1.2.Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников
Только небольшой процент детей агрессивны сами по себе, а их агрессивные сверстники знают, что таких детей легко обидеть и задеть. Следует отметить, что подавляющее число детей-жертв агрессии, не отличается сильно выраженной реакцией, они чаще покорны и замкнуты, а также не могут самостоятельно защититься от агрессии сверстников. Следовательно, их, как правило, называют пассивными жертвами. [29 197 c. ] Безусловно, детская агрессия представляет собой наиболее частую причину беспокойства родителей за их поведение, а также поводом обращения к специалистам. В ряде случаев причиной агрессии младших школьников является недостаток понимания и внимания со стороны окружающих их взрослых. Однако, своим отрицательным поведением маленькие агрессоры еще сильнее отталкивают окружающих от себя, а их неприязнь, в свою очередь, только усиливает протестный характер поведения ребенка. Так, в большинстве случаев именно враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцирует детей, рождая в них сильные чувства страха и гнева. Самые сильные проявления агрессии характерны именно для детей младшего возраста. Если ребенку отказали в чем-то, то это сильно его раздражает. Дети беззащитны и ранимы, то их легко обмануть или обидеть, а детская агрессия в большинстве случаев - это отстаивание собственных прав и границ, а также протест против поведения взрослых. Детская агрессивность, как правило, нарастает в течение всего дошкольного возраста и идет на спад только к семи годам. [25 c. 82] Психологи связывают данный факт с тем, что к данному возрасту, ребенок уже умеет решать конфликты иными способами. В том случае, если агрессивность ребенка как привычная реакция на запреты и препятствия не уменьшается, а, наоборот, набирает силу, то появляется серьезный повод для беспокойства.
Очень многое в период агрессии младших школьников зависит от реакции родителей на нее. В данном случае детям необходима скорее понимание и помощь, чем строгость и наказания за поведение, неприемлемое с позиции морали. Результаты современных исследований говорят о том, что младшие школьники, которые становятся жертвами хронической агрессии, зачастую уединяются и в последствии впадают в депрессию. Кроме того у них проявляется низкий уровень самооценки, они не любят ходить в школу. Когда на этих детей нападают, то они показывают ярко выраженные признаки страдания и уступают нападающим на них агрессорам, чем только способствуют дальнейшим нападкам. Подобное положение жертв агрессии вызывает жалость, но и детям, оказавшимся в подобной ситуации, возможно помочь. В первую очередь, их можно обучить справляться с агрессией, направленной на них, а не пассивно уступать. Кроме того, в данной ситуации может помочь повышение у детей самооценки. Если на них нападают, дети с низким уровнем самооценки рассуждают следующим образом: «Я - жертва и надо с этим примириться». Именно повышение самооценки детей сделает их менее терпимыми к личным нападкам. Среди причин агрессивного поведения младших школьников выделяют следующие: - семейное неблагополучие; - выраженные эмоциональные нарушения как следствие разнообразных проблем перинатального или натального периода, характерные для подвижных, ослабленных и неустойчивых детей; - стрессы, изменения и перемены; - повторение стиля поведения одного из родителей; - слишком строгое воспитание, постоянные отказы или запреты; - чрезмерная опека и потакание любым прихотям. [7 c. 73] Таким образом, агрессивность младших школьников имеет определенную причину, которую необходимо прояснить и принять. На сегодняшний день существует большое разнообразие коррекционных методов, таких как игры, творчество и т. п.
Следует отметить, что, пытаясь что-либо изменить в ребенке, необходимо проанализировать и собственное отношение к сложившейся ситуации. Попустительское отношение или паника не являются эффективными методами в воспитании. Следует помнить, что ребенок только развивается и, следовательно, не рекомендуется спешить с оценочными выводами «злой», «агрессивный». В первую очередь, необходимо воспитывать ребенка, а не переживать по поводу того, что он не соответствует каким-либо стандартам. Также следует формировать навыки, умения и установки по отношению к окружающим людям. Взрослым в данной ситуации важно сформировать определенные принципы общения с младшими школьниками, проявляющими агрессию, например, давать возможность ребенку выплеснуть агрессию или разместить её на других объектах (крепко сжать кулаки, поколотить подушку). Социализацией агрессии является процесс обучения контролю собственных агрессивных установок и устремлений, а также выражения их в формах, которые наиболее приемлемы в рамках конкретной цивилизации. В результате процесса социализации многие обучаются регулировать собственные агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. В свою очередь, другие остаются крайне агрессивными, но начинают проявлять агрессию более «тонко» (через скрытые принуждения, словесные оскорбления и завуалированные требования). Третьи не получают никаких практических навыков и выражают в физическом насилии свои агрессивные импульсы. Важную роль в развитии агрессивного поведения младших школьников играет ранний опыт воспитания в конкретной культурной среде ребенка, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и семейные традиции. Так называемая податливость к агрессивным действиям образуется в процессе социализации по мере накопления недостатков. Социализация имеет две степени, а именно: - усвоение социального опыта и норм культурного поведения; - усвоение субкультурного опыта, содержащего нормы поведения, которые допускают агрессивность. Таким образом, с проблемой агрессивного поведения младших школьников сталкиваются как родители, так и педагоги, психологи. Необходимость оказания эффективной психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость на сегодняшний день приобретают исследования, посвященные причинам агрессивности и ее дальнейшей коррекции. Для младших школьников наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, т. е. в период, когда происходит формирование основных личностных характеристик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|