Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические средства обучения технологии. Классификация дидактических средств обучения.




Средства обучения — это материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Существуют различные классификации дидактических средств, в зависимости от положенного в ее основу признака. Например, выделяют следующие классификации:

· по составу объектовматериальные (помещения, оборудование, инструменты, приборы, мебель, компьютеры, расписание занятий, различные сред­ства наглядности, учебники, пособия и др.) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, речь, письмо, условные обозначения, это усвоенные ра­нее знания и умения, которые используют учителя и уча­щиеся для усвоения новых знаний)

· по особенностям строения – объемные (макеты, модели, слепки, муляжи и др.), плоскостные (таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи и т.д.)

· по носителю информации – «бумажные» (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные образовательные ресурсы ЭОР), лазерные (CD-Rom, DVD).

· по характеру воздействия: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные.

На последней классификации остановимся более подробно.

Визуальные средства (или по-другому наглядные) включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы, таблицы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении. Данные наглядные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое.

Аудиальные средства (магнитофон, радио)обучения имеют более ограниченное применение в преподавании технологии, чем в языкознании, при формировании музыкальной культуры, на уроках литературы. Однако на уроках технологии не исключается и их применение. Например, звукозапись неисправностей машин и механизмов.

Аудиовизуальные средства (телевидение, видеофильмы, некоторые ТСО) оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора, зрительный и слуховой, они привлекательны в преподавании практически всех разделов и тем.

Независимо от предложенных классификаций, все средства обучения можно разделить на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям.

1. Натуральные объекты (оригиналы) - это образцы конструкционных ма­териалов, рабочие и контрольно-измерительные инструменты, посуда и принадлежности, приборы, аппараты, станки, машины, технические модели и макеты, другие технические устройства, а также их отдельные детали и узлы. Практически все техни­ческие объекты, которые включены в учебно-трудовой про­цесс могут служить средствами наглядности. Они дают не­посредственное представление о внешнем виде, внешних признаках изучаемого объекта (форме, размерах, пространст­венном взаиморасположении элементов объекта в движении видимых частей и т. д.).

2. Изображения и отображения. К ним относят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты, плакаты, эскизы), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи).

3. Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, кинематические и электрические схемы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др).

4. Технические средства обучения (ТСО) включают диапроекторы, кинопроекторы, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры, мультимедийный проектор и экран, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, графический планшет, сканер, конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью; интерактивная доска. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий: компьютерные сети, интерактивное видео.

Согласно предложенной классификации средств обучения «По характеру воздействия», разберем последнюю группу средств обучения, т.е. Технические средства обучения (ТСО).

ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура - магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры) и дидактические средства обучения (носители информации - грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Согласно новым ФГОС, для реализации основной образовательной программы основного общего образования, рекомендовано оснастись учебные кабинеты школы специализированным программно-аппаратным комплексом педагога (СПАК), который включает в себя:

1. Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предоставленным программным обеспечением.

2. Интерактивное оборудование:

а) Интерактивная доска

б) Проектор мультимедийный

в) Визуализатор цифровой (визуализирование исторических данных - создание ленты времени и др.)

3. Оборудование для тестирования качества знаний обучающихся

4. Копировально-множительная техника (принтер, сканер, ксерокс)

5.Прочее оборудование (фото, видео техника, гарнитура, устройства для коммутации, графические планшеты, веб-камеры)

Эти средства способствуют улучшению процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контроля за его результатами.

Выделим в данной группе визуальные, аудиальные и аудиовизуальные ТСО.

Визуальными ТСО являются:

- проектор (неозвученный фильм, фотографии, слайд);

- диапроектор (диафильм);

- графический планшет;

- сканер;

- принтер;

- конструктор;

- интерактивная доска.

Аудиальными ТСО являются:

- радио

- магнитофон (музыкальный центр)

Аудиовизуальными ТСО являются:

- учебное кино,

- телевидение,

- видеотехника,

- компьютеры.

Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО – это их информационная насыщенность. Они передают учебную информацию за более короткий промежуток времени, чем это можно сделать через устное изложение учебного материала учителем.

Выделяют следующие функции ТСО:

· коммуникативная (передача информации);

· контролирующая (обратная связь);

· кумулятивная (хранение и систематизация информации)

· обучающая (обучающие программы; преобразование информации)

Перед ТСО стоят следующие цели:

· Повышение эффективности процесса обучения;

· Расширение возможности проникновения в различные области научного знания;

· Получение информации об изучаемом явлении;

· Ускорение передачи информации;

· Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);

· Повышение наглядности в обучении;

· Расширение дидактического инструментария учителя;

· Усиление информативности процесса обучения;

· Повышение интереса к обучению.

Дидактические средства выполняют различные функции в процессе обучения:

Польский ученый И.Зборовский предложил такую классификацию:

- Познавательная функция (служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности);

- Формирующая функция (является средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся);

- Дидактическая функция (представляет собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т.п.);

Ученые Р.Фуш, К.Кроль и др. предложили другую классификацию:

- Мотивационная функция (значительно повышается интерес к предмету);

- Информационная функция (передача необходимой информации для обучения);

-Оптимизационная функция (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

В обоих случаях информационная функция почти всегда выполняет доминирующую роль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...