Гражданин России и его административно-правовой статус
Административно-правовой статус гражданина - совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемых в сфере публичного администрирования и урегулированных административно-правовыми нормами. Он характеризует исходное правовое положение субъектов и устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами. Конституция РФ устанавливает равенство всех граждан перед законом и судом. Граждане обладают равным объемом административной правоспособности в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества. Дееспособные граждане на основе административной правоспособности осуществляют свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения с органами и должностными лицами публичной администрации. Эти отношения могут возникать в связи: с реализацией гражданами в сфере публичного администрирования принадлежащих им прав; с выполнением возложенных на них обязанностей в сфере исполнительной власти; с нарушением гражданами своих административно-правовых обязанностей и норм административного права; с защитой ими своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти, публичных организаций и их должностных лиц. Положением, определяющим административно-правовой статус граждан, является ст. 17 Конституции РФ, которая устанавливает, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Во взаимоотношениях с публичной администрацией эти права конкретизируются в четырех группах прав, составляющих ядро административно-правового статуса гражданина:
- личные и индивидуальные свободы (статус личной свободы, включающий право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и др. ); - право на участие в публичном администрировании (право на государственную службу, избирать и быть избранными, право на внесение предложений и т. д. ); - право на государственное содействие и помощь (право на получение медицинской, санитарно-эпидемиологической помощи и т. д. ); - право на защиту (право на обращение в вышестоящую инстанцию, право на судебный иск и т. д. ). Нарушение норм административного права влечет административную ответственность. Административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста. К гражданам могут быть применены такие меры административной ответственности, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест. К гражданам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, являющимся членами совета директоров, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть применены такие меры административной ответственности, как дисквалификация и административное приостановление деятельности. Комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления) и будет составлять административно-правовой статус гражданина, который состоит из административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность, и комплекса прав и обязанностей в сфере публичного управления.
Административная правоспособность гражданина может быть временно ограничена (лишение права управления транспортным средством). Основными чертами административной правоспособности являются: она регулируется нормами административного права; ее содержание состоит в регулировании отношений частных субъектов с публичными субъектами; возникает с момента рождения; для разных лиц она не одинакова по объему. В реальных условиях объем административной правоспособности у граждан может быть различным, в том числе и по экономическим факторам. Административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен: - если это несовместимо с их общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. п. ); - принадлежность лица к иностранному государству; - болезнь, имеющая временный или постоянный (хронический) характер; - если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др. ); - чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др. ); - совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. п. ); - наличие двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права). Административные права граждан - это закрепленные нормативными правовыми актами права: на совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, требование от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Конституция РФ провозгласила ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения граждан в сфере публичного администрирования является важной частью их административно-правового статуса. Содержание обязанностей в сфере публичного администрирования выражается в двух разновидностях: активные и пассивные. Необходимость совершать активные положительные действия и необходимость воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, и будут составлять обязанности граждан. Важнейшей обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований публичных органов, их должностных лиц, общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать отечество и др. ). В области публичного администрирования внутренними делами на граждан возлагаются обязанности соблюдать правила общественного порядка, безопасности дорожного движения; в области юстиции - правила регистрации актов гражданского состояния и т. п. Важным элементом административно-правового статуса гражданина являются гарантии реализации предоставляемых прав и обязанностей. На органы исполнительной власти возлагается: - создание необходимых организационно-правовых условий для их реализации; - осуществление постоянного наблюдения и контроля за их реализацией; - охрана прав и свобод граждан; - выполнение юридических обязанностей по обеспечению конституционных прав и свобод граждан; - применение мер административного принуждения в случаях их нарушения или ущемления. В числе гарантий подобного рода следует рассматривать то, что механизм исполнительной власти действует на основе принципов, среди которых важнейшее место отводится принципу обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Существуют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан. Например, они закреплены законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях (обстоятельства, смягчающие административную ответственность граждан; ограничения при применении к гражданам наиболее строгих административных взысканий и т. п. ). Предусматриваются также административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан (например, при рассмотрении жалоб и заявлений, при поступлении на государственную службу и т. п. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|