2.2Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников
2. 2Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников На первом этапе работы был использован метод наблюдение за детьми. Вследствие использования этого метода, из 25 детей было выявлено 7 детей с четко выраженными агрессивными реакциями. На втором этапе исследования проводились беседы с учителем и с самими ребятами, чтобы подтвердить наблюдения. В ходе беседы выяснилось с учителем класса, что выше перечисленные дети, склоны к агрессивности. То есть с помощью метода беседы мы подтвердили результаты наблюдения. На третьем этапе исследования использовалась методика «Несуществующее животное». По условиям методики признаками агрессии являются следующие детали рисунка: если рисунок выполнен с острыми углами - это признаки агрессивной защиты; рот нарисован с острыми зубами - вербальная агрессия; дополнительные детали на голове, например рога, наличие щетинок, шипов, игл - защитно-ответная, спонтанная агрессия. У семи младших школьника (28%) были выявлены признаки спонтанной агрессии, о чем свидетельствовало наличие игл на теле животных, стрел. У четверых детей (16 %) были видны признаки агрессивной защиты. Дети в рисунках использовали большое количество острых углов. У троих человек (12 %) - на рисунке были видны признаки вербальной агрессии - открытый рот, из которого торчало большое количество острых зубов. Она носит различный характер. В равном количестве у испытуемых проявляется агрессивность в виде самозащиты и в виде вербальной агрессии Мы увидели что наличие агрессивности присутствует у 56% обучающихся, только она носит различный характер. В равном количестве проявляется агрессивность в виде самозащиты и в виде вербальной агрессии. По результатам также видно, что большинство детей имеет низкую самооценку – 59 %, причём у большинства из них заметно наличие тревожности - 27 %.
В итоге работы можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что дети склонны к агрессивным проявлениям, подтвердилась. На следующем этапе исследования использовали методику «Карта диагностических критериев агрессивности детей». С помощью данной методики установлено, что у 26% детей обследуемой группы выявлен уровень агрессивного поведения, требующий организации специальных коррекционных занятий. В выделенной подгруппе всем детям свойственно: часто терять контроль над собой; спорить, ругаться с детьми и взрослыми. Трём детям свойственно также часто прибегать к дракам. У четырёх младших школьников наблюдается намеренное раздражение взрослых, отказ выполнять их просьбы. Все установленные данные нашли подтверждение в результате наблюдений за детьми, а также в беседе с их родителями. Так, например, Никита П. можно характеризовать как гиперактивного, вспыльчивого ребенка, не умеющего принимать отказы и готового все решать с помощью физической силы. Мальчик не находит в группе товарищей и единственный способ привлечь к себе внимание - это вызвать ответную агрессию со стороны других детей. Выделилась подгруппа, в которой особо ярко агрессивность детей проявляется по отношению к старшим. Дети постоянно демонстрируют желание спорить с просьбами взрослых, намеренно не выполняют их, игнорируют. При этом им важно быть постоянно в поле внимания старших. Если внимания старших им начинает недоставать - то они ярко негодуют, плачут, могут «нападать» на других детей. Таким образом, обозначилась группа обучающихся, которой показана специальная работа по коррекции агрессивного поведения. 2. 3 Коррекция агрессивного поведения младших школьников
Психическое здоровье детей младшего школьного возраста нуждается в защите, и школа является самым оптимальным местом в данном направлении. Необходимо понимать, что решение сиюминутных ситуаций не может принести пользу в воспитании и образовании подрастающего поколения. Нужно прогнозировать возможность появления ситуаций и проводить работу по их предотвращению, т. е. профилактика по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для развития детей является важной задачей всего педагогического коллектива школы. Выполняя данные задачи, необходимо определять три направления: профилактика, просвещение, коррекция. Профилактическая работа в школе может проводиться как с отдельными обучающимися или их группами, так и с окружающими людьми, которые оказывают влияние на формирование личности школьника. Профилактика осуществляется благодаря совместным усилиям медицинских работников, учителей, психологов. Школьным медицинским работникам необходимо брать на учет детей, которые имеют в анамнезе перинатальную патологию, задержку нервно-психического развития в раннем детстве, перенесенные мозговые инфекции, заболевания, протекавшие с осложнениями, операции, проведенные под общим наркозом, нейротравму, проявление аллергии, заболевания, вызывающие длительную астенизацию. В связи с необходимостью динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников рекомендуется шире использовать скрининг - методы, учитывающие основные симптомы невротического порядка: головную боль, повышенную утомляемость, страхи, вегетативную лабильность, нарушения сна, гиперкинезы, пароксизмальные состояния, признаки системных неврозов. [1] Учителям рекомендуют включать в группу риска тех обучающихся, черты характера которых затрудняют их обучение, взаимоотношения со сверстниками, старшими. К проблемным относят детей застенчивых, не уверенных в себе; гиперсоциальных (страдающих от страха получения плохой отметки, от плохого отношения учителей или сверстников, обостренно воспринимающих неудачи в школе и общении); физически слабых, переживающих чувство унизительной беспомощности, неспособных себя защитить; имеющих психофизический дефект или переживающих чувство дефектности, вины, неприятия; с нарушениями общения, замкнутых; чрезмерно медлительных; эмоционально неустойчивых и склонных к бурному реагированию на стресс.
Перед психологом школы стоят следующие задачи: - Психологическая диагностика. Результаты психологической диагностики необходимы для определения программы последующей коррекционной работы психолога с детьми и родителями. -Психологическая коррекция - устранение имеющихся у детей конфликтов, отрицательных эмоциональных состояний и отклонений личностных свойств, и на оптимизацию развития психологических процессов и гармонизацию личности ребенка в целом. -Психологическое просвещение - передача психологических знаний и развивающее обучение. -Психологическое консультирование - помощь в решении проблем, с которыми к психологу обращаются дети и взрослые (родители и учителя). Актуальным аспектом школьной психологической службы и ее психопрофилактического направления является наука. Это научные исследования, теоретическое обоснование и разработка новых психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы. Развивающая работа психолога в зависимости от поставленных им задач может быть разнообразной: психологическая игра; тренинговые занятия; воспитательные и развивающие мероприятия. Профилактическая работа – это взгляд в будущее, но неизбежно возникновение проблемных ситуаций, связанных с проявлением агрессии младших школьников. Поэтому необходимо определить методы коррекционной работы. В таблице № 5 представлены причины агрессивности и действия педагога при коррекции. Таблица 5 - Причины агрессивности и действия педагога при коррекции
Обучающихся с высокой степенью агрессии необходимо учить методам подавления агрессии:
- необходимо несколько раз вздохнуть если почувствовал гнев; -сосчитать до 10; -подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
-каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты; -вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; -проводить закаливания организма, умываться холодной водой; -тренировать волю. Вне зависимости от типа агрессии педагогу необходимо соблюдать правила общения с агрессивным ребёнком: 1) Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. -выражать понимание чувств ребенка («конечно, тебе обидно…»); -переключать внимание, предлагать какое-либо задание («Помоги мне достать книгу с полки»); -позитивно обозначать поведение («Ты злишься потому, что устал»). 2) Акцентировать внимание на поступках, а не на личности. 3) Контроль над собственными негативными эмоциями и демонстрация модели неагрессивного поведения. Педагог сам должен управлять отрицательными эмоциями и не подкреплять агрессивное поведение ребенка. -пауза, дающая возможность ребенку успокоится; -внушение спокойствия; -использование юмора; -признание чувств ребенка. 4) Снижение напряжения ситуации. 5) Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. 6) Сохранение положительной репутации ребенка: -публично минимизировать вину ребенка, но в беседе с глазу на глаз показать истину; -не требовать полного подчинения, а позволить ребенку выполнить ваше требование по- своему; -предложить ребенку компромисс. 7) Обучение ребенка техникам и способам управления гневом: Комкать и рвать бумагу; топать ногами; бить подушку или боксерскую грушу; написать на бумаге все слова, скомкать и выбросить, посчитать до десяти, вода хорошо снимает агрессию; сначала топить, а топом наблюдать как «выпрыгивает» из воды пластмассовая фигурка. Игнорировать акты агрессивного поведения школьников как способа предупреждения и «снятия» агрессии оказывается неэффективным, так как грозит плохими последствиями и может вести к дальнейшему развитию агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Если родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно найдет подкрепление в кругу общения подростка, не ограничивающемся семьей. Наказание также рассматривается в качестве способа профилактики агрессивного поведения. Оно не должно содержать угроз, тем более невыполнимых. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие). Важно также, чтобы учащиеся младших классов освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок. В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я - образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я - плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я - образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности. Занятия с агрессивными детьми должно быть регулярными и комплексными, по продолжительности не более 40 минут. При работе с ребёнком учитываются его характер и его особенности: высокий уровень личностной тревожности, ограниченный набор поведенческих реакций, отсутствие контроля над своими эмоциями и др. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях: - снижение уровня личностной тревожности; - обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева; - обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции; - формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях; - развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. На основе результатов исследования социальным педагогом разработан план мероприятий по снижению агрессивного поведения у младших школьников. Приложение 1. После проведения подобной работы было организовано повторное диагностическое обследование этой же группы младших школьников, которое показало, что количество детей, отнесенных к группе детей с агрессивным поведением уменьшилось. Наиболее заметные изменения в поведении наблюдается у 9 обучающихся. Дети стали более спокойными, активно идут на контакт со взрослым, желают принимать участие в предлагаемых им занятиях, не отказывают в просьбе. Явно положительные изменения произошли и в личностной самооценке. При этом им по-прежнему свойственно прибегать к дракам, терять контроль над собой, но поскольку происходит комплексная работа со всей семьей, эти показатели уже не являются настолько тревожащими и могут быть также в дальнейшем скорректированы. Также явным успехом проведенной работы можно считать изменения в поведении Лены С. Девочка старший ребенок в семье. Именно с рождением младшего ребенка в поведении Лены начались изменения. Она стала вспыльчива, раздражительна, перестала слушаться родителей и старалась сделать все наперекор. В группе она постоянно обижала других детей, особенно тех, кто младше ее. Помимо серии коррекционных групповых занятий с Леной были проведены дополнительные индивидуальные занятия, на которых девочка с помощью рисунков, бумаги, пластилина работа со своими чувствами к младшей сестре, к своим родителям. Сейчас девочка с удовольствием рассказывает о младшей сестренке, делает для нее поделки, очень радуется, когда мама вместе с ней приходит за Леной после окончания занятий в детском саду. Таким образом, проведенная работа с использованием психолого-педагогических методов коррекции детской агрессивности приносит положительные изменения в поведении детей, а значит, влияет на их жизнь в целом, делая их более устойчивыми, адаптивными, положительно влияя на самооценку
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|