Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

F73 Умственная отсталость глубокая (IQ ниже 20).




Включено: глубокая умственная субнормальность.

 

F78 Другие формы умственной отсталости;

F79 Умственная отсталость неуточненная.

 

Определение степени интеллектуальной недостаточности производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному возрасту). Умственный возраст – число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения индивидом тестовых заданий, показывающее, на каком возрастном уровне интеллектуального развития находятся эти результаты. При совпадении умственного возраста с хронологическим уровень интеллекта индивида соответствует возрасту. При несовпадении он может быть ниже.

Иными словами, умственный возраст определяется по количеству правильно выполненных заданий, каждое из которых направлено на выявление состояния отдельных психических функций. Соотношение умственного и хронологического возраста в классической тестологии определяет коэффициент интеллекта: IQ= умств.возр/хрон.возр.х100%. Умственный возраст определяет только созревшие функции, уровень актуального развития. Базовый возраст – максимальный уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для обследуемого. Абсолютная мера интеллекта – разность между умственным и хронологическим возрастом.

Количественное определение степени интеллектуальной недостаточности удовлетворяет узко практическим целям, но не отражает структуры дефекта. IQ – серьезный показатель для диагностики умственной отсталости. Однако определение данных IQ еще не является основанием для диагноза, а служит важным звеном в комплексной психолого-медико-педагогической диагностике, особенно если учитывать возрастную динамику умственной отсталости и большой круг вопросов, связанных с инвалидностью детей и их социальной реабилитацией.

 

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Начиная с начала XX века вплоть до 90-х г. при олигофрении по глубине интеллектуального дефекта, в зависимости от тяжести интеллектуальных нарушений, по степени выраженности традиционно ставили диагноз с учетом трех степеней: дебильность, имбецильность, идиотия.

 

 

Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификация, предложенная в 1959 г. советским дефектологом М. С. Певзнер. Клинико-психологическая классификация олигофрении по Певзнер составляет пять основных форм олигофрении:

1. неосложненную (основной вариант);

2. с выраженными нейродинамическими нарушениями:

а) с преобладанием процессов торможения;

б) с преобладанием процессов возбуждения;

в) лабильные (нестойкий, неустойчивый, изменчивый);

3) со снижением функций анализаторов и нарушениями речи:

а. с нарушением зрения;

б. с нарушениями слуха;

в. с нарушениями опорно-двигательного аппарата

г. с речевыми отклонениями;

4. с психопатоподобным поведением;

5. с выраженной лобной недостаточностью.

 

 

Основная неосложненная форма олигофрении.

К неосложненной форме олигофрении мы относим те состояния, при которых недоразвитие сложных форм познавательной деятельности и мышления не сопровождается грубым нарушением в пределах отдельных анализаторов и характеризуется относительной первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы. Особенность: способность к целенаправленной деятельности в пределах доступных для них заданий при относительной сохранности поведения; недоразвитие сложных мозговых систем; экспрессивная и импрессивная речь задерживается, наиболее сложные формы моторики оказываются недоразвитыми; свойственна замедленность психических процессов и инертность; могут возникать невротические и истерические реакции, особенно при неблагоприятных социально-бытовых условиях; более высокий уровень социальной адаптации по сравнению с другими формами, что, по-видимому, определяется относительно хорошей компенсацией состояния и возможностью значительного продвижения в процессе обучения и воспитания.

 

 

2. Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями.

В клинической картине нарушение проявляется в изменении поведения и снижении работоспособности. Частные нарушения функции отдельных анализаторов отсутствуют. По особенностям нарушения корковой нейродинамики в этой форме можно выделить группы:

-с преобладанием процессов возбуждения (легко возбуждаются, внимание неустойчивое, быстро утомляются, приобретенные навыки быстро разрушаются. Для возбудимых олигофренов на фоне недоразвития познавательной деятельности и мышления характерно своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Во время классных занятий эти дети двигательно беспокойны, отвлекаемы, иногда вплетают в свою речь бессвязные отрывки слов и предложений, случайно всплывшие в их сознании. Процесс обучения у этих детей затруднен вследствие не только недоразвития познавательных процессов, но и снижения внимания, повышенной истощаемостн. Так, заученные буквы они легко забывают, в процессе чтения переставляют слоги, читают по догадке. Особенно большие трудности выявляются в процессе письма и счета: пишут небрежно, торопятся, пропускают буквы и цифры).

-с преобладанием процессов торможения (характерны замедленность психической деятельности, трудность переключения, пассивность, вялость, адинамичность, инертность, что проявляется в особенностях их поведения, моторики, работоспособности, познавательной деятельности. Особенно отчетливо выражена негибкость мышления).

В обоих случаях наблюдается значительное снижение работоспособности.

И те и другие сохраняют общее для всех олигофренов свойство в виде недоразвития познавательной деятельности и мышления. Специфической для них чертой является изменение нейродинамики, что приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы.

- лабильные (нестойкий, неустойчивый, изменчивый).

А. М. Иваницкий указывает, что для олигофрении характерно недоразвитие познавательной деятельности и мышления, что олигофрения всегда сопровождается корковым дефектом и речь идет лишь об относительно большем или меньшем поражении подкорки. А. М. Иваницкий смог только около 1/3 больных отнести в группу олигофренов с относительным равновесием корково-подкорковых соотношений. Большинство больных отнесено к возбудимым, меньшинство — к тормозимым олигофренам. Автор считает, что олигофрения, обусловленная различными перинатальными и постнатальными вредностями, характеризуется преобладанием процесса возбуждения, часто с расторможением низших влечений. Заболевания матери в первые месяцы беременности чаще приводят к возникновению тормозимых вариантов олигофрении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...