Типы и структура уроков технологии. Характеристика этапов урока.
В методике преподавания технологии для классификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяютсяследующие типы уроков технологии: 1. Теоретический урок (приобретения учащимися новых знаний); 2. Практический урок (формирования умений и навыков, применение знаний на практике); 3. Комбинированный или смешанный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в системе трудового обучения). 4. Контрольно-проверочный урок (проверка и оценка знаний, умений и навыков); 5. Урок-лабораторная работа; 6. Урок по решению технических задач. Из представленных 6 типов основными являются первые 4 типа, на изучении которых мы и остановимся. Урок состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Все вышеперечисленные типы уроков имеют свою структуру, характеризующую их. Под структурой урока понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Теоретический урок - занимает, как правило, не более одного академического часа, поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года и при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, то есть в тех случаях, когда нужно организовать усвоение значительной части теоретического учебного материала. Структура теоретического урока может включать в себя: 1. Организационную часть, сообщение его темы и целей;
2. Изложение теоретического материала; 3. Закрепление его путем краткого опроса; 4. Работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений. 5. Итоги урока; 6. Задание на дом; Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой. Примерная структура практического урока: 1. Организационная часть 2. Сообщение темы, цели, и задач урока 3. Вводный инструктаж 4. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя 5. Итоговая часть Комбинированный урок (смешанный) представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического урока. Данный тип урока является наиболее характерным для предмета «Технология». Существуют различные структуры данного типа уроков. Рассмотрим наиболее распространенные. Кругликов Г.И. предлагает такую структуру: 1. Организационная часть; 2. Проверка выполнения домашнего задания; 3. Повторение ранее пройденного учебного материала; 4. Изложение нового материала; 5. Закрепление изученного материала; 6. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания (если оно предполагается). 7. Уборка рабочего места. Организация обучающихся. Это проверка явки учащихся, их технической, санитарной готовности к предстоящему занятию. На этом этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных. Обычно на это уходит 2-5 минут. Проверка выполнения домашнего задания. Этот этап может быть, если было домашнее задание, а может и отсутствовать. Тогда эту часть занятия можно отвести под контроль за работой над проектами.
Повторение ранее пройденного учебного материала. Повторение включает в себя, как правило, устный опрос, по окончании которого преподаватель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки, сообщает оценки. Изложение нового материала. Сообщение теоретических сведений, знакомство с новыми понятиями, операциями и т.д. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике, отработка навыка в работе, т.е. практическая работа, которая занимает большую часть учебного времени. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания. Каждый урок технологии завершается подведением итогов независимо от того, в каком состоянии находятся изделия учащихся. Подведение итогов обычно сопровождается оценкой знаний и умений учащихся. В тех же случаях, когда выполненная на уроке работа не может быть оценена в баллах (например, операция начата, но не закончена), учитель ограничивается общей характеристикой деятельности учащихся. Также в конце занятия учителем могут быть заданы вопросы по анализу данного занятия. Что нового узнали? Чему научились? И т.д. Тхоржевский Д.А. предлагает такую структуру: 1.Организационная часть; 2.Изложение нового материала (в данном случае это сообщение тех сведений, которые не будут использованы на данном уроке); 3.Практическая работа (вводный инструктаж); 4.Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж); 5.Подведение итогов (заключительный инструктаж); 6.Домашнее задание 7.Уборка рабочего места. Из данной структуры урока рассмотрим только инструктажи. В педагогической литературе инструктаж рассматривается по-разному — как метод обучения или их совокупность, как составная часть урока. Для условий работы на уроках технологии в общеобразовательной школе правомерна как первая, так и вторая трактовка инструктажа. Инструктажи относятся только к практической части урока. Под инструктажем понимается объяснение и показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся.
Виды инструктажа По своему характеру инструктажи делятся на следующие виды: вводный, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж - это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться учащимися при самостоятельной работе. Вводный инструктаж включает в себя: - объяснение предстоящей работы; - последовательность ее выполнения; - демонстрацию приемов работы; - показ и объяснение приемов контроля и самоконтроля за ходом и результатами работы; Вводный инструктаж учащихся на занятиях технологии является обязательным. Текущий инструктаж (групповой, фронтальный или индивидуальный). Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время работы. Он заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, соблюдение ТБ, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ, устраняет неточности. Заключительный инструктаж ( подведение итогов) включает в себя демонстрацию качественно выполненных изделий и изделий бракованных (если такие есть), общую характеристику работы учащихся, анализ допускаемых учащимися ошибок, соблюдение дисциплины и правил ТБ, оценку работ учащихся. Урок заканчивается подведением общих итогов. Контрольно-проверочный урок имеет, конечно, целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии. Для этого учитель может использовать карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защиту. Урок — лабораторная работа — разновидность практических уроков, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной практической деятельностью, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов (древесины, металлов, тканей и других материалов), исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений, станков и других технологических, энергетических и транспортных машин. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.
Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими уроками. С одной стороны, на них ученики решают задачи производственного характера, с другой стороны, эти задачи решаются в расчетно-техническом плане, в плане конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению других технических задач, например, расчету режимов машинной обработки материалов и др. 10. Комбинированный урок. Схема плана- конспекта комбинированного урока. дата___класс__№урока___ Тема урока___ Тип урока___ Цель урока____ задачи урока___ Методы проведения занятия___ объект труда___ Межпредметные связи__ материально-техническое оснащение___ литература для учителя___ литература для учащихся___ ход урока:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|