Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Основные теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста




ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. 1. Понятие агрессия и причины ее проявления

Агрессивность присуща каждому человеку, но только в определенных пределах. Способность ребенка адаптироваться к новым событиям, к новым местам, познавать новое, добиваться успеха – во всем этом важную роль играет выраженная в приемлемой форме агрессивность. Но с другой стороны, хулиганы, трусы, не способные постоять за себя, задиры, - все эти  черты характера являются проявлением враждебной агрессивности. Агрессия является важной проблемой отклоняющегося поведения у детей. Нарушенное поведение – неоднозначное понятие, как по содержанию, так и по терминологии. По мнению Долговой А., большое количество определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы. [6 c 7]

Дефицит близкого эмоционального общения с родителями, совместных форм активности, увеличение числа маргинальных семей, случаев насилия в семье, социального сиротства, рост жестокости в обществе, демонстрация сцен насилия с экранов телевизоров, наблюдение за происходящим на улицах городов – всё это ведёт к росту проявлений агрессии в младшем школьном возрасте. Агрессивным поведением часто называют мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, причиняющие вред и страдания людям. Но, работая с агрессивным поведением, нужно не забывать и о других аспектах проявления агрессии. Агрессивное поведение складывается из трех аспектов:

1) познавательного;

2) эмоционального;

3) волевого.

Познавательный компонент содержит в себе понимание ситуации,

выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.

Эмоциональный компонент заключает в себе отрицательные эмоции: прежде всего - гнев, отвращение, злость. Но не всегда агрессивное поведение проявляется из-за гнева, но и гнев не всегда вызывает агрессию. И третий аспект агрессии, волевой компонент представляет собой целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. Кроме того, уровень агрессивности детей может меняться, реагируя на определенную ситуацию, может принимать устойчивую форму. [13 c. 20]

Анализируя агрессивное поведение, важно правильно его распознать. Выделяются несколько классификаций видов агрессии. [9 c. 23]

Классификация американских психологов А. Басса и А. Дарки:

- Физическая агрессия – использование физической силы против оппонента.

- Косвенная агрессия – агрессия, направленная на другое лицо окольным путём, или ни на кого не направленная агрессия.

- Раздражение – проявление негативных чувств, при малейшем возбуждении.

- Негативизм – форма агрессии, которая проявляется в виде от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся обычаев и законов.

- Вербальная агрессия – проявляется в выражении негативных чувств через вербальные реакции. А. Басс разделил вербальные агрессивные реакции на три типа: отвержение (выражения «иди прочь», «убирайся»); враждебные замечания («твоё присутствие раздражает меня», «не выношу тебя»);

критицизм, он может быть направлен не только против личности, но и против предметов, одежды, работы.

 

Комбинация перечисленных шкал создает восемь различных категорий, под которые большинство агрессивных действий подпадает. Рассмотрим категории агрессии по А. Бассу, представленные в таблице 1. [2 c. 109]

 

Таблица 1 - Категории агрессии по (А. Бассу)

 

Тип агрессии Пример
Физическая - активная - прямая избиение, ранение с помощью огнестрельного оружия
Физическая - активная - непрямая сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая - пассивная - прямая Стремление не позволить физически другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (сидячая демонстрация).
Физическая - пассивная - непрямая Отказ от исполнения необходимых задач (отказ освободить территорию во время демонстрации).
Вербальная - активная - прямая Унижение или словесное оскорбление другого человека.
Вербальная - активная - непрямая Распространение клеветы или сплетен о другом человеке, злословие.
Вербальная - пассивная - прямая Отказ коммуницировать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. п.
Вербальная - пассивная - непрямая Отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения (отказ выступить с речью в защиту человека, которого критикуют незаслуженно).

 

2. Классификация Х. Хеккаузена:

- Враждебная агрессия - проявляется в нанесении вреда другому человеку.

 

- Инструментальная агрессия – в данном виде, агрессия является лишь средством действия для достижения какой-либо цели.

3. Классификация Э. Фромма:

- Доброкачественная агрессия – способствующая поддержанию жизни.

- Злокачественная агрессия – реакция на угрозу интересам индивида.

- Инструментальная агрессия – проявляется в жестокости и деструктивности, бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

- Псевдоагрессия – действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.

- Оборонительная агрессия – проявляется в моменты опасности и носит оборонительный характер.

К одним из таких классификаций можно отнести классификацию форм

детской агрессивности И. А. Фурманова. Он выделял 2 типа агрессивности:

социализированная и несоциализированная.

Социализированная агрессивность детей характеризуется, тем что, дети пытаясь привлечь внимание к себе. Как только они получают желаемый отклик, они успокаиваются. Такая агрессивность выражается в бросании вещей, криками и т. д. Она проявляется кратковременно.

Несоциализированно агрессивные дети могут иметь психические нарушения. Их эмоциональное состояние чаще всего негативное. Агрессия проявляется спонтанно, может проявляться в результате стресса. Такие дети ипульсивны, настроены негативно, возбужденные. Агрессивность может проявляться физически и вербально. Таким образом, дети снимают эмоциональное напряжение, или же просто получают чувств удовлетворения. [30 c. 13]

Такие классификации имеют практическую значимость, так как дает возможность точно классифицировать в каждом конкретном случае вид агрессии, а значит выбрать более удачный способ коррекции.

Следует отметить, что самым ранним, а, возможно, и наиболее распространенным теоретическим положением, имеющее непосредственное отношение к агрессии выступает то, согласно которому подобное поведение

преимущественно инстинктивное по своей природе. Согласно данному подходу, агрессия появляется потому, что все человеческие существа генетически запрограммированы на данные действия.

Основным источником живых и наглядных примеров агрессивного поведения для большого количества детей выступает семья. Научные исследования свидетельствуют о том, что для семей, в которых присутствуют агрессивные дети, зачастую характерны специфические взаимоотношения между членами семьи.

Данные тенденции описаны в науке как «цикл насилия». Согласно этой концепции, дети склоняются к воспроизведению именно тех видов взаимоотношений, которые определяют тактику решения конфликтов у их родителей.

В дальнейшем, когда дети вырастают и создают новые семьи, они используют уже знакомые и отрепетированные пути и способы разрешения конфликтов и передают их своим детям при помощи создания особого стиля дисциплины, тем самым замыкая цикл.

Подобные тенденции имеют место и внутри личности («принцип спирали»).  На сегодняшний день доказано, что жестокое обращение в семье

с ребенком как повышает агрессивность его поведения по отношению со сверстниками, так и активно способствует развитию склонностей к насилию в более зрелом возрасте, трансформируя физическую агрессию в конкретный сформированный жизненный стиль личности. [27]

Проанализируем опыт с работы с враждебной агрессией. Среди факторов, обуславливающих такую агрессию, выделяют:

- индивидуальные факторы: психологические и биологические предпосылки агрессивного поведения, затрудняющие адаптацию ребенка в социуме;

- психолого-педагогические факторы: ошибки семейного и школьного воспитания;

- социально-психологические факторы: негативные особенности взаимоотношений ребенка и семьей, близкими родственниками, на улице, со сверстниками;

- личностные факторы: активная избирательная позиция ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическому влиянию семьи, школы, общества, а также личностные

особенности и способность к саморегулированию поведения;

- социальные факторы:  определяются социально-экономическими условиями. Проявления агрессивного поведения у ребенка может быть спонтанным, но может и принять устойчивую форму. Причиной тому может

быть: социальный статус ребенка в школе, взаимоотношения с родителями и педагогами и т. д. [10 c. 41]

Устойчивая форма агрессии детей может проявляться и в том, что порой дети понимают поведения окружающих людей, отлично от того как понимаю это другие, трактуя его как враждебное. По половой принадлежности, мальчики склонны к агрессии больше чем девочки.

 

Это связано со стереотипами поведения, насаживающимися в семье, в СМИ, в школе и т. д. Но на сегодняшний день, часто встречаются и девочки с

агрессивным поведением.

Таким образом, агрессия представляет собой деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит основным нормам сосуществования в обществе людей, а также приносит физический ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, подавленности, страха, отрицательные переживания) и наносит вред объектам (неодушевленным и одушевленные).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...