Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с учебной литературой на уроках технологии. Характеристика и структура учебника «Технология».




При самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по изучению технологии основным источником знаний является учебник, а также другая учебная и популярная научно-техническая литература.

Самостоятельная работа учащихся с учебной и технической литературой представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний. На уроках технологии учащиеся знакомятся с целым рядом понятий, относящихся к области машиноведения, материаловедения, обработки металлов, электротехники и т.д., которые необходимо запоминать. При отсутствии учебных пособий все необходимые сведения, ученики вынуждены будут записывать под диктовку учителя. Поэтому, учебник технологии играет важную роль в обучении. Он выполняет в учебном процессе ряд функций.

Основные функции учебника:

1. Источник информации, раскрывающий в доступной форме для учащихся, предусмотренное ФГОС содержание;

2.Средство обучения

Эти функции учебника дают основу для построения процесса изучения технологии, что и как изучать. По сути дела, учебник является моделью учебного процесса.

Работа с учебником может проводиться на разных этапах урока, в зависимости от поставленных целей и задач урока. Это может быть чтение или разбор теоретического материала урока, который сопровождается поиском необходимой информации в тексте, рассматриванием иллюстраций, схем, таблиц и т.д. При проведении вводного инструктажа перед практической работой - разбор технологической карты, чертежей и схем, изучение правил ТБ. Непосредственное выполнение лабораторной или практической работы по предложенному плану в учебнике. Закрепление материала, путем ответов на вопросы в конце параграфа.

Кроме учебников, в процессе обучения технологии учащиеся должны уметь пользоваться техническими справочниками, стандартами, справочными таблицами и другой технической литературой для подбора инструментов, приборов, определения и расчета режимов, параметров, исходных требований и т.п.

Учебно-технологическая документация.

При организации и осуществлении производственных процессов на предприятиях возникает необходимость передачи больших потоков строгой и точной технологической информации об этих процессах. Для этих целей используют различные документы как носители данной информации. Они входят в единую систему конструкторской документации (ЕСКД) и единую систему технологической подготовки производства (ЕСТПП). На предприятиях технологическая документация имеет разные названия: инструкции, технологические, маршрутные, операционные карты, технологические графики и т. п. Суть их от этого не изменяется - все они в более или менее подробном изложении раскрывают последовательность обработки, изготовления, ремонта, наладки, обслуживания и т. п. технологического оборудования.

Технологическая документация, которая применяется на производстве, используется и на занятиях по технологии в учебных целях.

К учебно-технологической документации относят: чертежи, эскизы, технические рисунки, кинематические и электрические схемы, инструкционные и технологические карты, инструкции по эксплуатации технологического оборудования, по технике безопасности и охране труда при работе на нем.

Чертежи, эскизы, технические рисунки, кинематические и электрические схемы как графические документы используются в обучении технологии для решения различных учебных задач:

1. На занятиях по технологии так же, как и на производстве, в чертежах и других графических изображениях в краткой и экономной форме фиксируются данные о форме, размерах и другие сведения о предмете для его изготовления или применения в учебно-трудовом процессе.

2. При проведении практических работ по изготовлению изделий на занятиях по технологии чертежи и другие графические изображения служат основными документами для планирования технологического процесса и контроля за его осуществлением. Эту функцию выполняют чертежи и на настоящем производстве.

3. Чертежи и другие графические изображения выполняют и чисто учебную роль - служат средством условной наглядности при реализации принципа наглядности в демонстрационных методах обучения. В отличие от реальных изображений (картин, фотографий и т.д.), чертежи, эскизы, технические рисунки, кинематические и электрические схемы дают более точную образную информацию о предмете, причем не только с внешней стороны, но и о его внутреннем устройстве.

При проведении практических работ на уроках технологии часто используют технологические и инструкционные карты (так называемое письменное инструктирование).

Технологические карты представляют собой сведения о технологическом процессе изготовления изделия в письменно графической форме.

Технологическая карта – это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. Такая форма установлена на предприятиях, согласно государственным стандартам.

В несколько измененном, упрощенном виде эта форма технологических карт используется и на занятиях по технологии.

В технологических картах указываются сведения об изготовляемом изделии в виде чертежа (эскиза) или технического рисунка и сведения о заготовке также в виде чертежа (эскиза) или технического рисунка, а в отдельных случаях просто записью вида материала заготовки и ее размеров, т.е информация представляется двумя видами: словесным и графическим.

Далее в технологической карте дается технология изготовления изделия. В технологии изготовления обычно указывают порядок работы (перечень технологических операций), эскизы обработки (эскиз заготовки, как она будет выглядеть после выполнения каждой операции и эскиз инструмента в положении по отношению к заготовке во время обработки), а также рабочий и измерительный инструмент и приспособления, необходимые для выполнения технологической операции. В технологических картах на изготовление изделий на станках могут указываться режимы обработки.

Инструкционные карты отличаются от технологических тем, что они отражают трудовую сторону процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приемов выполнения той или иной трудовой операции.

Главное в технологических и инструкционных картах «что делать» и «как делать».

При составлении технологических и инструкционных карт необходимо придерживаться следующих требований:

1.Содержания данных карт должно соответствовать учебной программе.

2. Необходимо четко выделять «законченные» содержательные части программного материала (назовем их упражнениями), дать каждому упражнению соответствующее название, расположить упражнения в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности.

3. Важно оценить новизну и сложность учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и требующие специального разъяснения, предусмотренные к изучению трудовые приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту. Ранее изученные простые для освоения трудовые приемы и способы работы в карту включать нет необходимости. Это позволят сделать карту более компактной и удобной для пользования.

4.На основе анализа учебного материала учебной программы необходимо наметить рациональную последовательность раскрытия в карте приемов и способов операции, имея в виду, что в программе только перечислены подлежащие освоению составные части учебной операции — темы программы; наиболее рациональный порядок их освоения определяет учитель, в данном случае составитель карты.

5. Указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию.

Отдельно можно выделить такие технические документы, как инструкции.

Инструкция (от лат. Instructio – наставление, устройство) – указание о порядке выполнения какой-либо работы, пользования машиной, прибором и т.д. Например,

- Инструкции по эксплуатации технологического оборудования, инструментов, приборов и т.д. как технические документы содержат очень краткую и точную информацию об устройстве и использовании в работе указанных технических объектов. Они служат как источники информации при изучении этих объектов и как справочные пособия при использовании инструментов, оборудования и т.д.

Инструкции по технике безопасности и охране труда содержат правила и требования по безопасному осуществлению трудовой деятельности. Выполненные в форме памятки, они предостерегают учащихся от неправильных и неточных трудовых действий, которые могут повлечь за собой неблагоприятное влияние на их здоровье.

Таким образом, для проведения урока учитель может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.

Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять. Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются,- все это обычные методические условия устного изложения.

Необходимо избегать местных диалектов. Слова, которые употребляет преподаватель технологии, должны иметь для учеников вполне определенный, точный смысл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...