Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Режим образовательного процесса




СанПиН (п.10.5) Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса

 

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
    при 6-дневной неделе при 5-дневной неделе
     
     
     
8-9    
10-11    

 

СанПиН (п.10.18) При использовании в общеобразовательных учрежде­ниях ТСО длительность их непре­рывного применения в учебном процессе устанавли­вается согласно следующим нормам

Классы Непрерывная длительность (мин) не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой Прослушивание аудиозаписи Прослушивание аудиозаписи в наушниках
5-7            
8-11            

 

СанПиН (п.10.25) На занятиях технологии следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х — 16 минут.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределахв 5кл – 2ч; 6-8кл —2,5 ч, 9-11-м — 3,5 ч.

Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы

Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы окру жающей школьников во время занятий технологией, - важнейшее условие создания ощущения психологического комфорта. Научно доказано влияние факторов внешней среды на настрое­ние, работоспособность, умственную деятельность — все то, что создает благоприятные условия при занятиях в школьных мастерских.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7-0,8; для стен — 0,5-0,6; для пола — 0,3-0,5. Следует использовать следующие цвета красок:

· для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

· для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло — зеленый;

· для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;

· для дверей, оконных рам — белый.

При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятную цветовую гамму.

Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические. Так, мастерские, окна которых выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные тона, будут создавать для работающих школьников эффект сниже­ния температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраске которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать, если кабинет расположен на теневой стороне.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания школьников.

Системы технологического, трудового и производственного обучения.

Системы технологического обучения заимствованы из систем трудового обучения, которые сами сформировались на основе систем производственного обучения.

Поэтому, за основу возьмем определение системы производственного обучения.

Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления.

Рассмотрим шесть основных систем технологического, трудового и производственного обучения.

Предметная система

Первой возникла предметная (вещевая) система производственного обучения. По ней обучали какому-либо виду труда в сфере материального производства по той или иной рабочей профессии. Она соответствовала ремесленному производству с нерасчлененной технологией изготовления изделия (отдельные операции), когда работник изготавливал изделие от начала до конца.

Предметная система существовала до второй половины XIX века.

Суть этой системы заключается в следующем. Вначале устанавливается перечень изделий, которые должен уметь изготовлять работник данного вида труда, данной профессии. Затем устанавливается последовательность их изготовления с постепенным переходом ко все более сложным работам.

Например, при подготовке столяра использовался следующий перечень изделий и последовательность их изготовления:

1. простой инвентарь и мебель (полки, вешалки и т.д.);

2. коробки прямолинейные;

3. подоконники и поручни простого и круглого сечения;

4. изготовление наличников, плинтусов, гладких профилей;

5. табуреты и т.д.

Достоинства предметной системы.

· она знакомит учащегося со всем процессом изготовления каждого вида изделий и дает навыки организации труда.

· поддерживает интерес к работе, так как учащийся постоянно видит полезные результаты своего труда.

· позволяет хорошо сочетать обучение с производительным трудом учащихся.

Основным недостатком предметной системы является то, что ученик овладевает всем трудовым процессом по изготовлению изделий сразу, без предварительного освоения входящих в этот процесс трудовых операций и рабочих приемов. В результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и навыки для изготовления незнакомого изделия, а вынуждены как бы заново обучаться в процессе изготовления каждого нового изделия.

Трудовые операции и рабочие приемы могут быть простыми и сложными, повторяться в разных трудовых процессах. Несмотря на повторение трудовых операций и рабочих приемов, предметная система ориентирует на изучение каждого трудового процесса как совершенно нового. Эта система недостаточно ориентирована на научно-технический прогресс. Хотя предметная система практического обучения труду и устарела, но она может использоваться в отдельных видах внеклассной работы по технологии.

Например, при изучении народных промыслов, изготовление изделий из бересты, плетение корзин, кружевоплетение, вышивка и т.д.

Операционная система

Возникновение мануфактур, последующий переход к машинной индустрии коренным образом изменили содержание и характер труда. В результате разделение труда привело к дроблению технологического процесса на операции, что послужило толчком к пересмотру подходов к профессиональной подготовке рабочих.

Производство с расчлененной технологией требовало, чтобы рабочие хорошо умели выполнять отдельные технологические операции.

Отвечая на эти потребности, группа сотрудников Московского технического училища (в настоящее время - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана) во главе с русским инженером Советкиным Д.К. в 60-х годах XIX века разработала систему производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу, которая получила название операционнойили «русской».

Суть данной системызаключается в том, что за главный объект изучения взята отдельная операция. Вначале выделяются технологические операции, которые составляют основное содержание технологических процессов. Их изучение выстраивается в определенную технологическую последовательность. Овладение технологическими операциями осуществляется на основе изготовления специальных учебных моделей.

Например, последовательность изучения операций при подготовке столяра по операционной системе выглядела следующим образом:

1) рубка и теска древесины;

2) пиление древесины;

3) строгание и фугование, торцевание, фигурное строгание;

4) сверление и долбление;

5) склеивание и обработка шипов и так далее.

При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали.

После усвоения учащимися всех основных технологических операций они переходят к работе по применению их при изготовлении изделий.

Таким образом, операционная система не приковывала учеников к определенному ряду изделий, а вооружала их в рамках данной профессии универсальными знаниями и умениями. В этом состоит основное преимущество рассматриваемой системы по сравнению с предметной системой обучения.

К достоинствам операционной системы производственного обучения можно отнести следующее:

1. При обучении по данной системе более тщательно формируются умения и навыки в выполнении отдельных операций. Это происходит благодаря систематическим упражнениям по рациональному и экономному осуществлению каждой операции.

2. Операционная система позволяет последовательно строить обучение, переходя от простых операций к более сложным, а также усложняя характер и способы выполнения этих операций.

3. Данная система обучения готовит учащихся к выполнению любых работ по определенному виду труда или профессии, а не только к изготовлению конкретных изделий, что характерно для предметной системы. Она очень хорошо адаптируется к научно-техническому прогрессу.

Тем не менее, операционная система не лишена и недостатков:

· Прежде всего, она отрывает выполнение операций от изготовления законченного изделия.

· Длительное время работа учащихся носит непроизводительный характер. Они не видят полезных результатов своего труда, что снижает их интерес к работе. Кроме этого, бесполезно расходуется значительное количество сырья и заготовок.

· Длительный период между освоением операций и их применением к изготовлению полезной продукции приводит к потере некоторых умений и навыков в выполнении изученных операций.

· Полный процесс изготовления изделия не является просто суммой операций. Его осуществление требует специальных организационно-технических и технико-экономических умений: организации труда, рационального планирования последовательности и сочетания операций и др. Формирование указанных умений остается как бы за рамками операционной системы.

Однако, и операционная система может в настоящее время применяться в практическом обучении технологии в общеобразовательном учреждении, особенно во внеклассной работе. Здесь можно сослаться на тот же пример изучения народных промыслов и старинных ремесел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...