Известный китайский профессор знакомился с новой группой учеников. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, зеленоватый, полупрозрачный.
Профессор смотрел на учеников, не произнося ни слова. Затем наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней размером с кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил ту же процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не заполнили весь кувшин.
Профессор повернулся к группе и спросил:
– Скажите мне, этот кувшин полон?
Ученики согласно зашелестели. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щели между камнями, пока не дошла до самого верха и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
Профессор повернулся к аудитории и спросил:
– Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон; наверное.
Учитель ничего не сказал и снова повернулся направо. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка. Стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Учитель повернулся к ученикам и спросил:
– Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
Профессор и на этот раз ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Учитель повернулся к группе и спросил:
– Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
В классе было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают ногти или оценивают чистоту ботинок…
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
– Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
Один очень смелый ученик встал и сказал:
– Нет, учитель, он еще не полон.
– А-ааа! – протянул профессор. – Но он полон
Эту историю можно рассказать на первом занятии. Один из вариантов интерпретации- что бы мы ни делали, сначала в основание мы положим камни.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: Создание группы и рабочей атмосферы.
Задачи:
1. Знакомство членов группы, повышение мотивации на работу в группе.
2. Уяснение правил работы группы
3. Выяснение ожиданий, выявление общности этих ожиданий для группы
4. Сплочение группы
№
упр.
Название
Время
На что рассчитано
Инструкции, вопросы к обсуждению
Приветствие
10 мин
Знакомство: каждый пишет на бэйдже свое имя, в случае если в группе есть участники с одинаковыми именами, необходимо определить варианты (например, у одного полное имя, у другого сокращенное), чтобы не было участников с одним и тем же именем. Далее, каждый по кругу представляется и коротко рассказывает о себе все, что он захочет. Тренеру необходимо начать представление с себя, чтобы продемонстрировать участникам вариант представления, быть определенным ориентиром.
После этого, тренер задает вопрос «Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? Каково ваше настроение? »
Правила работы группы
35 мин
Персонификация обращения, здесь и сейчас, обратная связь, конфиденциальность, оценка действий, а не человека, стоп.
«Гомеостат»
5 мин
Сплочен
ность группы
Диагностика согласованности
Участники встают в круг, сжимают правую руку в кулак. Тренер дает следующую инструкцию: «Нам необходимо совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Я буду считать – раз, два, три – и на счет три все одновременно выбрасывают пальцы. Упражнение прекращаем тогда, когда все выбросят одинаковое количество пальцев. Договариваться, перемигиваться или другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия не разрешается. »
Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующем такте игры, участники после каждого «выбрасывания» фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев.
Вариант 1: Тренер не участвует в самой игре, а остается сторонним наблюдателем. Эта игра выявляет взаимоотношения между участниками. Можно заметить в ходе выполнения упражнения одного или несколько лидеров в группе, к которым подстраиваются остальные участники. Возможно группа распадется на несколько группировок, имеющих свои установки на исход игры (например, половина играющих выбрасывает несколько раз подряд по три пальца, в то время как другая- по одному. ) Не исключено также и появление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками достигнуто определенное согласие.
Вариант 2: Тренер участвует в игре. Диагностируется, в том числе и готовность группы принять тренера в роли лидера, следовать за ним. Возможно, повторить это упражнение через несколько занятий, чтобы проследить динамику группы, выявить возможное наличие в группе сопротивления и оппозиции ведущему.
Если группа долго не может согласовать своих действий, можно после выполнения упражнения можно предложить группе следующие вопросы:
-Как вы думаете, почему возникали трудности?
-Что необходимо было сделать группе, чтобы все одновременно выбросили одинаковое количество пальцев?
«Командированный»
15 мин
Интеллектуальная разминка,
поиск группового решения
Ведущий описывает ситуацию- психологическую головоломку и предлагает участникам совместно искать решение. При этом участники могут в произвольной форме предлагать свои варианты решения и задавать вопросы ведущему, на которые он может отвечать только «да» или «нет»
«Командированный»
Описание ситуации. Человек приехал в командировку в другой город и поселился в гостинице. Устав после трудного дня, он поужинал и лег спать. Посреди ночи он внезапно включает свет, встает с постели, разыскивает телефонную книгу и, найдя в ней какой-то номер, набирает его. Однако, дождавшись, когда на другом конце провода поднимут трубку, он тут же кладет свою и, довольный, ложится спать.
Вопрос. Кому и почему он звонил?
Ответ: Звонил соседу, который храпел за стенкой.
Без маски
20 мин
Знакомство
Стим. материал-карточки
(Прил. 1)
Для проведения этого упражнения необходимо заранее подготовить карточки. Членам группы предлагается вытащить 2-3 карточки, и по кругу, искренне закончить каждое из предложений, написанное на доставшейся карточке (сначала каждый по кругу заканчивает свое первое предложение, затем – второе и т. д. )
Далее можно предложить желающим пустить по кругу одну из своих карточек, с тем, чтобы на нее ответил каждый член группы. Это способствует формированию доверительной атмосферы.
После завершения упражнения тренер обращается к группе с вопросом: что нового узнал каждый о членах группы?
Перерыв 10 мин.
Мы родом из детства
50 мин
Поиск внутренних ресурсов
Инструкция: « А сейчас вам предлагается вспомнить и
описать самое яркое воспоминание своего детства.
Кто был участником того события, какие чувства связаны
с этим воспоминанием, связано ли оно с настоящим.
При завершающем обсуждении тренер предлагает каждому
члену группы ответить на вопросы:
Какие эмоции вызвало это упражнение?
Насколько легко было его выполнять?
Что нового о себе узнали?
«Норка»
10мин
Разминка,
снятие эмоциональной напряженности
«Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый»
Все по очереди называют животных и желательно повторить это 2 раза, при этом для лучшего запоминания, прежде чем назвать свое животное, каждый повторяет названия двух предыдущих.
Далее ведущий выходит в центр круга, при этом его стул остается свободным.
«Тот, справа от которого находится пустой стул, должен хлопнуть по сиденью и назвать любое животное. То животное, которое назвали, должно вскочить со своего места и пересесть на этот стул -это его «норка». Тот человек, который сидит справа от вновь освободившегося стула, в свою очередь, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. При этом ведущий может занять свободный стул, если по нему не успели вовремя хлопнуть и назвать животное. Тогда ведущим становится тот, кто не успел этого сделать (сидящий справа от пустого стула) Если же по стулу хлопают, но при этом долго не называют животное, ведущий также может занять этот стул».
Подведение итогов
10 мин
В конце каждого занятия тренер задает вопрос группе: «Что важного, что интересного было для вас на сегодняшнем занятии? » Каждый по очереди отвечает, соблюдая правило «Я». Тренер начинает отвечать первый.
Ритуал прощания
5 мин
В качестве варианта ритуала можно предложить группе по окончании занятия поаплодировать друг другу в знак благодарности за совместно проведенное время.
ЗАНЯТИЕ 2
Цель: Выявление приоритетов.
(Основные критерии оценки, которые используют члены группы, их представления о добре и зле, справедливости, эффективных способах достижения цели, с чем связано ощущение счастья? )
№
упр.
Название
Время
На что рассчитано
Инструкции, вопросы к обсуждению
Приветствие
мин
В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние ее участников. В этом могут помочь вопросы к группе: «Как вы себя чувствуете? », «Какое у Вас настроение? » «Что нового (хорошего, необычного) случилось за время между нашими встречами? », «Готовы ли Вы работать? ».
Все участники становятся в круг.
Инструкция: «Для выполнения этого упражнения нам потребуется доброволец, который должен будет выйти за дверь. » (тренер ждет, пока кто-либо не вызовется стать добровольцем) « Те, кто остается выбирают одного человека. который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, который выйдет за дверь, вернется в комнату, встанет в центр круга, и внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда доброволец выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.
«Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения) Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно.
Тренер приглашает войти добровольца только тогда, когда группа уже начала повторять движения за «физоргом».
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, есть ли желающие выступить в этих ролях.
Уровень счастья
25 мин
Снятие эмоциональной тревожности, повышение уверенности в себе,
поиск ресурсов
«Составьте список (перечень) всего того, за что Вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в этот перечень было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье членов семьи, возможность читать, работать и т. п. » А теперь обсудим у кого, что получилось. Упражнение заканчивается самоотчетом о своем психическом состоянии.
Мультфильм
120 мин
Представления о Добре и Зле, позиция, стратегия поведения в проблемных ситуациях.
Предлагается сочинить сюжет многосерийного мультфильма и изобразить основных персонажей. В качестве таковых обязательно должны быть Главный Герой – персонаж, вокруг которого строится сюжет, который на протяжении всего мультфильма попадает в различные ситуации; «Добро» - персонаж, олицетворяющий добро, помогающий Главному Герою выходить из сложных ситуаций и персонаж, олицетворяющий Зло.
Рисунки пускаются по кругу, затем каждый рисунок размещается в центре круга и группа пытается определить кто на рисунке символизирует Добро, кто-Зло, идет обмен впечатлениями. Автор сначала не принимает участие в обсуждении, когда все участники выскажутся, тренер обращается к автору рисунка с просьбой прокомментировать свой сюжет.
Вопросы:
1. Что по Вашему здесь происходит?
2. Главная цель, задача героя?
3. Каким образом действует Зло, каким – Добро?
Какие мысли возникали в процессе рис., затем – в процессе обсуждения?
При обсуждении рисунка в группе тренеру следует обратить внимание на следующие моменты:
· Насколько легко группа угадывает персонажей мультфильма, то есть, кто является главным Героем, где Зло, где Добро? Насколько совпадают мнения участников группы?
· Насколько пассивна (активна) позиция Героя?
· Каким образом взаимодействуют персонажи мультфильма, кто кого спасает и от чего (кого)?
· Насколько группа считает действия персонажей на рисунке адекватными действиями в ситуации, предложенной на рисунке?
Очень важна для диагностики степень совпадения мнения группы (или большинства) с мнением автора
Подведение итогов
5 мин
Что нового узнали, что удивило, что было неожиданным, что было трудным