Цель: Отношение к себе (как к себе относимся, завершение работы с «линией жизни»).
№
упр.
Название
Время
На что рассчитано
Инструкции, вопросы к обсуждению
Приветствие
5 мин
«Дом, человек, землетрясение»
15 мин
Разминка,
снятие
напряжения.
Для выполнения этого упражнения кол-во участников должно делится на 3, плюс 1 (7, 10 чел. ) При этом, участие или неучастие тренера зависит от исходного кол-ва участников. Группа разбивается на тройки плюс один ведущий. Два человека из тройки образуют «дом» следующим образом: стоя лицом друг к другу на некотором расстоянии, поднимают вверх руки и соединяют их ладонями. Третий человек из тройки - «заселяется» в домик- слегка присев, размещается под импровизированной «крышей дома». Таким образом, при кол-ве 10 человек, образуется 3 «дома» с человеком внутри плюс один ведущий.
По команде ведущего «Дом»!, перемещаются участники, образующие «дом», не размыкая при этом ладоней- их человек остается на месте.
По команде ведущего «Человек! »- «дома» остаются на месте, перебегают только те, кто в них находится (меняются «домами»). По команде ведущего «Землетрясение»! - все рассыпаются и должны образовать «дома» в новых парах и «заселить» в них нового «человека». При этом ведущий после своей команды может занять место «человека» или одного из «дома»- и тогда ведущим становится
кто-то другой.
Линия жизни
40 мин
(15-20мин -на рисование)
Стимульный материал:
чистый лист
Рисование по инструкции:
· Представьте себе свое прошлое, настоящее, будущее. Изобразите линию, которая символизирует Вашу жизнь.
· А теперь на этой линии жизни отметьте крестиком место, где ваше настоящее (настоящий момент)
· Вспомните важные события своего прошлого, те события, которые оставили глубокий отпечаток в вашей памяти. Отметьте эти события на своей линии жизни крестиком. И подпишите, что это за события. Укажите приблизительный возраст в тот момент, когда они произошли.
· Теперь представьте свое будущее, отметьте те события, которые, по-вашему, обязательно должны произойти, те события, без которых вы не представляете свое будущее. Подпишите их. Укажите приблизительный возраст, сколько Вам приблизительно будет лет в тот момент.
· Отметьте степень важности событий по 5-ти бальной шкале.
· От кого зависело или будет зависеть это событие, пометить я, д, о, н).
· Нанести события не так важные, но повлиявшие на Вашу жизнь (смерть родителей, развод, болезнь, переезд, учеба, знакомства) (! здесь акцент делается на промежуточных этапах). Отметить жирной точкой. Оценить степень важности нанесенных событий.
· То же самое проделайте в отношении будущего, то есть отметьте те события, которые являются промежуточными между наиболее важными событиями, но теми стадиями, без которых не могут произойти наиболее важные события. Укажите возраст.
Вопросы: В какой промежуток укладываются события, которые планируют? (Временная перспектива).
Оценить насыщенность и реалистичность событий.
Обсуждение: Что изменилось (первый этап и второй)? Соотношение прошлого и будущего. Увеличение событий в будущем. Что нужно сделать для того, чтобы они произошли?
Без маски
(2 часть)
30 мин
Стимульный материал:
карточки
(Прил. 7)
Используются заранее подготовленные карточки Вытаскивают карточки, заканчивая предложение.
Вопросы: Изменилось ли что-то? Что было, что стало сейчас (отношения)? Почему изменилось? Какие предложения вызывают затруднения?
Перерыв
10 мин
Отношение к себе
40 мин
Образ Я, позитивное отношение к себе
Напишите в течение 15 мин как можно более подробный список причин, по которым вы не можете себя любить. Если бы эти недостатки принадлежали не вам, а кому-то другому, которого вы очень любите, какие из них вы простили бы их, посчитали, быть может, достоинствами? Вычеркните их, раз они не мешают любить другого, то не могут мешать любить себя. Вычеркните те черты которые Вы можете простить другу, знакомому, первому встречному? Отметьте те черты, которые вы помогли бы преодолеть. Почему вам не сделать того же для самих себя? Выпишите их отдельно, а из этого списка вычеркните. Теперь посмотрим – с чем нам придется мириться.
Вопросы: недостатков Вы с легкостью прощаете и тем, и другим? Какие из недостатков Вы простить не можете? Что я прощаю себе?
Завершить упражнением «Я принимаю себя со всеми своими достоинствами и всеми своими недостатками»!
Подарок
30 мин
Формирование рефлексии
Подумайте о том, что вы хотели бы подарить себе и каждому участнику группы
«Пусть это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в такой день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого…»Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все, что угодно: звезды на небе до конкретных личностных качеств, от виллы на Багамских островах до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка. Внимательно посмотрите на человека. Подумайте о том, какой у него жизненный опыт? Что он познал и понял в этой жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел получить в дар от вас? Сейчас вы волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет. Дарим подарки по кругу 1 участнику группы, потом второму и т. д.
Обсуждение: После того как все подарки подарены, ведущему предлагается обсудить следующие вопросы: Какой подарок Вам понравился больше всего? Почему? Какой самый оригинальный? Насколько свой собственный подарок отличается от подарков других? Кому из участников удалось подобрать подарки, которые с радостью были приняты всеми участника