Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местное самоуправление как публичный субъект




 

Местное самоуправление входит в систему децентрализованной публичной администрации и является ее частью (территориальной). Органы местного самоуправления (ОМСУ) обладают административной правосубъектностью и наделены публично-властными полномочиями; могут от имени населения приобретать права и обязанности, заключить договоры, выступать в суде; имеют собственные материальные и финансовые ресурсы, свой штат служащих.

Местное самоуправление как воплощение единства муниципальной власти и полноты прав местного сообщества по решению вопросов местного значения основано в конечном счете на сочетании муниципально-общественных (самоуправленческих) и государственно-властных начал. В этом проявляется дуализм местного самоуправления и механизмов его гарантирования: с одной стороны, его негосударственная природа, основанная на автономии местных сообществ, предопределяет важное гарантирующее значение для местного самоуправления институтов гражданского общества, одним из которых (институтов гражданского общества) является и само по себе местное самоуправление; с другой стороны, публично-властная сущность, основанная на отношениях повеления - подчинения, возможности властного принуждения, публичности власти местного самоуправления и, соответственно, необходимости ее гарантирования с помощью государственно-властных действий и предписаний.

При этом местное самоуправление содержит в себе начала обязательности, императивности, вытекающие из прямого действия ст. 12 Конституции, и имеет своим адресатом как государство, так и граждан, население.

Теория дуализма местного самоуправления, с одной стороны, признает естественные и первичные права местных властей, а с другой - учитывает их реальную зависимость от центральной администрации. Местным властям предоставляется своеобразный правовой статус: с одной стороны, обеспечивающий реализацию их естественных прав, а с другой - предусматривающий участие местных органов в осуществлении единой общенациональной политики. Такое участие муниципалитетов в общенациональной политике попадает в сферу административно-правового регулирования.

Полномочия ОМСУ подразделяются на две большие группы: собственные полномочия и делегированные полномочия в административной сфере они, как правило, полномочны решать вопросы охраны общественного порядка и установления правил поведения в общественных местах. В сферах собственных полномочий ОМСУ имеют полную свободу действий и связаны только положениями закона.

Делегированные полномочия имеют общегосударственное значение, но справляться с их реализацией более успешно могут местные власти. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Делегирование предполагает передачу ОМСУ необходимых финансовых средств и кадровых ресурсов. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных им, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При осуществлении делегированных полномочий свобода действий муниципалитетов крайне ограничена. Они обязаны проводить в жизнь предписанную политику, учитывая местные особенности, но подчиняясь в этих вопросах центральной администрации и отчитываясь перед ней. Следовательно, по вопросам реализации делегированных полномочий органы местного самоуправления действуют как часть единой системы публичного управления, подчиняясь нормам административного права.

Местные сообщества не вправе отказываться от выполнения обязательных полномочий. Исключение составляют специально указанные в законе случаи, когда неспособность органов местного самоуправления справиться с поставленными задачами очевидна. Ответственность перед населением за реализацию обязательных задач несет не только муниципальное образование, но и государство.

Факультативные полномочия могут осуществляться ОМСУ по собственному усмотрению, что зависит от финансовых возможностей муниципалитетов. К вспомогательным относятся прежде всего некоторые социальные полномочия, такие как создание музеев поселения, создание муниципальной пожарной охраны, создание условий для развития туризма и др.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией, обладающей правами юридического лица, руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...