Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административная ответственность




Административная ответственность

 

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции за которое предусматриваются законом, регулируются нормами административного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах.

Такая ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке. Применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается наказанным в течение определенного срока (один год).

Основания административной ответственности - это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание:

- нормативное основание - нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;

- фактическое основание - совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;

- процессуальное основание - издание компетентным органом правоприменительного акта.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами в соответствии с действующим законодательством РФ.

 

Производство по делам об административных правонарушениях

 

Производство по таким делам представляет собой установленный действующим законодательством РФ порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Его основными задачами являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам ведется на русском языке - государственном языке РФ. Наряду с русским языком производство может вестись на государственном языке республики (именно республики, а не субъекта РФ, как может показаться на первый взгляд), на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела.

Дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением некоторых случаев либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

Однако есть особые случаи, которые касаются выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. В таком случае протокол не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело, и оформляется в особом порядке. Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Участниками производства по делам являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; законные представители физического лица или юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор, а также судья, орган, должностные лица, рассматривающие такие дела. Среди участников производства по делам отсутствуют должностные лица, представители органов власти, составившие протоколы. Это говорит о том, что административный процесс по КоАП РФ не состязательный, а обвинительный, и их функции выполняют судьи.

Производство по делам включает три стадии: возбуждение административного дела и направление его по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом; обжалование и опротестование решения.

Стадия возбуждения дела и направление его по подведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т. д. ), которые фиксируются в протоколе. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Суды достаточно часто по этим формальным признакам (отсутствует соответствующая запись в протоколе) отменяют наказания лицам, совершившим их. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола.

Протокол и другие материалы направляются компетентному органу для расследования в течение суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления.

В случаях когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения и лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него взыскание, протокол не оформляется и административное наказание налагается без его составления.

В необходимых случаях на стадии возбуждения дела применяются меры обеспечения производства по делу: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, вещей, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и т. д.

Стадия рассмотрения дела является основной: именно на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Эта стадия включает четыре этапа: подготовку дела к рассмотрению; анализ собранных материалов, обстоятельств дела; вынесение постановления; объявление постановления.

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо выясняют: относится ли дело к их компетенции; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела; правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы. Дело рассматривается открыто по месту его совершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту его жительства. При разрешении этих вопросов в случае необходимости выносится определение.

При наличии обстоятельств, при которых производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (ст. 24. 5), выносится постановление о прекращении производства по делу.

Судья, должностное лицо вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, если: имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство, не является обязательным либо не было признано судом (должностным лицом) обязательным.

В жалобах на постановления по делам часто встречается довод о том, что лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, а дело в нарушение требований ст. 25. 1 КоАП РФ было рассмотрено без его участия. Как правило, это связано с фактическим невручением лицу указанного уведомления. Если, например, заказное судебное письмо поступает в почтовое отделение, не вручается адресату по независящим от работников почты причинам и по истечении срока хранения возвращается в судебный участок, суд признает, что уведомление было сделано надлежащим образом (презумпция извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте судебного рассмотрения).

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела.

Главная цель рассмотрения дела по существу - установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания. По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования.

В основном дело рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Важным является вопрос о сроках рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29. 6 КоАП РФ). Дело рассматривается со дня получения протокола и других материалов дела:

- в 15-дневный срок органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело;

- 2-месячный срок судьей, правомочным рассматривать дело;

- 5-дневный срок судьей (дела, связанные с выборами и проведением референдумов).

Дело, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление:

- о назначении административного наказания;

- прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:

- наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24. 5 КоАП РФ;

- объявления устного замечания в соответствии со ст. 2. 9 КоАП РФ;

- прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

- освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6. 8, 6. 9, 14. 32 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

- о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

- передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Объявление постановления и определения производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, направляется должностному лицу, составившему протокол, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра. КоАП РФ устанавливает два способа подачи жалобы - административный и судебный.

Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т. е. в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Такой порядок предусмотрен только для постановлений, выносимых единолично должностным лицом.

Судебный порядок предусмотрен в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным органом или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и в альтернативном порядке - для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...