Формы внеклассной работы по технологии.
Формы организационно-массовой работы: 1. Встречи с интересными людьми: учеными, мастерами и т.д. Эти встречи важны для учащихся с точки зрения профессиональной ориентации и получения конкретных представлений о реальном производстве. 2. Тематические вечера по технике. Они проводятся с целью ознакомления учащихся с новыми современными технологиями, наукоемкими производствами, с историей и перспективами развития техники. 3. Соревнования юных техников или технические спартакиады. Они подводят итоги работы кружков, изучающих эксплуатацию, технических объектов или их моделирование: картингистов, мотоциклистов, авиамоделистов, судомоделистов и др. На этих соревнованиях ученики показывают свои практические умения по управлению техникой (автомобилем, мотоциклом, картом и др.), а также демонстрируют изготовленные ими модели технических устройств (модели самолетов, судов, автомобилей и др.), скоростные и другие технические характеристики действующих моделей. 4. Олимпиады по технологии. Это своеобразные соревнования учащихся, которые активизируют их учебную деятельность, формируют интерес к технологии. Они могут проводиться на разных уровнях: внутри учебного заведения, районные, городские, республиканские, всероссийские. 5. Организация выставок технического и декоративно-прикладного творчества. Это важная составная часть всей работы по развитию детского технического и декоративно-прикладного творчества. Выставки творчества учащихся, с одной стороны, подводят итог этой работы, а с другой, — показывают ее уровень. 6. Экскурсии на предприятия, в музеи, на выставки и т.д. В методике проведения экскурсий можно выделить следующие основные этапы:
· подготовка к экскурсии; · проведение экскурсии; · подведение итогов экскурсии. Подготовка к экскурсии. Подготовка начинается с выбора объекта экскурсии. Выбрав объект для экскурсии, учитель договаривается с руководителями предприятия и решает вопрос о том, кто будет проводить экскурсию. Совместно с экскурсоводом учитель технологии намечает маршрут экскурсии и объекты, которые будут показаны учащимся. Большое внимание уделяется при этом ознакомлению школьников с правилами поведения во время экскурсии. Учитель продумывает совместно с экскурсоводом, как обеспечить безопасность передвижения учащихся по территории предприятия, как разместить их внутри цеха и т. д. Чтобы повысить активность ребят во время экскурсии, учитель дает им индивидуальные задания, характер которых может быть разнообразным, например: записать последовательность обработки определенной детали (составить маршрутную технологическую карту), сделать эскиз заготовки детали по ряду операций, сравнить производительность ручной и машинной обработки и др. Проведение экскурсии. Экскурсия начинается, как правило, с краткой вступительной беседы, в процессе которой перед учащимися раскрывается значение предприятия для данного экономического района. Школьники знакомятся также с продукцией предприятия. В конце беседы учитель инструктирует ребят о правилах поведения на территории предприятия и раздает им индивидуальные задания, предупреждая, что их выполнение будет контролироваться. Ход экскурсии зависит от учебных задач. Чтобы школьники целенаправленно проводили наблюдения, они получают конкретные задания, на которые должны дать впоследствии устные или письменные ответы. Учитель, переходя от одного учащегося к другому, проверяет, правильно ли поняли они задание и как выполняют его. Подведение итогов экскурсии. Экскурсия завершается подведением итогов. Чаще всего учитель технологии в конце экскурсии выясняет, как им удалось выполнить задание, собрали ли они необходимый для этого материал. Затем устанавливает срок сдачи письменных отчетов или проведения итоговой беседы на занятиях в мастерских.
7.Проведение лектория. Лекторий – цикл лекций. Например, по декоративно-прикладному искусству, организованный с целью ознакомления учащихся с основами различных видов декоративно-прикладного творчества. Все описанные выше формы внеклассной работы, могут быть организованы за счет часов, выделенных на внеурочную деятельность примерным учебным планом основного общего образования (новые ФГОС). В учебном плане это относится к части, формируемой участниками образовательного процесса. Также недостающие часы по технологии в 7,8,9 классах тоже могут быть использованы из этой части. 26. Значение планирования учебного процесса. Постановка целей и задач на уроках технологии. Благодаря планированию становится возможным предусмотреть все действия учителя и учащихся на занятиях в мастерских в соответствии с целями и задачами обучения технологии, его принципами и другими требованиями, предъявляемыми к работе с учащимися. В ходе планирования учебного процесса учителем технологии решаются следующие основные дидактические задачи: 1.Обеспечение выполнения учебного плана и программы. 2. Создание условий для качественной подготовки учителя к занятиям. 3. Обеспечение рационального сочетания теоретической и практической деятельности учащихся. 4. Обеспечение правильного выбора объектов труда и своевременное материальное обеспечение учебного процесса. 5. Установление межпредметных и внутрипредметных связей. 6. Обеспечение контроля запланированной работы, как со стороны самого учителя, так и со стороны администрации школы и органов управления образованием. Содержание практических работ учащихся. Изучение вопросов научной организации труда (НОТ) и безопасных приемов труда. Характеристика трудовых операций, осваиваемых учащимися на уроках технологии. Научная организация труда (НОТ) – это комплекс мер, направленных на то, чтобы добиться наибольшего результата при наименьших затратах времени и сил.
Научная организация труда (НОТ) или культура труда: · Планирование; · Организация рабочего места; · Соблюдение правил ТБ; · Трудовая дисциплина; · Самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов труда. 28. Виды планирования. Перспективное планирование работы учителя. Под планированием технологического обучения понимается система мер (мероприятий), направленных на создание условий, обеспечивающих качественную технологическую подготовку учащихся в общеобразовательной школе. Учитель технологии планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения. два основных вида планирования: 1. Перспективное планирование: · Подготовка учителя к учебному году; · Подготовка учителя к очередной теме; 2. Текущее планирование: · Подготовка учителя к уроку. Перспективное планирование учителя в первую очередь заключается в подготовке его к новому учебному году. Такая подготовка связана с изучением основных документов: · Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); · Учебного плана школы; · Примерной программы по технологии; · Учебной и учебно-методической литературы; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования (совокупность требований) к образованию определенного уровня. (ФГОС Основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года №1897. Стандарты пересматриваются и обновляются 1 раз в 10 лет). ФГОС отражается в: -учебной плане -программа учебного предмета -учебной и учебно-методической литературе Стандарт включает в себя обязательные требования: 1.К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностные, метапредметные, предметные); метапредметные- между, после, через (выходящие за рамки обучения отдельного предмета).
2.К структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части (70%) основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (30%); 3.К условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Учебный план – нормативный документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика ( математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). Согласно новым ФГОС изучение курса «Технология» осуществляется по следующим направлениям: 4. Индустриальные технологии (обучение мальчиков); 5. Технологии ведения дома (обучение девочек); 6. Сельскохозяйственные технологии (обучение в сельской школе). Для каждого из направлений разработаны примерные программы. Примерная программа по технологии – это документ, имеющий ориентирующий характер, который должен содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Изучение учителем примерной программыпо технологии начинается с пояснительной записки к ней. Также следует познакомиться с примерным тематическим планом и основным содержанием программы, в котором раскрыт объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися каждого из классов, с указанием разделов и тем, количества часов, отводимых на ту или иную тему, примерного перечня объектов труда. Затем учитель технологии приступает к выбору изделий, которые будут служить объектами практических работ учащихся. Объект труда – это конкретное изделие (деталь), заготовка, чертеж, эскиз, технологическая карта, кулинарное блюдо, швейное изделие, таблица и т.д., запланированное к изготовлению учащимися на практической работе урока технологии. Кроме программы по технологии, учитель подробно изучает и анализирует учебную и учебно-методическую литературу. При подготовке к новому учебному году кроме документов и необходимой литературы, учитель технологии изучает состояние учебно-материальной базы: проверяет состояние оборудования и инструментов, разрабатывает и изготавливает недостающие наглядные пособия, технологические и инструкционные карты и т.д. Мелкие неисправности оборудования устраняются самим учителем. Если требуется средний либо капитальный ремонт, учитель составляет заявку и принимает меры через администрацию школы, чтобы она была выполнена. Отдельно составляется заявка на приобретение инструментов. После вышеперечисленной работы, на основе программы, учитель технологии составляет календарно-тематический план (подготовка учителя к занятиям по очередной теме). Как правило, календарно-тематический план составляется на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса, но иногда может составляться на полугодие или одну четверть. Кроме календарно-тематического плана учителю технологии приходится составлять графики перемещения учащихся. Это связано, прежде всего, с тем, что материальная база мастерской не позволяет организовать фронтальную работу или ее проведение нецелесообразно. В зависимости от содержания темы и условий организации обучения графики могут иметь различную форму, однако целесообразно придерживаться следующих требований. Требования к составлению графиков перемещения учащихся: - класс разбивается на группы с равным числом учащихся; - длительность периода перемещения определяется учебной программой; - общий период, на который составляется график, равен произведению количества групп на длительность одного периода перемещения; - график должен составляться так, чтобы каждый учащийся освоил учебный материал в соответствии с учебной программой; - в графиках перемещения по возможности должно учитываться постепенное повышение сложности выполняемых учащимися работ; -на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа только одной группы (ученической бригады) или одного учащегося. Выделяют два основных типа графиков перемещения учащихся: 1. Графики, предусматривающие перемещение всех учащихся класса (может быть, в течение всего учебного года); 2. Графики, предусматривающие перемещение только части учащихся (одной бригады, или одного учащегося, например, при пропуске занятий в связи с заболеванием). Учителю всегда непросто контролировать учебный процесс, когда часть класса трудится над одним заданием, а другие учащиеся проходят обучение по скользящему графику. В этих ситуациях методически оправданно и целесообразно применение письменных инструкций, которые подготавливаются для каждой группы, содержат достаточно подробные указания и предусматривают обязательный самоконтроль. Допускается использование инструкторов из числа особо успевающих учеников. Опыт показывает: взаимообмен знаниями дает хорошие результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|