Моторно-тренировочная система
В конце 20-х гг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система трудового обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ) и имеющая поэтому второе название система ЦИТ. Этот институт существовал в России в 20-30-е годы XX века и занимался проблемами производственного обучения рабочих. Характерной особенностью этой системы, по сравнению с предыдущими операционно-предметной, операционной и предметной системами, является то, что в качестве объектов изучения всего трудового процесса и отдельных операций, взяты и отдельные рабочие приемы. В моторно-тренировочной системе выделяют четыре периода: Первый период посвящался тренировочным упражнениям в трудовых движениях и рабочих приемах. Эти упражнения проводились обычно не на реальных объектах труда, а на учебных моделях. Моделировался и рабочий инструмент. Например, при освоении операции рубки металлов зубилом ученик упражнялся в выполнении ударов деревянным молотком по деревянной чурке. Если отрабатывался кистевой удар, то локоть руки закреплялся в специальном приспособлении, и, таким образом, движения локтя исключались из тренировочных упражнений. В упражнениях внимание учащихся отвлекалось от содержания конкретной технологической операции, сосредоточивалось только на выполнении трудовых действий. Считалось, что в начале упражнений все сознание ученика должно быть направлено на свою трудовую установку, как он держит инструмент, как выполняет трудовые движения, на усилия в этих движениях и их координацию. Проведение упражнений было строго регламентировано и выполнялось по команде инструктора. Для этого разрабатывались специальные инструкции. По мере проведения упражнений контроль сознания уменьшается и выполнение изучаемого трудового движения или рабочего приема доводится до автоматизма.
Во втором периоде обучения по моторно-тренировочной системе проводились упражнения в выполнении технологических операций. Здесь внимание учащихся сосредоточивалось, главным образом, на освоении совмещений и сочленений рабочих приемов в технологическую операцию. Сознательный контроль за своими трудовыми действиями также постепенно уменьшается и уже выполнение трудовой операции доводится до автоматизма. В задачу обучения учащихся в третьем периоде ставилось сочетание технологических операций при изготовлении простейших изделий. Ученики усваивают простейшие, но целостные технологические процессы по изготовлению изделий. Четвертый период - это период самостоятельного выполнения изделий, характерных для изучаемого вида труда. Главным достоинством моторно-тренировочной системы или системы ЦИТа, является выделение в качестве объектов таких составляющих трудовой деятельности рабочего, как трудовое движение, рабочий прием, операция и технологический процесс в целом. А также использование документов письменного инструктирования. Основным недостатком данной системы является то, что много времени отводится механической тренировке, умаляется роль сознания в выработке трудовых умений и навыков. Поэтому, эта система просуществовала недолго, всего до 40-х годов. 6. Операционно-комплексная система Объединив все положительное от моторно-тренировочной и операционно-предметной систем, выработали новую - операционно-комплексную систему. От моторно-тренировочной системы взято детальное усвоение отдельных трудовых движений и рабочих приемов. А изучение операций взято из операционно-предметной системы, так как в ней изучение операций осуществляется на примере изготовления соответственно подобранных изделий, требующих при их изготовлении применения изучаемых операций.
Но в отличие от операционно-предметной, в операционно-комплексной системе освоение операций строится таким образом, что ученик, освоив последовательно 2-3 операции, затем изучает их в комплексе, то есть при изготовлении изделия (детали), требующего их применения. Затем снова изучаются последовательно 2-3 операции. Далее следует второй комплекс, включающий в себя и операции первого комплекса. Так изучаются все последующие операции, характерные для данного вида труда (профессии), и их комплексы. Причем, каждый последующий комплекс операций включает все предыдущие комплексы. Вот почему эта система названа операционно-комплексной. В операционно-комплексную систему производственного обучения входят следующие этапы учебной работы: 1) тренировочные упражнения учащихся в выполнении отдельных трудовых движений и рабочих приемов, составляющих изучаемую операцию; 2) упражнения в сочетании изученных трудовых движений и рабочих приемов, входящих в состав данной операции; 3) последовательное изучение и усвоение нескольких основных операций, представляющих собой некоторую ступень в изучении данного вида труда рабочего (профессии); 4) комплексное применение изученных операций в изготовлении несложных, но типичных для данного вида труда изделий (первый комплекс); 5) изготовление учащимися предметов (деталей) учебно-производственного характера с включением все большего количества изучаемых операций в более сложных их комплексах (последующие комплексы с включением в них предыдущих); 6) совершенствование и специализация приобретенных умений и навыков на рабочих местах в цехах промышленного предприятия. Операционно-комплексная система позволяет проводить практическое обучение, при котором объектами изучения последовательно становятся трудовые движения, рабочие приемы, операции и технологические процессы в целом. Учащиеся овладевают прочными умениями и навыками. Однако, эта система требует совершенствования. Главный недостаток операционно-комплексной системы — сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся. Поэтому в практических условиях этот период обучения в училищах осуществляется на операционно-предметной основе, когда для изучения операций подбираются такие учебно-производственные работы, в которых эта операция является единственной или преобладающей.
В операционно-комплексной, как и во всех предыдущих системах (исключая систему ЦИТ) есть еще один недостаток – они направлены на формирование исполнительской функции рабочего. А такие творческие элементы труда, как конструирование изготовляемых изделий и планирование технологического процесса, в систему обучения не входят. Система ЦИТ отдельно выделяет функции расчета, установки и контроля, которые в связи с развитием техники, усовершенствованием оборудования и технологии стали уже в то время приобретать не менее важное значение, чем функции обработки. Таким образом, системой ЦИТ впервые была поставлена задача готовить рабочих к творческому выполнению своих обязанностей («рационализации и реконструкции производства»). Поэтому в настоящее время в обучение, осуществляемое по операционно-предметной или операционно-комплексной системам, включают и указанные творческие элементы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|