Многостаночное обслуживание
совме щеяие профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящихся к различным профессиям. Оно может быть полным, если рабочий выполняет все трудовые функции рабочего другой специальности, и частичным, если рабочему передается только часть функций, выполняемых рабочими других специальностей или профессий. В результате сокращается общая численность рабочих и возрастает производительность их труда.
Совмещение профессий и расширение на этой основе производственного профиля рабочих возможны путем овладения рабочими смежными и вторыми профессиями. Под смежной понимается профессия, для которой характерны технологическая или организационная общность с основной профессией, а таюке выполнение функции смежных профессий на рабочем месте основной профессии. Освоение вторых профессий — это такой вид совмещения, когда трудовые функции второй профессии не имеют общих признаков с функциями основной профессии.
К основным условиям, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий, относятся:
• неполная занятость рабочего по основной профессии, обусловленная технологией производства или применяемым оборудованием;
• общность содержательности труда работников, которые должны совмещать профессии, их технологическая и функциональная взаимосвязи;
• разновременность выполнения совмещаемых функций;
• отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;
• достаточный для овладения второй профессией (специальностью) квалификационный уровень рабочего.
Возможность совмещения профессий выявляется на основе данных фотографии рабочего времени, моментных и других наблюдений. По результатам анализа полученных при этом затрат рабочего времени определяются наиболее целесообразные формы совмещения профессий. При этом общая трудоемкость работ по основной и совмещаемой профессиям не должна превышать продолжительности смены, т. е. коэффициент занятости не должен быть больше единицы.
Многостаночнь (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов), при котором машинноавтоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручныХ (требующих присутствия рабочего) элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места на других станках (агрегатах).
Техническими предпосылками развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня оматизаЦии используемого оборудования улучшение системы управления оборудованием и конструкции технологической оснастки, в результате которых уменьшается доля ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличивается доля автоматической работы.
к организационным предпосылкам введения многостаночного обслуживания относятся: рациональная планировка оборудования на рабочем месте, 0ечивающая удобство его обслуживания; кратчайшие маршруты перехода от станка к станку; реализация наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест; изменение форм разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций (наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструментов и др.) выполнялись вспомогательными рабочими.
Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочихстаночников и обслуживаемого ими оборудования.
Формы организации труда рабочихмногостаночников зависят от имеющегося оборудования и организации производства. С точки зрения технологической однородности оборудования различают: многостаночное обслуживание т.е. однотипных станков, на которых выполняются одинаковые операции; обслуживание однотипного оборудования, на котором выполняются последовательные операции по обработке одной и той же детали; обслуживание однотипных и разнотипных станков, загруженных различными деталями.
По соотношению длительности операций, выполняемых многостаночным комплексом, различают варианты, когда операции на всех станках равны по времени; когда длительность их неравная, но кратная когда длительность операций неравная и некратная.
263
а
— время занятости рабочего
1 — время машинно-автоматической работы станка
Рис. 16.1. Варианты графиков
IIiВВIШ свободное время рабочего
ЕЁI пр. об время простоя оборудования
многостаночного обслуживания
| станка
| Время, мин
| . Цикл работы многостаночника
|
|
| оп
|
|
|
|
|
|
|
|
| .
|
|
| 2 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| (ц
|
|
Занятость рабочего оборудования
|
|
|
б
|
|
|
|
| ф станка
| мин
| Цикл работы многостаночника
|
| (э
| (м
| оп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2И
|
|
|
|
| б
| i (ц 1
|
| Занятость рабочего оборудования
|
б
|
|
|
|
| станка
| мин
| Цикл работы многостаночника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ГЖ
|
|
|
|
| д
|
|
| (1
|
| Занятость рабочего оборудования
|
|
| | | | | | | | | | | | | |
Система обслуживания оборудования в условиях многостаночной работы может быть циклической, нециклической и комбинированной.
Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентированный, повторяемый в каждом цикле, обход станков по заранее определенному маршруту.
Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной продолжительности. В этом случае рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков и подходит к тому, который требует обслуживания.
Комбинированное обслуживание представляет собой сочетание маршрутного и сторожевого видов обслуживания. Оно целесообразно для обслуживания группы станков, выполняющих одноподходньте операции с большой длительностью технологического цикла, и нескольких станков, выполняющих относительно непродолжительные многоподходные операции. При этом обслуживание станков с большой длительностью операций осуществляется по маршрутному способу, а остальных станков — по мере потребности.
В зависимости от соотношения длительности совмещаемьих операций возможны различные сочетания работы станков:
• станков-дублеров, на которых выполняются операции равной длительности, а время занятости рабочего на одном станке (i) равно времени машинной работы (‘и) данного станка (рис. 16.1, а);
• станков-дублеров, на которых выполняются операции равной длительности, а время занятости рабочего на одном станке меньше машинного времени данного станка в кратное число раз (рис. 16.1, 6);
• станков-дублеров, на которых выполняются операции равной длительности, но время занятости рабочего несколько больше машинного времени данного станка (рис. 16.1, в);
• различных станков, на которых выполняются операции равной длительности, но время занятости рабочего на каждом станке различное и меньше машинного времени на каждом из обслуживаемых станков в некратное число раз (рис. 16.1, гн д);
• различных станков, на которых выполняются операции неравной длительности и время занятости рабочего на каждом станке различное и меньшее или равное машинному (рис. 16.1, е).
Из рис. 16.1 видно, что в первом и втором случаях рабочий и оборудование полностью загружены, в третьем случае частично простаивают станки, в четвертом может частично простаивать оборудование (рис. 16.1, г) или рабочий (рис. 16.1, д), а в пятом частично простаивает и оборудование и рабочий (рис. 16.1, е).
Рациональное построение многостаночного обслуживания заключается таком подборе операций, при котором обеспечивается наиболее полная загрузка оборудования при полной занятости рабочегомногостаночника. В Этой связи необходимы:
расчеты оперативноi о времени и возможного числа обслуживаемых станков; построение графиков обслуживания оборудования; расчеты длительности циклов многостаночного обслуживания, коэффициента загрузки оборудования и коэффициента загрузки рабочегомногостаночника; определение расходов на единицу оперативного времени работы станка при различных вариантах числа обслуживаемого оборудования.
Оперативное время представляет собой сумму машинного времени и времени занятости рабочего.
Машинное время — это время автоматической работы станка, не перекрываемое временем занятости рабочего при работе на данном станке.
Время занятости рабочего обслуживанием оборудования складывается из следующих элементов:
= в Н + п + а Н + Епер
(16.1)
где 1,,,, — суммарное время неперекрьиваемое, необходимое для выполнения различных приемов на станке (установка и снятие детали, включение станка, подвод резна и т.д.), мин;
— вспомогательное перекрываемое время, мин;
— суммарное время активного наблюдения за работой станка, миН
— время на переходы рабочего от одного станка к другому согласно установленному маршрутУ, мин.
Количество станков (п), на которых одновременно может работать многостаночник, определяется по формулам:
для станкоВ дублеров и станков с равной длительностью
операций
= + 1;
(з
(16.2)
• для станков с различной длительностью операций
или
(16.3)
где К — коэффициент, учитывающий возможные отклонения от нормального хода технологического процесса и необходимость микропауз в работе многостаночника.
В табл. 16.1 приведены значения коэффициента К.
Таблица 16.1
Если принятое число станков (п) меньше расчетного (прасч), то (п — (. При этом рабочий имеет свободное время () в цикле обслуживания, величина которого может быть рассчитана по формуле
(пр/_(п 1) (16.4)
Если принятое число станков (п) больше расчетного (прасч), то (п — 1) / > Ё7. При этом рабочий не успевает обслужить все станки за время цикла и они будут определенное время простаивать (проб) Это время можно определить по формуле
= — (п — 1). (16.5)
После расчета числа станков и времени простоя оборудования или рабочего-станочника строят графики многостаночного обслуживания по выбранным вариантам (см. рис. 16.1). далее определяют длительность цикла многостаночника по одной из формул:
1= щах ‚+ проб (16.6)
к3——- (16.9)
Выбор первого или второго варианта обслуживания станков обусловлен конкретными 0рганИзационнотехническими затратами, связанными с простоем оборудования и рабочего.
Важными элементами эффективной организации многостаночного обслуживания являются рациональная планировка, обеспечиваюшал кратчайший маршрут перемещения рабочего от станка к станку и хороший обзор всей группы оборудования. Размещение оборудования осуществляется в Ка)КцОМ конкретном случае в зависимости от особенностей оборудования и формы его обслуживания. Критерием выбора той или иной планировки являются затраты времени на подходы рабочего к станкам (пер) При кольцевом расположении оборудования и циклическом обслужI4вании
1пер 0,015 п?, (16.10)
где п — число обслуживаемых станков;
0,0 15 мин — норматив времени на 1 м перехода рабочего от станка к станку;
— среднее расстояние между станками, м.
При линейном расположении оборудования и циклическом обслуживании:
пер 0,015 2 (п — 1)?. (16.11)
Значения коэффициента К
Ц=Вз’+ЁПрР (16.7)
где iрах (— максимальная продолжительность одной из выполняемых операций.
коэффициенты загрузки оборудования и рабочего-многоста ночника определяются по отнетствующим формулам:
п
ог’1
(16.8)
1 Тип производства
| Оборудование
|
универсальное специализированное
|
Массовое Серийное Единичное
| 0,85 0,9 0,7 0,8 0,65 0,75 1
|
При нециюIИческом обслуживании среднее время перехода от станка к станку может определяться по эмпирической зависимости:
0,015 [1 + 0,333 (п — 2)
(16.12)
Воспользуйтесь поиском по сайту: