Методы обучения предмету «Технология». Классификация методов обучения «По характеру познавательной деятельности».
по характеру познавательной деятельности (по аспекту самостоятельности мышления) (дидакты И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин): -Объяснительно-иллюстративный учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают. -Репродуктивный по образцу учителя (инструктаж, объяснение, тренировка). -проблемный - учитель ставит перед учащимися проблему и показывает путь ее решения. Ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания. -частично-поисковый (эвристический) - учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблемы. -исследовательский - поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем. Методы активизации учебной деятельности, их использование на уроках технологии. В учебном процессе активизируется не метод обучения, а учебный труд учащихся. Каждый метод настолько активен, насколько он стимулирует активную познавательную и учебно-производственную деятельность учащихся. Надежным гарантом активности учащихся в учебном процессе является предоставление им возможности заниматься деятельностью, имеющей для них безусловны смысл, в которую они включаются без напряжения, проявляя и реализуя себя в ней. «Активные» методы обучения являются наиболее продуктивными, поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт обучающихся. Они базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90 % того, что он делает, до 50 % того, что он видит, и только 10 % того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективные способы обучения должны основываться на активном включении большинства или всех «анализаторов» учащихся в соответствующие действия.
Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии. К методам, призванным стимулировать интерес к учению, относятся следующие формы активизации: · Проблемное обучение; · Коллективные формы работы (дискуссия, эвристическая беседа); · Дидактические игры (познавательные игры); · Решение технических и технологических задач. Проблемное обучение. Проблемное обучение строится на основе создания проблемной ситуации, в результате которой учащиеся находятся в положении «первооткрывателей», «исследователей». Проблемой является вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но учащийся обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения. Проблема, познавательная задача возникает на основе противоречия между известным, освоенным и еще неизвестным, между новыми фактами, явлениями, зависимостями и ранее усвоенными знаниями, способами деятельности, в которые эти факты и явления не укладываются. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. При этом необходимо учитывать возраст обучающихся, так как для каждого из них существует свой уровень проблемности. Коллективные методы поиска решений известны давно и достаточно эффективны. Это может быть дискуссия по совместно разрешаемой проблеме. В результате которой каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение и выслушать других. Еще одним вариантом коллективного поиска решений на занятиях технологии является эвристическая беседа. Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т.п. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает, атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления.
Дидактические игры. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений процессов. Это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Например, темы по предпринимательству и экономике. В учебных заведениях дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изучаемого материала. К таким играм относятся: · соревнования («Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои»; · турниры «Что? Где? Когда?», технические КВН, составление и решение кроссвордов по материалу предмета; · тематические викторины и др. Решение технических и технологических задач Этот метод способствует развитию творческого мышления учащихся. При решении задач на уроках технологии ученик обязательно интегрирует те знания, которые получены им в различных предметах. К числу типичных технических и технологических задач относятся: · расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; · нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах; · определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических (принципиальных) схем оборудования; · изучение вопросов конструирования изготовляемых учащимися изделий, а также инструментов, приспособлений и других технических устройств;
· изучение вопросов моделирования технических объектов; · изучение вопросов технологического планирования. Методы стимулирования долга и ответственности учащихся за результаты обучения включают в себя предъявление учебных требований, убеждение, поощрение, порицание, наказание. Поощрение и порицание. Эти методы направлены на стимулирование долга. Формы их проявления могут быть самыми разными. Они могут проявляться через мимику учителя, элемент пантомимы, высказывания, организационные действия. В зависимости от учебной ситуации и личности учащегося учитель выбирает ту или иную форму поощрения. Например, застенчивые учащиеся очень эмоционально реагируют на публичные, громогласные варианты поощрения и наказания. Для них целесообразно подбирать варианты доверительного поощрения и наказания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|