Публично-правовые компании и государственные
Публично-правовые компании и государственные корпорации как децентрализованные организации
Публично-правовой компанией (ППК) является унитарная некоммерческая организация. Компания наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляет свою деятельность в интересах государства и общества. Создаваться она может на основании указа Президента РФ или федерального закона и действовать на основании устава, утверждаемого Правительством РФ. ППК может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (компании), а также акционерного общества, где РФ единственный участник, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации. Однако есть и исключения: корпорации " Ростех", " Росатом", " Роскосмос" не могут быть реорганизованы в публично-правовые компании. ППК создаются для проведения всего комплекса деятельности (публичного администрирования), в который входят государственная политика, управление госимуществом, обеспечение модернизации и инновационного развития экономики, предоставление государственных услуг. На них также могут возлагаться и осуществление контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий, для того чтобы реализовать важные проекты и госпрограммы. Наименование такого вида, как " публично-правовая компания", должно отражать особый смысл в административном праве. Она входит в состав публичной администрации, а именно, является децентрализованной публичной организацией. Государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Наиболее общие положения, касающиеся государственных корпораций, содержатся в Законе о некоммерческих организациях. Однако его положения применяются к корпорациям, если иное не предусмотрено законом о ее создании. Имущество, переданное корпорации Россией, является собственностью государственной корпорации и формируется за счет имущества РФ. Государственные корпорации наделены специальной правоспособностью. В законах, предусматривающих их создание, определяются черты административной правосубъектности таких корпораций. Они выступают не просто как участники административно-правовых отношений, а в большей или меньшей степени наделяются специальной компетенцией по администрированию. Другими словами, они наделяются качествами публичного субъекта. Государственные корпорации являются децентрализованными организациями. В целях осуществления функций по обеспечению функционирования системы страхования вкладов и обязательному их страхованию создается Агентство по страхованию вкладов, которое осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам. У Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции " Ростех" (ГК " Ростех" ) публичных функций значительно больше: обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции; участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и государственной программы вооружения; оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности, в отношении продукции военного назначения.
ГК " Ростех" вправе участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; контролировать соблюдение организациями требований проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества; осуществлять мониторинг финансового состояния организаций, участвующих в реализации проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием ГК " Ростех" и (или) организации, являющейся государственным посредником, при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Государственная корпорация по атомной энергии " Росатом" (ГК " Росатом" ) - уполномоченный орган управления использованием атомной энергии, и она наделена полномочиями, по общему правилу осуществляемыми федеральными органами исполнительной власти. Так, ГК " Росатом" создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов России, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области. ГК " Росатом": обеспечивает контроль над обращением ядерных материалов, реализует полномочия государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности, осуществляет лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ и др. Государственная корпорация по космической деятельности " Роскосмос" (ГК " Роскосмос" ) является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенным полномочиями осуществлять от имени РФ государственное управление и руководство космической деятельностью в соответствии с Законом РФ " О космической деятельности", а также нормативно-правовое регулирование в данной области.
Другой разновидностью децентрализованных организаций в России выступают государственные компании (Государственная компания " Российские автомобильные дороги" - ГК " Автодор" ). Она является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Россией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. РФ передает ей в качестве имущественных взносов часть своего имущества, которое становится ее собственностью. Порядок образования публично-правовых и государственных компаний очень напоминает порядок образования государственных корпораций. Для создания государственной компании не требуются учредительные документы. Вся необходимая информация о ней должна содержаться в законе о создании. Наделение государственных корпораций публично-правовыми управленческими функциями не противоречит их сущности как одного из видов некоммерческих организаций. А наделение их такими государственно-властными полномочиями, как нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль, сближает правовое положение государственной корпорации и органа исполнительной власти. Конституционность такой конструкции сомнительна, поскольку в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ исчерпывающим образом перечислены субъекты, которые осуществляют государственную власть, и это, естественно, только государственные органы. Наделение государственных корпораций публично-правовыми функциями должно сопровождаться установлением контроля над их выполнением (установлен даже более льготный режим контроля, чем для иных некоммерческих организаций). Подконтрольности корпораций Правительству РФ или соответствующему федеральному органу исполнительной власти практически нет.
Государственные корпорации, по сути дела, безответственны, что абсолютно не вписывается в обычные механизмы построения публичной администрации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность корпораций и их должностных лиц по достижению установленных законами целей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Наделение государственных корпораций полномочиями управляющего субъекта, видимо, должно повлечь гораздо более четкую правовую регламентацию их деятельности, направленной на получение доходов. Обычно управляющие субъекты в РФ действуют на основе разрешительного правового режима, т. е. они вправе выполнять лишь те функции, которые входят в их компетенцию. В полномочия таких субъектов, составляющие основу их компетенции, входят исполнительно-распорядительная деятельность, контрольно-надзорные функции, нормотворческая деятельность и иные публично-правовые по своему характеру полномочия. Но при этом такие субъекты не имеют права на предпринимательскую деятельность. Формулировки законов о том, что государственная корпорация " может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению ее целей", достаточно условны. В своей деятельности, направленной на получение дохода, государственные корпорации находятся в более льготных условиях, чем иные субъекты предпринимательской деятельности (на них не распространяется Федеральный закон " О несостоятельности (банкротстве)" ). Учитывая опыт зарубежных стран, представляется возможным передача Российской Федерацией государственным корпорациям только функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг, как это сделано в случае с государственной компанией. Кроме того, должен быть установлен контроль над реализацией государственными корпорациями государственно-властных полномочий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|