Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и формы контроля в образовательной области «Технология».




Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются диагностика, контроль и оценка.

Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

В состав диагностики входит контроль, который предполагает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников.

Контроль – операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов.

Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью.

Текущий контроль – это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке.

Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Его цель – диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года.

Все вышеперечисленные виды контроля могут проходить в разных формах.

Формы контроля: опрос, тестирование, решение задач, анкетирование, выполнение домашней работы, контрольная работа, защита творческой работы, расчетно-графическая работа, реферат, зачет, экзамен и т.п.

Как было сказано выше, контроль, предполагает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Это выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной элемент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов, требующих коррекции.

Цель проверки – определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.

Проверка может быть устной, письменной и практической.

Устная проверка позволяет установить уровень знаний учащихся, их прочность и осознанность. Устный контроль включает методы индивидуального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.

Письменная проверка знаний применяется сравнительно редко, как правило, в тех случаях, когда нужно сделать «срез» знаний учащихся, т. е. установить, с какими знаниями по тому или иному вопросу подходят они к изучению данной темы, насколько эти знания пополнились после изучения темы и т. д.

Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные работы. Данный контроль дает экономию по времени и возможность опроса всех учащихся одновременно. К письменному контролю можно отнести и тестирование.

Тестирование. Это краткая, логически построенная, ясная формулировка задания, когда при рассмотрении каждого вопроса обеспечивается четкая и быстрая различаемость правильных и неправильных ответов. По результатам тестирования можно судить о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.

Практическая проверка занимает особое место в трудовом обучении, так как деятельность учащихся на уроках технологии заключается главным образом в изготовлении общественно полезных вещей и, таким образом, находит материальное воплощение.

По форме проведения практическая проверка делится на:

· фронтальную

· индивидуальную практическую проверку.

На уроках технологии создаются особенно благоприятные условия для индивидуальной проверки, так как контроль одного из учащихся не отвлекает остальных от работы.

Фронтальная проверка применяется реже и используется в тех случаях, когда необходимо проверить, насколько правильно освоен всей группой какой-либо сложный трудовой прием.

В последние годы учителя все чаще применяют особую форму контроля (проверки) - программированный контроль знаний или по-другому самоконтроль знаний, т.е использование ПК. При этом удается сократить время на опрос и охватить им одновременно всех учащихся.

13. Текущее планирование работы учителя технологии. Основные этапы подготовки.

Основной задачей текущего планирования является - определить основное содержание, формы организации и методы проведения каждого конкретного занятия, подготовить к нему необходимые материалы, оборудование и пособия.

Текущее планирование учителя представляет собой подготовку к проведению конкретного занятия (урока). В данном виде планирования можно выделить 2 этапа подготовки:

1. Методическая подготовка;

2. Организационные мероприятия;

Методическая подготовка учителя к уроку начинается с работы над учебной и методической литературой.

Учитель просматривает пособия для учащихся, чтобы учесть этот материал при изложении новых све­дений. Учитель знакомится также с учебной литературой по основам наук. Такая ориентация необходима по двум основным причинам.

Во-первых, в пособии (учебнике) изложен минимум мате­риала, достаточный для выполнения учебной программы.

Во-вторых, содержащийся в пособии учебный материал излагается на уровне, соответствующем общему развитию учащихся и их зна­ниям по основам наук, что помогает учителю подготовиться к до­ступному для учащихся изложению материала.

Большое значение для подготовки учителя к уроку имеет ознакомление с методической литературой, в которой обобщен опыт других учителей. В методической литературе даются рекомендации по построению учебного процесса, выбору объектов работы и по всем другим вопросам, связанным с выполнением учебных задач на уроках технологии. К методической подготовке также можно отнести взаимные посещения уроков технологии, а также посещение методических объединений учителей, где обсуждаются проблемные вопросы и происходит обмен опытом.

Выбрав тему урока, запланированную в календарно-тематическом плане, учитель технологии определяет тип урока, его структуру, ставит цель и задачи, в соответствии с которыми определяет методы обучения, средства обучения, формы организации работы на уроке, отбирает необходимое содержание урока.

Также к методической подготовке можно отнести и работу по изготовлению самим учителем объекта труда, который должны будут выполнить учащиеся на практической работе. Это необходимо по следующим причинам:

Во-первых, повышается авторитет учителя, когда учащиеся видят, что он в совершенстве владеет трудовыми приемами и может служить для них личным примером.

Во-вто­рых, образцы, изготовленные учителем, служат эталоном для учащихся.

В-третьих, выполняя самостоятельно трудовой процесс, учитель может четко представить себе, какие будут возникать у учащихся трудности, какие они могут допускать ошибки в работе, и т. п.

Организационные мероприятия. Качество проведения урока во многом зависит от предварительной проработки учителем организационных вопросов.

Учителю технологии необходимо подумать о том, чтобы каждый учащийся имел необходимые инструменты, материалы, оборудование.

Большого внимания требует от учителя подготовка наглядных пособий, технологических и инструкционных карт, раздаточного материала, карточек-заданий для проверки знаний учащихся и т.д.

Учителю технологии необходимо строго продумать каждый этап урока, распределить время на каждый из них, решить, как будут подводиться итоги урока, как будут выставлены оценки и т.д.

Подготовка учителя к уроку завершается составлением плана-конспекта урока.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...