Дидактические средства обучения технологии. Классификация дидактических средств обучения.
Средства обучения — это материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Существуют различные классификации дидактических средств, в зависимости от положенного в ее основу признака. Например, выделяют следующие классификации: · по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, инструменты, приборы, мебель, компьютеры, расписание занятий, различные средства наглядности, учебники, пособия и др.) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, речь, письмо, условные обозначения, это усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний) · по особенностям строения – объемные (макеты, модели, слепки, муляжи и др.), плоскостные (таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи и т.д.) · по носителю информации – «бумажные» (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные образовательные ресурсы ЭОР), лазерные (CD-Rom, DVD). · по характеру воздействия: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные. На последней классификации остановимся более подробно. Визуальные средства (или по-другому наглядные) включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы, таблицы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении. Данные наглядные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое. Аудиальные средства (магнитофон, радио)обучения имеют более ограниченное применение в преподавании технологии, чем в языкознании, при формировании музыкальной культуры, на уроках литературы. Однако на уроках технологии не исключается и их применение. Например, звукозапись неисправностей машин и механизмов.
Аудиовизуальные средства (телевидение, видеофильмы, некоторые ТСО) оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора, зрительный и слуховой, они привлекательны в преподавании практически всех разделов и тем. Независимо от предложенных классификаций, все средства обучения можно разделить на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. 1. Натуральные объекты (оригиналы) - это образцы конструкционных материалов, рабочие и контрольно-измерительные инструменты, посуда и принадлежности, приборы, аппараты, станки, машины, технические модели и макеты, другие технические устройства, а также их отдельные детали и узлы. Практически все технические объекты, которые включены в учебно-трудовой процесс могут служить средствами наглядности. Они дают непосредственное представление о внешнем виде, внешних признаках изучаемого объекта (форме, размерах, пространственном взаиморасположении элементов объекта в движении видимых частей и т. д.). 2. Изображения и отображения. К ним относят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты, плакаты, эскизы), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи). 3. Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, кинематические и электрические схемы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др).
4. Технические средства обучения (ТСО) включают диапроекторы, кинопроекторы, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры, мультимедийный проектор и экран, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, графический планшет, сканер, конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью; интерактивная доска. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий: компьютерные сети, интерактивное видео. Согласно предложенной классификации средств обучения «По характеру воздействия», разберем последнюю группу средств обучения, т.е. Технические средства обучения (ТСО). ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура - магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры) и дидактические средства обучения (носители информации - грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. Согласно новым ФГОС, для реализации основной образовательной программы основного общего образования, рекомендовано оснастись учебные кабинеты школы специализированным программно-аппаратным комплексом педагога (СПАК), который включает в себя: 1. Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предоставленным программным обеспечением. 2. Интерактивное оборудование: а) Интерактивная доска б) Проектор мультимедийный в) Визуализатор цифровой (визуализирование исторических данных - создание ленты времени и др.) 3. Оборудование для тестирования качества знаний обучающихся 4. Копировально-множительная техника (принтер, сканер, ксерокс) 5.Прочее оборудование (фото, видео техника, гарнитура, устройства для коммутации, графические планшеты, веб-камеры) Эти средства способствуют улучшению процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контроля за его результатами. Выделим в данной группе визуальные, аудиальные и аудиовизуальные ТСО.
Визуальными ТСО являются: - проектор (неозвученный фильм, фотографии, слайд); - диапроектор (диафильм); - графический планшет; - сканер; - принтер; - конструктор; - интерактивная доска. Аудиальными ТСО являются: - радио - магнитофон (музыкальный центр) Аудиовизуальными ТСО являются: - учебное кино, - телевидение, - видеотехника, - компьютеры. Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО – это их информационная насыщенность. Они передают учебную информацию за более короткий промежуток времени, чем это можно сделать через устное изложение учебного материала учителем. Выделяют следующие функции ТСО: · коммуникативная (передача информации); · контролирующая (обратная связь); · кумулятивная (хранение и систематизация информации) · обучающая (обучающие программы; преобразование информации) Перед ТСО стоят следующие цели: · Повышение эффективности процесса обучения; · Расширение возможности проникновения в различные области научного знания; · Получение информации об изучаемом явлении; · Ускорение передачи информации; · Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени); · Повышение наглядности в обучении; · Расширение дидактического инструментария учителя; · Усиление информативности процесса обучения; · Повышение интереса к обучению. Дидактические средства выполняют различные функции в процессе обучения: Польский ученый И.Зборовский предложил такую классификацию: - Познавательная функция (служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности); - Формирующая функция (является средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся); - Дидактическая функция (представляет собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т.п.); Ученые Р.Фуш, К.Кроль и др. предложили другую классификацию: - Мотивационная функция (значительно повышается интерес к предмету); - Информационная функция (передача необходимой информации для обучения); -Оптимизационная функция (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени). В обоих случаях информационная функция почти всегда выполняет доминирующую роль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|