Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста




Отношения ребенка с семьей, друзьями, школой, с учителями и сверстниками; и вообще с социумом в целом, вызывает систему разных конфликтов - прямые и косвенные угрозы, внезапные агрессивные действия и т. д. Выделяют социальные факторы, влияющие на возникновение и

распространение агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Многие специалисты выявляют такую закономерность как зависимость душевного благосостояния ребенка от влияния на них извне. Безусловно, самым близким окружением детей является семья. Сегодня существует достаточно много определений понятия «семья».

Так, А. В. Мудрик дает определение семьи, как основанной на браке или кровном родстве малая группе, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью или взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой». [21 c. 50]

Ребёнок рождается и растёт в семье, а потому с самого начала своего пути он впитывает социальные нормы человеческих отношений, усваивая через семью и доброе, и злое, и копирует черты и качества характера членов своей семьи. В семье ребенком усваивается отношение к окружающему миру, там же он приобретает нравственный опыт, учит определенные моральные нормы поведения. Значимость семьи как института воспитания также обуславливается тем, что в ней ребенок пребывает на протяжении существенной части своей жизни, и по длительности своего влияния на личность ни один из институтов воспитания не может поспорить с семьей. В литературе уделяется большое внимание психологическим проблемам единственного ребенка в семье. У таких детей вырабатывается негативное отношение к коллективному образу жизни, развивается чувство страха, тревоги, вины, обеспокоенности. [4 c. 78]

На сегодняшний день, актуальной стала проблема " психической заброшенности" детей, которая появляется вследствие занятости родителей своими проблемами: работой, выяснением своих взаимоотношений, здоровьем и т. д. [17]

В возникновении психологических проблем у детей одним из главных факторов может послужить развод, а также отсутствие одного из родителей. Агрессия ребенка может зависть и от социального статуса семьи. Так, в группу риска по агрессивности детей младшего школьного возраста, входят:

а) неполные семьи, в таких семьях воспитательная ситуация отягощена различными неблагоприятными факторами, такими как отсутствие отца, наличие материальных проблем, а также и тем, что матери довольно часто

заняты устройством своей личной жизни,  в ущерб воспитанию ребенка;

б) полные семьи, где для родителей на первом месте стоит карьера,

материальное обеспечение, а дети предоставлены сами себе. Также в эту же

категорию можно отнести конфликтные семьи, и семьи, обремененные проблемами с алкоголем, наркотиками, психическими заболеваниями;

в) семьи, в которых есть отчим или мачеха. Такая ситуация сама по

себе рождает напряженность в семье, при этом положение ребенка в такой

семье может обостриться с рождением общего ребенка;

 

г) асоциальные семьи, где дети, предоставлены сами себе, т. е. безнадзорные, зачастую полуголодные, и нуждаются в незамедлительной защите и помощи. В таком случае потребуется более «жесткий» подход социального работника, он предполагает прямое вмешательство в данную семейную ситуацию, в крайнем случае, выведение ребенка из семьи. Работа с подобными семьями должна организовываться в взаимодействии с правоохранительными органами, с органами опеки и попечительства. [14 c. 78]

Чаще всего агрессивные проявления ребенка можно увидеть в неблагополучных семьях. Неблагополучной семьей называют такую семью,

в которой ребенок  испытывает дискомфорт, переживает стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод и многие другие

признаки неблагополучия. [22]

М. М. Плоткин разделяет неблагополучные семьи на три категории:

- конфликтная,

- аморальная,

- асоциальная семья. [24]

Конфликтная семья - это самый распространенный вид неблагополучной семьи. Следует отметить, что конфликты происходят в любой семье. Но конфликтная семья подразумевает под собой, что ссоры в такой семье происходят постоянно, супруги находятся в противостоянии. Результатом таких отношений, как правило, является распад семьи, утрата положительных эмоций, отсутствие ответственности друг за друга и детей. Как в момент своего возникновения, так и в период кульминации конфликт требует больших затрат психической энергии. Поэтому в таких ситуациях, больше страдают дети. Они, замыкаются в себе, становятся нервными, удрученными, что демонстрирует яркую картину разрушения семьи. При

этом конфликтные семьи могут проявляться как скандальные, буйные, где разговаривают на повышенных тонах, так и «спокойными», т. е. взаимоотношения родителей проявляются в полном отчуждении. Конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка  и может стать причиной различных асоциальных поступков, в том числе и в агрессивного поведения. В этом случае, социальные службы оказывающие помощь семье и детям должны помочь разрешить затяжную  конфликтную ситуацию, а также помочь родителям понять характерные психологические особенности своих детей и изменить свою позицию, провести социально-психологические тренинги, создающие новые формы социально - ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей. Эти же службы также могут реализовать психологическую коррекцию социально - ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность напрямую связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями. [32 c. 13]

Рассмотрим категорию неблагополучных семей – аморальную семью. У нее совсем другие механизмы влияния. Так, например, в таких семьях абсолютно отсутствует желание достигать какие-либо общие цели. Можно сказать, что в таких семьях, конфликт является не следствием различных психологических проблем, а скорее, самоцелью, ради которой люди остаются

вместе. В данных семьях взаимоотношения основаны на принципе «чем хуже, тем лучше». Формы поведения и взаимоотношения в таких семьях являются острыми и отрицательными. Игнорируются все моральные, нравственные нормы поведения. В таком случае, безопасным местом до радикального изменения отношений такой семьи может стать школа, либо организация социальной защиты, где специалисты, педагоги, социальные работники окажут помощь ребенку.

Также можно отметить семьи с прямым асоциализирующим влиянием на ребенка, выражающимся в агрессивном поведении, враждебном отношении к обществу и близкому окружению. Сюда входят семьи, характеризующиеся как " криминально - аморальные", которая  определяются и возможностью возникновения проблем криминального характера и " аморально - асоциальные", в которых преобладают антиобщественные взгляды и убеждения. Семьи с непрямым асоциализирующим воздействием зачастую сталкиваются с проблемами из разряда психолого-педагогических и социально-психологических, которые находят свое отражение в осложнениях отношений в семье, как между супругами, так и между родителями с детьми. В такой ситуации близкие люди, в основном из - за психологических проблем, не в состоянии повлиять на ребенка. Такие семьи можно окрестить как педагогически несостоятельные. [23] Знание характеристики всех типов нужно для развития социальной работы с семьей, для оказания ей квалифицированной помощи в решении семейных проблем.

Родители являются для ребенка примером, по которому они формируют свою манеру поведения. Поэтому, если в семье агрессия считается обыденным событием, то ребенок копирует это поведение и начинает агрессивно и жестоко относиться к окружающим. Среди семейных факторов агрессии Р. Бэрон, Д. Ричардсон выделяют реакцию родителей на агрессивное поведение ребенка. «Было доказано, что жестокие наказания соотносятся со сравнительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми соотносится с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением». [3]

Таким образом, родители, которые применяют жесткие наказания, чрезмерно опекают ребенка, и, наоборот, те, кто не контролируют своих

детей, часто встречаются с агрессивным поведением, так дети выражают свой протест против того или иного стиля воспитания. Помимо семьи, важным фактором в становлении агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста является второй по значимости институт – школа. На этом этапе развития у ребенка происходит смена образа жизни: новая социальная среда социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебной. В школе ребенок приобретает новый социальный статус. Изменяется понимание своего места в обществе. Изменяется уклад жизни, интересы, ценности ребенка. К характерным особенностям социальной обстановки, окружающей ребенка младшего школьного возраста, относят:

1. Ведущая деятельность – учебная;

2. Наглядно - образное мышление переходит в словесно логическое.

3. Доминирующей мотивацией становится – мотивация достижения результата (оценки в школе).

4. Меняется референтная группа.

5. Меняется распорядок дня.

6. Меняется система взаимодействия ребенка и общественного

окружения.

7. Меняется его социальный статус. [6 c. 45]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...