Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет межоперационньих оборотных заделов 7 глава




Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период (год, квартал, месяц, сутки, смену).
Грузовой поток — это количестВО грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Грузооборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков.
Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждОЙ части таблицы указывают пункты, наименование и количество груза.
Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и грузовых потоков и служит основой для расчета количества транспортных средств по тветстВуюЩим маршрутам (табл. 13.1). Схемы маршрутов могут быть различными.
Таблица 13.1

Маятниковъiе маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую — без гру-
219

Шахматная ВеДОМОСТЬ ГруЗОПОТОКОВ

 

движение с грузом * движение без груза

б) при двухстороннем маятниковом маршруте движения

п
]ШТ] +2(1З+?Р)].
=
Тс кисрэф$бо[Р

за, двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерньими — одно- или двухсторонними (рис. 13.1).

@ОдностоРоннееэ

двухстороннее

Веерное

Рис. 13.1. Схемы маршрутов
Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся грузом (рис. 13.2).
Исходя из схемы грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов выбирают транспортные средства и рассчитывают потребность в них.

Число транспортных средств, необходимых для внешних и межцеховых перевозок, может быть определено по одной из формул:
а) при одностороннем маятниковом маршруте движения
IЧ)щТ] ((13.1)
2I
Ктс _+(3+(р
‚1К1ф$бО ‘ср
где I’ — количество изделий 1-го типоразмера (наименования), перевозимых в течение планового (расчетного) периода, шт.;
— масса единицы изделия]-го типоразмера изделия, кг;
— грузоподъемность единицы транспортного средства;
— коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
‘эф — эффективный фонд времени работы единицы транспортного средства, для односменного режима, ч;
$ — число рабочих смен в сутках;
— расстояние между двумя пунктами маршрута, м;
— средняя скорость движения транспортного средства, м/мин;
и — время на одну погрузочную и одну разгрузочную операции за каждый рейс, мин,
— Номенклатура перевозимых изделий (i 1, 2,..., п);
________ (13.2)
для кольцевых перевозок число транспортных средств рассчитывается по формулам:
а) с нарастающим грузопотоком
Iч]еШТ] ( ф
К. =- —1 ——+К1 + 1; (13.3)
Р)

Рис. 13.2. Схема кольцевого маршрута

 

б) с затухающим грузопотоком Производительность одного рейса определяется по формуле
п П=/Р. (13.10)
IЧ]ОШТ]
ТС
= КСфбОЗ+КЛР1Р] (13.4) Для внутрицеховьтх перевозок количество транспортных
Ср
средств может быть определено по одной из приведенных выше
в) с равномерным груз о’гжс,, формул.
13.3. Организация, планирование
Н]IТ]
1=1
К1ф5бО + +)] (13.5) и диспетчеризация работы транспортного хозяйства
Ср
где i’ длина всего кольцевого маршрута, м Организация работы транспортного хозяйства предприятия
К — число погрузочно-раэIрузочных определяется планом производственно-хозяйственной деятельности. Планирование работы транспортного хозяйства разделяется
Количество груза, перевозимого за одну смену, определяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планироп формуле вание и диспетчеризацию.
Технико-экономическое планирование заключается в разраог
=‘ (13.6) ботке годового плана (транстехплана) с разбивкой по кварталам.
Как правило, этот план включает: а) производственную програм—
где — годовой грузооборот на данном маршруте, кг, т; му выпуска продукции заводом; б) план по труду; в) лимиты мад — число рабочих дней в году; териально-технического обеспечения; г) план по себестоимости
— коэффициент нерааномерностi перевозок (принимается = 0,85). транспортных работ; д) план организационно-технических мероприятий е) сводку технико-экономических показателей.
Время пробега транспортного средства по заданному маршру- При планировании определяют: грузооборот и объем погрут рассчитывается по формуле зочно-разгрузочных работ, потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочны средствах (шахматная ведомость, грузовые
Т0б = I. / (13.7) потоки и расчеты потребности в транспортных средствах); по-
Время, заТрачиваемое транспортным средством при прохож- требность в кадрах и фонды заработной платы; потребность в
дении одного рейса, составляет топливе (горючем) и смазочных материалах; объемы ремонтных
работ и потребность в материалах и запасных частях; цеховые
= 2Т,,,06 + +‚ или = 2Т6 + 2(+ (13.8) расходы (смета затрат).
Кроме того, составляют смету затрат по транспортному хо-
Число рейсов, совершаемых единицей транспортного сред- зяйству и калькуляцию себестоимости транспортных услуг. Се-
ства за сутки, определяется по формуле бестоимость транспортных услуг определяется в виде двух показателей себестоимости транспортировки 1 т груза и себестоимос(13.9 ти погрузки и выгрузки 1 т груза.
Расчеты по планированию проводятся на базе технически
где к8,, — коэффициент использования фонда времени работы транспорт- обоснованных норм работы транспортных средств, материальног средства. ных затрат и других плановых нормативов. Услуги транспортно22 223

го цеха, оказываемые другим цехам, рассчитываются по цеховой себестоимости. Работы, выполняемые транспортным цехом для своего хозяйства, оцениваются исходя только из статей основных расходов без включения цеховых и общехозяйственных рас— ходов.
Оперативно-календарное плашроваiше работы транспортного хозяйства заключается в составлении месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основе квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, со складов, из отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.
В зависимости от типа производства организация и сменносуточное планирование транспортных работ изменяются.
В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми согласно шахматной ведомости. Это позволяет организовать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств — по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).
В серийном производстве грузолотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следуюшего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следуюший день, указьтвая в нем, как распределяются транспортные средства по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику.
В единичном и мелкосерийном производствах при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, складов и отделов.
Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемьих отделами снабжения и сбыта.

диспетчеразация транспортной работы заключается в составлении и оперативном регулировании графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов, а также в контроле за их выполнением. В своей работе диспетчер транспортного хозяйства тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. К техническим средствам, которые он использует, относятся: диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др.
Оперативное регулирование (диспетчеризаЦия) сводится к наблюдению за выходом на линию определенного графиком и сменно-суточными заданиями количества транспортных средств, к контролю за выполнением суточного плана перевозок, к ликвидации аварий и замене транспорта в случае поломок.
Оперативный учет по работе транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.
В сводку технико-экономических показателей включаются:
• коэффициент использования парка транспортных средств по времени (число часов фактической работы парка, деленное на фонд рабочего времени парка);
• коэффициент использования пробега (пройденное расстояние с грузом в километрах, деленное на полный пробег с грузом и порожня ком);
• коэффициент использования тоннажа (фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на ноi4инальную амортизацию оборудования, умноженную на число поездок;
• стоимость 1 машино-часа, рассчитываемая по формуле

С=З +А+ Р +е + М+ П,

(13.11)

где З — заработная плата обслуживающего персонала с начислениями;
А — амортизация оборудования;
Р — расходы на текущий ремонт оборудования;
е стоимость энергоресурсов (топлива);
М — затраты на материалы (смазочные, обтирочные и др.);
— прочие расходы (связанные с уходом и надзором);

• себестоимость переработки 1 т груза

см = смч/,

где — масса груза, перевозимого за 1 ч, т;

(13.12)

• расход энергии (топлива) — нормы и отклонения;
• расход смазочных и Ьбтирочных материалов — нормы и отклонения.
Глава 14
ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРЕДРИЯТИЯ
14 1. Задачи и структура складского хозяйства
Складское хозяйство является важнейшей частью любого производственного предприятия, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на ход производственных процессов. Подавляющее большинство материальных ценностей предприятий проходит через склады, поэтому они занимают значительную часть заводской территории.
К основным задачам складского хозяйства относятся организация постоянного и бесперебойного снабжения производства соответствующими материальными ресурсами; обеспечение их ко.iичественной и качественной сохранности; максимальное сокращение затрат, связанных с осуществлением складских операций. Кроме того, в состав задач входят комплектование деталей и других материальных ценностей, подбор, дозировка и прочие операции подготовительного или заключительного характера.
На складах, как правило, выполняется большой объем погрузочно-разгрузочных работ и работ по перемещению материальных ценностей. Поэтому основным направлением в развитии складского хозяйства являются комплексная механизация и автоматизация работ, улучшение использования складских помещений, а также организация материально-технического снабжения на основе оптовой торговли, внедрения систем материально- технического снабжения типа <(точно вовремя» (в США это называется «джит», в Японии — «канбан»), которые значительно

сокращают объем складских запасов. Складское хозяйство предприятия состоит из различных складов и кладовых, которые можно классифицировать по следуюшим признакам.
1. По назначению и подчиненности:
• материальные — подчиняются отделу материально-технического снабжения; принимают и хранят используемые в производстве материалы и выдают их в производство;
• сбытовые — подчиняются отделу сбыта; принимают, хранят и отпускают готовую продукцию завода дл ее реализации;
• производственные — подчиняются производственно-диспетчерскому отделу; это различные цеховые кладовьте и общезаводские склады, обеспечивающие производственный процесс предметами и средствами труда;
• склады запасных частей — подчиняются отделу главного механика; принимают, хранят и отпускают детали и другие материальные ценности для проведения всех ремонтов оборудования и других видов производственных фондов;
• инструментальные склады — подчиняются инструменталь- ному отделу; принимают, хранят и отпускают цехам все виды инструментов и приспособлений;
• склады отдела главного энергетика, отдела автоматизации и механизации, отдела главного метролога, отходов и утиля.
2. По масштабу работы: центральные, общезаводские, прицеховые и цеховые. Центральные и общезаводские склады обслуживают весь завод и занимают, как правило, отдельную площадь на территории завода (не производственную). Прицеховые склады находятся при каких-либо цехах, служат для хранения материальных ценностей группы цехов (спецодеждьт, мыла, хозяйственных товаров и прочих ценностей). Цеховые склады являются цеховыми подразделениями, обслуживают определенный цех и занимают его производственную площадь. Они подразделяются на склады материалов, заготовок, полуфабрикатов, инструмента и т.п.
З. По роду и назначению хранимых материалов различают склады универсальные (для хранения разнообразных материальных ценностей) и специальные (для хранения однородных материалов, например черных или цветных металлов, горючих материалов и др.).
4. По техническому устройству и в зависимости от свойств материалов различают склады открытые (оборудованные площадки), полузакрытые (площадки с навесами) и закрытые (отапливаемые и неотапливаемые).

Сюiады оснашаются различными стеллажами и унифицированной тарой, мостовыми кранами, кран-балками, монорельсами и тельферами, конвейерами, штабелерами, авто- и электрокарами, роботоэлектрокарами. В гибких производственных системах используются специальные стеллажи, предназначенные для размещения плоских и ящичных поддонов. Такие стеллажи представляют собой систему ячеек по вертикали и горизонтали, позволяющую применять кодовую шифровку и средства автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Склады с этими стеллажами являются неотъемлемой частью автоМатизированно-транспортной системы гибкого автоматизированного производства.
Склады также должны быть оснащены измерительным оборудованием: весами, кружками, мерниками, счетчиками, линейными мерами для измерения длины, высоты и диаметра (метрами, рулетками, штангенциркулями и т.п.).
Организация складских операций включает элементы, аналогичные тем, которые применяются при организации работ в ЦИС (см. разд. 10.4).
14.2. Расчет потребности предприятия в площадях под складские помещения
При сооружении склада необходимо оборудовать его подъездными путями, учесть погрузочно-разгрузочные фронты, обеспечить пожарную безопасность, определить массу различных материалов и места их хранения внутри склада, число стеллажей и исходить из допустимой нормы нагрузки на 1 м2 площади пола.
Вся площадь склада подразделяется на: а) грузовую или полезную, непосредственно занимаемую под материальные цен- ности; б) оперативную, предназначенную для приемно-отпускных операций, сортировки, комплектования материальных ценностей, а также для проходов и проездов между штабелями и стеллажами, для размещения весовой и измерительной техники, служебных помещений; в) конструктивную, занимаемую под перегородкм, колонны, лестницы, подъемники, тамбуры и т.п.
Соотношение между полезной площадью склада ($) и общей площадью ($б) называется коэффициентом использования площади склада, который определяется по формуле

=: об

(14.1)

Величина этого коэффициента зависит от способа хранения материальных ценностей. Например, при хранении в штабелях он равен 0,7—0,75, а при хранении на стеллажах — 0,3—0,4.
Полезная площадь склада может рассчитываться двумя способами: а) по способу нагрузок; б) по спрсобу объемных измери- телей.
По способу нагрузок полезная площадь ($, м2) определяется по формуле

=

(14.2)

где 4ах — максимальный СкладсКоЙ запас материалов, хранимых в штабелях и емкостях, т, кг;
— допустимая нагрузка на плошадь пола склада (согласно справочным данным), т/м2, кг/ми.
По способу объемных измерителей полезная площадь определяется по формуле

$пол = СТст,

(14.3)

где % — площадь, занимаемая одним стеллажом, м2
— число стеллажей, необходимых для хранения данного максимального запаса материала; п — определяется по формуле (расчет-

ное)

IтIах
нет р —

где щ., — плотность хранимого материала, т/м3, Кг/сн3, г/сн3 К3 — коэффициент заполнения объема стеллажа;
у0 — объем стеллажа, м3 (см3), определяемый по формуле
У=аВЬ,
где а, В и Ii — длина, ширина и высота стеллажа соответственно, м.

(14.4)
(14.5)

Принятое число стеллажей (п) устанавливается после проверки соответствия допустимой нагрузке. Расчет осуществляется по формуле

7шах
е
сТ1д

(14.6)

Общая площадь склада (с учетом коэффициента использования площади) рассчитывается по формуле

3общ =:

(14.7)

Размер площади под приемно-отправочные площадки определяется по формуле

$пр о = З $ С,

(14.8)

где З коэффициент, показывающий, что высота укладки материалов на таких площадках должна быть в З раза меньше высоты укладки на транспортных средствах;
— площадь, занимаемая единицей транспортного средства, м2
— количество транспортных средств, находящихся одновременно под погрузкой-разгрузкой.
Служебные помещения складов рассчитываются исходя из нормы 2,5—6 м2 на одного работника. Ширина проходов между стеллажами и штабелями устанавливается в пределах 0,8—0,9 м, а для проезда тележек — 1,1—1,2 м. Через каждые 20—30 м должны быть сквозные проезды.

Глава 15
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...