Надзор в сфере публичного администрирования
Надзор в сфере публичного администрирования
Надзорная деятельность в сфере публичного администрирования включает в себя несколько видов государственного надзора: отраслевой и межотраслевой. К отраслевым видам государственного надзора относятся, например, банковский надзор Банка России за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, его нормативных актов; государственный страховой надзор за обеспечением эффективного развития страховых услуг; государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам; государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы и многие другие. К разновидностям межотраслевого государственного надзора относятся прокурорский надзор за исполнением законов и многие виды административного надзора. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: - надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина публичными субъектами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; - возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования. Прокуратура - единая, централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.
Административный надзор среди других является наиболее объемным и разнообразным. При соблюдении определенных федеральными законами условий он допускает возможность вторжения в права физических и юридических лиц. Административный надзор - надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов публичного администрирования (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм. Содержание надзорной функции предполагает возможность осуществления: систематических проверок; мониторинг; лицензионную, регистрационную, уведомительную, регламентарную функцию; оценки соответствия управленческих действий законодательству. В настоящее время государственный контроль (надзор), а также контрольно-надзорные функции относительно отдельных видов, предметов, оснований проверок и сроков их проведения рассматриваются как деятельность уполномоченных органов государственной власти: - направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений частными субъектами требований, установленных законодательством РФ и субъектов РФ, посредством организации и проведения их проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; - по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором: министерства, службы и агентства, что вступает в противоречие с принципами административной реформы РФ и подзаконными актами, изданными для реализации реформы органов исполнительной власти, а также системой и структурой органов исполнительной власти.
Способы обеспечения защиты субъективных публичных прав частных лиц во внесудебном порядке
Юридическая возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы, нарушаемые в процессе государственно-управленческой деятельности, способами, не запрещенными законом, предоставлена гражданам РФ. Они имеют право на обращение, в том числе и на обжалование действий или решений исполнительных органов (должностных лиц), которые, по мнению граждан, нарушают или ограничивают их права и законные интересы. Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Предложение гражданина содержит рекомендации гражданина, направленные на: совершенствование законов и иных нормативных правовых актов; деятельность государственных органов и органов местного самоуправления; развитие общественных отношений; улучшение социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление содержит просьбу гражданина: о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц; сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; недостатки в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; критику деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - это форма обращения, в которой содержится просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Публичные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль над соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Если в результате рассмотрения жалоба признается обоснованной, руководителем органа принимается решение о применении к должностным лицам, допустившим нарушение в ходе исполнения государственной функции, меры ответственности, установленной действующим законодательством РФ. Граждане вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия (бездействие) должностных лиц, участвующих в исполнении государственной функции, в вышестоящий орган, а также в суд. Ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, если текст письменного обращения не поддается прочтению. Однако если возможно прочитать почтовый адрес и фамилию заявителя, ему сообщается о причинах оставления обращения без ответа. Не подлежат рассмотрению и обращения, лишенные смыслового содержания. Гражданин имеет право обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд. Правом жалобы обладают все граждане. Жалобы подаются либо в административном порядке, т. е. органу (должностном лицу), вышестоящему по отношению к тому, чьи действия обжалуются, либо в судебном порядке. На основе того, что гражданином подана жалоба, возникает конкретное административно-правовое отношение между подателем жалобы и органом (должностным лицом), полномочным на ее рассмотрение и разрешение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|