технических средств обучения. Методика преподавания технологии определяет эти условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности и т.д. Какие задачи решает методика преподавания технологии. 1.Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета. 2.Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта предметной образовательной области «Технология», учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе. 3.Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д. 4.Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, черчением и т.д. 5.Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся в развитии их творческих способностей и технического мышления.
6.Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам и т.д с инструментами, приспособлениями и другим оборудованием, необходимым для успешного проведения уроков и внеклассных занятий. 7.Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организаций учебной деятельности учащихся. 8.Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков. Общая характеристика учебного предмета «Технология». Важность технологического образования молодёжи в настоящее время признаётся во всём мире. ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) реализует программу "2000+" (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В настоящее время технологическое образование школьников становится таким же важным направлением образования, как гуманитарное и естественнонаучное. В реализации этих целей существенная роль принадлежит технологическому образованию молодежи в общеобразовательной школе. В Российской Федерации образовательная область «Технология» была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 г. Что понимают под «технологией»? Термин «технология» появился в XVIII веке, хотя с момента возникновения человеческого общества люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности. Слово «технология» происходит от древнегреческого techne – «искусство, мастерство, умение» и латинского iodo – «учение, слово, наука». Значит, технология – это наука об умении, мастерстве, искусстве. В настоящее время широко используются два определения технологии, традиционное и современное, которые кратко можно изложить следующим образом. Традиционное определение: технология – знания(-логия) о последовательности действий человека и необходимом оборудовании при преобразовании материалов (веществ), энергии и информации по плану и в интересах человека. Современное определение: технология – это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. Только этот предмет дает возможность реализовать сквозные линии в экономическом, экологическом, правовом, предпринимательском образовании, позволяет учащимся дать навыки по преобразованию материалов, энергии, информации и обеспечивает их профессиональное самоопределение. Учебный предмет «Технология» изучается в школе с 1 по 11 класс. Согласно новым ФГОС изучение курса «Технология» осуществляется по следующим направлениям: 1. Индустриальные технологии (обучение мальчиков); 2. Технологии ведения дома (обучение девочек); 3. Сельскохозяйственные технологии (обучение в сельской школе). Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Независимо от изучаемых технологий (направлений), содержание образовательной области «Технология» предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: · культура и эстетика труда; · получение, обработка, хранение и использование информации; · основы черчения, графики, дизайна; · элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; · знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; · влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; · творческая, проектная деятельность; · история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|