2. Выявление своих положительных сторон, на которые человек может опираться.
№
упр.
Название
Время
На что рассчитано
Инструкции, вопросы к обсуждению
Приветствие
5 мин
Мои положительные качества
50 мин
Образ Я, отношение к себе, умение мыслить о себе в положительном плане
Предлагается каждому члену группы рассказать о своих положительных сторонах - о том, что он ценит в себе сам, что дает ему чувство уверенности, что другие ценят в нем. Выполняя это, необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках.
В течении 1 мин. участник говорит только о своих достоинствах.
Главная задача: Научиться видеть в себе положительные, сильные стороны.
2.
Испорчен
ный телефон
15 мин
Понимание социальных ситуаций и их интерпри-
тация
Тренер предлагает 5 добровольцам выйти за дверь и первому участнику тренер рассказывает историю, которую тот в свою очередь должен передать по цепочке следующему, вошедшему в комнату игроку. Каждый, рассказав историю следующему участнику, остается в комнате и т. д. После завершения полученный текст обсуждается и сравнивается с первоначальным.
Истории могут быть самые разные, например такая:
« Эта история передается в нашей семье как предание из поколения в поколение. Произошла она в конце 19 века с нашей бабушкой, которая в молодости была очень хороша собой. Она собралась на отдых в свое имение, которое находилось в Гатчине. Села в карету, в которую была заряжена ее любимая белая лошадь и поехала. Но на 70-й версте у лошади отвалилась подкова и она охромела. Бабушка вынуждена была отправиться на поиски кузнеца, который бы подковал ей лошадь. Поиски кузнеца привели ее к цыганскому табору, который живописно раскинулся на берегу реки, недалеко от деревни. Бабушка попыталась выяснить, где же есть кузня, но тут ее увидел сын цыганского барона с уродливым шрамом над верхней губой. Он был так очарован красотой бабушки, что подарил ей своего вороного жеребца взамен охромевшей лошади. Этого жеребца он накануне украл у соседа по имению бабушки. Какого же было удивление соседа, когда он увидел как к имению подъезжала бабушка в карете, в которую был запряжен его жеребец. Таким образом бабушка лишилась и своей любимой белой лошади и вороного жеребца соседа. »
Ценностное упражнение
15 мин обдумывание+ 15 мин обсужд.
30 мин
Система ценностей
Представьте, что будучи в преклонных годах, вы подслушали вопрос, который ваш внук задал вашему взрослому ребенку: что за человек наш дедушка? Чего он достиг в жизни? Каким он был человеком, когда был в твоем возрасте? Запишите ответ, который надеетесь услышать.
Перерыв
10 мин
Азбука стресса
20 мин + 40 мин на обсуждение результатов
60 мин.
Выявление поведенческих паттернов неконструктивного совладания со стрессовой ситуацией
Беседа: Что такое стрессоры? (Что нас раздражает, напрягает, вызывает беспокойство, отрицательные эмоции).
Опишите ваши стрессоры.
Вопросы: 1. Какие из их аспектов доступны контролю? Какие нет?
2. Это что-то случившиеся, происходящее сейчас или предполагаемое в будущем? (прошлое, настоящее, будущее)
4. Является ли он крупным событием жизни или хроническим ежедневным препятствием?
Проранжируйте их от самого значительного до минимального. Выберите те, с которыми вы хотели бы работать. Подробно опишите ситуации, в которых вы испытываете стресс и вашу реакцию (мысли, действия, чувства). Выберите то поведение, с которым будете работать. Главная задача: помочь осознать, что человек сам провоцирует эти эмоции и сам их допускает.
Обсуждение: Средство борьбы с этими эмоциями. Что можно контролировать, а что нет? К какому времени относятся события, которые вызывают стресс? Какие из стрессоров самые сильные? Ранжирование. (Объяснить, что проблемы, вызываемые такими эмоциями возникают у многих). Какие последствия?
Далее – выбрать ту причину, тот стрессор, с которым собираются работать. Анализ ситуации, в которой это проявляется – что за ситуация, мысли, переживания, действия.
Вопросы: Есть что-то похожее, как ситуации развивались? Какие из способов дали положительный долгосрочный результат? Есть ли такие способы, которые давали сиюминутное облегчение, а потом были последствия? Чему научило это упражнение?
«Построиться в шеренгу»
10 мин
Разминка, релаксация
Группа стоит в круге. Тренер: «Внимательно посмотрите друг на друга, а теперь закройте глаза и попробуйте построиться в шеренгу по росту. Начали! » Во время выполнения упражнения можно общаться, нельзя только открывать глаза.
Скорость выполнения упражнения, а также достижение поставленной цели свидетельствует об уровне сплоченности группы.
В течение 5 мин. напишите все профессии, которые вы знаете. Подчеркните те из них, которыми Вы можете овладеть.
Анализ возможностей с точки зрения реальности, способностей и т. д.
1. Насколько реально получить данные профессии?
2. Что для этого нужно сделать?
Машина времени
(15 + 25)
мин
Представление о будущем
Представьте себе: Вы сидите перед машиной времени, которая может показать вам время через год после освобождения. Перед Вами небольшой пульт управления и громадный серебристый экран, который может передавать объемное изображение. Смело садитесь к пульту, нажимайте нужную кнопку.
Вопросы: Посмотрите внимательно, что происходит на экране? Вы видите себя, какой вы? Что вы делаете? Кто вас окружает? В каких вы отношениях с этими людьми? Чем отличается прошлое и будущее? Что бы они хотели взять из будущего в настоящий момент (ощущение, чувства, людей- не более 3-х вещей)? Что для Вас это значит? При каких условиях Вы чувствуете себя свободным?
Перерыв
10 мин
Последовательность
40 мин
Навыки планирования и прогноза
Создать логическую линию своих действий, рассказать о каждом звене своих действий. Например: поход с ночевкой в летнее время 3 человека на 2 дня. (не выезд на пикник на автомобиле, а именно поход! )
Обсуждение в мини-группах (3 чел. ) Выработать план действий, что в какой последовательности делать, что взять (желательно описать место действия, использование транспорта).
Каждая группа должна представить свой план действий и перечень вещей, которые нужно взять в письменном виде.
Затем обсуждение, в ходе которого тренер задает
вопросы: Кто что забыл? Какие последствия могут быть такой забывчивости? Что нужно взять без ущерба для здоровья? Сколько будет весить то, что они хотят взять с собой? Что было бы, если бы взяли все?
«Войти в круг»
10 мин
Разминка Снятие напряжения
Тренер предлагает одному добровольцу выйти за дверь. Инструкция группе: «Встаньте в тесный круг, возьмитесь за руки, ваша задача не впустить в круг тог, кто сейчас находится за дверью». Далее тренер приглашает добровольца и предлагает ему войти в центр круга.
Это упражнение демонстрирует стратегии поведения, которые участник, как правило, применяет в жизни- чаще всего это силовой метод.
При обсуждении важно подчеркнуть, что чем сильнее действие- тем сильнее противодействие.
Оптимальный способ- попробовать договориться с кем-нибудь из круга.
Что чувствовали участники круга? Доброволец?
Как достичь цели
мин
Ценности
Расслабьтесь. Ответьте на вопрос: Чего я хочу на самом деле? Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет как хочет вы лишь фиксируйте ее. Отдохните.
1. 1. А теперь почувствуйте себя бодрым активным деятельным человеком. Запишите в течение 3 мин продолжения: Хочу, чтобы в ближайшие полгода я… Записывайте, как приходит в голову, в любой форме каким бы глупым или странным это не казалось. Теперь расслабьтесь. Почувствуйте, как вам хорошо и как тепло распространяется по вашему телу.
2. 2. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он в главной роли. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем? Вообразить себе как можно больше ситуаций, в которых он счастлив.
3. Вопросы: 1. Кто такой счастливый человек, черты характера?
4. 2. Чем счастливый человек отличается от вас?
5. 3. Чем хочет обладать, чем обладает, чего хочет достичь?
6. 4. Что удалось сделать?
7. 5. Что из тех качеств, которые вы себе приписывает мешают вам быть счастливым?
8. Задача: Сформировать как можно больше понятий, к которым он стремиться.
9. Главное: Представление о себе может помешать добиться счастья. Показать, что нереальные желания счастья – непродуктивны!
Подведение итогов
5 мин
Мои сильные качества
Стимульныйматериал-
бланк
(Прил. 6)
Разделить лист на 3 колонки: мои сильные качества, где я могу себя хорошо проявить, чего я достиг. Заполните эти колонки имеющимися сведениями. Вживитесь в образ человека, достигшего успеха. Обсуждение результатов
Задача тренера помочь сформировать то, на что нужно полагаться, от чего отталкиваться. Что помогает достигать успехов?