ЗАНЯТИЕ 3. «Как вы себя чувствуете?», «Какое у Вас настроение?» «Что нового (хорошего, необычного) случилось за время между нашими встречами?», «Готовы ли Вы работать?»
Цель: Формирование навыков совладения с эмоциями (как реагируем обычно, какие эмоции чаще испытываем, какие события лучше помним, какие эмоции выражают другие, какие способы реагирования наиболее эффективны).
№
упр.
Название
Время
На что рассчитано
Инструкции, вопросы к обсуждению
Приветствие
5 мин
«Как вы себя чувствуете? », «Какое у Вас настроение? » «Что нового (хорошего, необычного) случилось за время между нашими встречами? », «Готовы ли Вы работать? ».
Африкан
сий дождь
10 мин
Разминка
Группа встает в круг, лицом к ведущему, который находится в центре круга. Инструкция: «Сейчас я начну показывать определенные движения, которые вы будете повторять за мной, но по определенным правилам: только когда я встречусь взглядом с каждым из вас, и будете его выполнять до тех пор, пока я не встречусь с вами взглядом повторно и не покажу другое движение. » Проходя мимо каждого участника, стоящего в круге (либо поворачиваясь вокруг своей оси) и, смотря ему в глаза, ведущий выполняет определенное действие в строгой последовательности (щелканье пальцами одной рукой, щелканье пальцами обеих рук, интенсивное потирание ладоней, хлопанье ладонями рук по бедрам, топанье ногами, далее – в обратном порядке: хлопанье, потирание, щелканье и заключительный круг- прекращение последнего действия) Участник, с которым ведущий встретился взглядом, вслед за ним начинает выполнять это действие. Пройдя круг, ведущий изменяет задание по принципу «волны». Все стоящие в круге начинают выполнять уже новое действие, но только после того, как встретится взглядом с ведущим.
Эмоциональная память
15 мин на обдумывание и запись+
30 мин.
обсуждение –
45 мин
Прошлое, преобладающие эмоции
Стимульный материал:
бланки с вопросами
(Прил. 2)
Группе предлагается вспомнить одно негативное событие (ссора с близким) и одно позитивное (получение подарка). Раздаются заранее подготовленные бланки с вопросами, которые нужно заполнить.
Каждый по кругу зачитывает то, что получилось.
Обсуждение: Анализ переживаний, действий, мыслей, способы справиться с негативными эмоциями.
Как человек справляется с тем, что было? Что ему в этом помогает?
«Счет»
10 мин
Разминка, снятие напряжения
Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Участники группы встают в круг. Инструкция: « Сейчас мы будем считать по очереди, называя числа вслух, при этом исключая числа, делящиеся на три или оканчивающиеся на 3, например: 3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23 и т. д. Тот, кому выпало именно такое число, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Всем понятна инструкция? »
Считают все по очереди. Целесообразно сначала немного потренироваться, чтобы все поняли правила игры. Счет начинает ведущий.
Оценивая других
40 мин
Система ценностей
Стимульный материал- бланки
(Прил. 3)
Вспомните двух людей, которые вам нравятся, и укажите по 5 качеств, которые присущи одному и другому. Вспомните двух людей, которые вам не нравятся, и укажите по 5 качеств, которые присущи им. Найдите сходства между указанными людьми, что вызывает у вас симпатию и антипатию.
Вопросы: 1. Какие качества присущи 1 паре, 2 паре?
2. Какие качества вам симпатичны, которых нет?
3. Способны ли вы увидеть в симпатичных – недостатки, в несимпатичных – достоинства?
Обсуждение: составление «группового портрета» недостатков и достоинств людей- системы ценностей участников группы. Тренер составляет его по ходу выполнения упражнения, подводит резюме.
Целесообразно обратить внимание группы на то, что чаще в несимпатичных нам людях мы отражаем только негативные характеристики, а в симпатичных только положительные. В этом заключен субъективизм в оценке окружающих.
Участникам группы предлагается обсудить проявление чувства гнева. Для этого раздаются заранее подготовленные бланки Вопросы: 1. Когда Вы испытываете гнев?
2. Что делаете, когда испытываете чувство гнева?
3. Что делаете, чтобы избавиться от гнева?
4. Что помогает избавиться от гнева?
5. Как выражала гнев ваша мать? Отец?
6. Как выражал гнев самый непохожий на вас ребенок в семье?
7. Как вы выражали гнев будучи ребенком?
8. Каких результатов достигают люди, когда выражают свой гнев?
9. Каково было отношение в семье к выражению гнева?
10. Как вы выражаете гнев будучи взрослым?
11. Каковы положительные последствия проявлений этих чувств, отрицательные последствия?
Обсуждение: создание списка наиболее эффективных способов совладания с эмоциями.
Подведение итогов
5 мин
Ритуал прощания
5 мин
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: Осознание тех ресурсов у человека, которые есть (что положительного вынес из кризисной ситуаций, которые были, на какие ценности опирается, ценности тех, кто его вырастил и близких окружающих его людей).
№
упр.
Название
Время
На что рассчитано
Инструкции, вопросы к обсуждению
Приветствие
5 мин
“Ураган”.
10 мин
Разминка
Стулья по кол-ву участников, исключая ведущего.
Все участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком: (“серые глаза”, “черной рубашкой”, “почищенными утром зубами”, « любителя пива», «Обладателя короткой стрижки» и т. д. ).
Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без места участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать: “Ураган”, и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.
Машина времени
10 мин-вжиться в роль, 30 мин обсуждение
40 мин
Прошлое
Тренер предлагает участникам сесть удобнее, расслабиться. Медитативным голосом озвучить инструкцию: «Закройте глаза и представьте себе: Вы сидите перед машиной времени, которая может показать вам прошлое. Перед Вами небольшой пульт управления и громадный серебристый экран, который может передавать объемное изображение. Смело садитесь к пульту, нажимайте нужную кнопку. Например, год до осуждения. Посмотрите внимательно, что происходит на экране?
Вопросы: 1. Вы видите себя, какой вы?
2. Что происходит? Что вы делаете, чувствуете?
3. Кто вас окружает?
4. В каких вы отношениях с этими людьми?
А теперь мысленно возвращаемся в настоящее время, в нашу аудиторию и по моей команде на счет «раз, два, три»- открываем глаза.
Обсуждение: В какую ситуацию перенеслись? Что происходило? Какие переживания были в ситуации, и какие, выполняя упражнение? Что нового о себе узнали?
Познакомьтесь – это…
5 мин на чел. + 10 мин на обсуждение –
50 мин
Разминка, рефлексия, умение выделить главное в личности
Стим. материал-
карточки с именами
участников
Тренеру необходимо заранее подготовить карточки с именами участников и предложить вытащить каждому участнику (по жребию) карточку с именем члена группы, которого он должен будет представить, не называя его имени (описать стороны характера, так, чтобы члены группы догадались о ком идет речь).
Обсуждение: Обратная связь от представляемых и представлявших – эмоции и мысли.
Вопросы: 1. Что нового о себе узнали?
2. Какие эмоции у вас вызвало то, что вы о себе услышали? Что приятно удивило, неприятно?
3. Что было труднее- говорить или слушать?
«Прием-прием»
10 мин
Разминка двигательная
Участники встают в круг. Ведущий подносит большие пальцы своих рук к вискам (имитация антенны передатчика) и, поворачивая ладони вверх-вниз, произносит (называя свое имя) «Я, Петя, я, Петя, вызываю Васю». Одновременно с ведущим его соседи справа и слева (соответственно правой и левой рукой) крутят у своих висков, стараясь действовать синхронно с ведущим (усилители антенны). Тот, кого назвали, подхватывает эстафету и подобным образом вызывает любого члена группы. Если кто-то вовремя не успел сориентироваться (тот, кого вызывают, или соседи справа и слева), то он в качестве «наказания» должен на корточках ходить по кругу со Следующий «проштрафившийся» присоединяется к нему словами «Я-луноход-2, Я-луноход-2…»
Перерыв
10 мин
Осознание жизненных кризисов
45 мин.
Осознание
внутренних ресурсов
Стимульный материал:
чистые листки, карандаш
Назовите 3 события - тяжелые жизненные ситуации, которые сильно повлияли на Вашу жизнь и которые Вы успешно преодолели. Передайте в рисунке переживания по поводу каждого (нарисуйте саму ситуацию, образ, эмоцию). Осознайте, как вы встречали свои кризисы, что вы делали, какой опыт приобрели, какие черты появились?
Главным является протяженность во времени, – что было до, что во время, что после.
Обсуждение: Есть ли что-то общее в этих ситуациях или переживаниях? В чем выражается? Что нового узнал о себе? Что дало упражнение?