1.4. Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста
Организация работы с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением – это межведомственная задача, которая включает в себя вопросы воспитания. Такая задача доверена сегодня органам управления образованием, социальной защиты населения, занятости, общественных организаций. Одной из технологий социальной работы с детьми младшего школьного возраста является коррекция. Коррекцией называется деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. [31 c. 38] Коррекционная работа должна проводиться не только с ребенком, но и с родителями. Необходимость коррекции поведения ребенка появляется при уже сформировавшемся и устойчивом агрессивном поведении. Коррекция агрессивного поведения включает в себя социально-педагогический и психологический комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных операций ориентированных на регуляцию мотиваций, ценностей, установок и поведения личности, а уже при помощи нее — на систему разных внутренних убеждений, управляющих и корректирующих личные качества, определяющих отношение к социальным действиям и поступкам, а также работу с семьей. [20 c. 56] Приверженцы основных подходов к объяснению агрессивного поведения рекомендуют разнообразные пути коррекции такой тенденции. «Молодых нужно научить давать выход своему гневу», — настойчиво советовала Э. Лендерс (1969). «Если человека распирает от ярости, мы должны отыскать клапан и дать ему возможность спустить пары», — говорил известный психиатр Ф. Перлз (1973). [16] Такие утверждения основываются на инстинктивистских подходах объяснения природыагрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), в соответствии с которыми, скопленная в организме агрессия необузданно старается вырваться наружу. [18 c. 160-167]
Многие специалисты считают, что не следует ребенку запрещать играть в агрессивные игры, считая, что, таким образом, дети выбрасывают накопленную агрессию наружу. Но различные эксперименты доказывают обратное. Многие социальные психологи считают, что мнение З. Фрейда и К. Лоренца в корне неправильно, и очищения посредством выброса агрессии не происходит. Поэтому более результативным подходом к преодолению агрессивного поведения младших школьников считается подход социального научения. Такой поход выражается в том, что преодоление агрессии должно происходить посредством противодействия факторам, провоцирующим ее. [12 c. 148] Выделяют два подхода к коррекционной работе по преодолению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста: психодинамический подход (выражается, в создании условий, снимающих внешние социальные преграды на пути разрешения внутренних противоречий); поведенческий подход. [30 c. 45] Поведенческая терапия признана основным методом коррекции агрессии. Коррекционные тренинги при этом подходе помогают овладеть новые реакции, сформировать адаптивные формы поведения. [28] Методы коррекционной работы зависят от уровня воспитания, уровня психического и интеллектуального развития, образа жизни ребенка и его окружения. За последнее время, приобрело популярность такое течение в коррекции агрессивного поведения как организация деятельности детей, основанной на круге их интересов. Концепция коррекционных мероприятий включает в себя психологические, педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия. Результативность такой коррекционной работы зависит от согласованной работы специалистов и родителей ребенка.
При коррекции агрессии различают два способа взаимодействия с детьми: специфический и неспецифический. К специфическому методу относятся релаксационный тренинг и игровые упражнения. Релаксационный тренинг подразумевает под собой, снятие эмоционального напряжения посредством «путешествия» в воображение. Игровыми же упражнениями можно назвать повторное осуществление изучаемого действия для его закрепления. К неспецифическому способу относятся «золотые правила» педагогики. Первое правило – не заострять внимание на агрессивном поведении, и не злиться на ребенка. Так как, агрессия по отношению к ребенку приведет к большему агрессивному отклику от самого ребенка. Второе правило – отзываться на любые, даже самые минимальные позитивные изменения в поведении. Такие способы взаимодействия подходят всем детям. [19 c. 34] Следует рассмотреть более подробно некоторые методы коррекции агрессивного поведения младших школьников в таблице № 2.
Таблица 2- Методы коррекции агрессивного поведения младших школьников
Метод реконструкции характера ребенка содержит в себе: 1) выявление позитивных свойств школьника, которые можно использовать в трансформации характера в положительную сторону; 2) моделирование позитивного развития личности ребенка на основании обнаруженных положительных направленностей поведения; 3) видоизменение негативных качеств, которые школьник считает позитивными, от которых не хочет отказываться;
4) возобновление здорового образа жизни, при котором негативные черты характера, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми. [6] К другим методам коррекции агрессивного поведения можно отнести: - Логотерапия. Данный метод придумал Виктор Франкл. Выражается в словесном высказывании своих переживаний. - Психогимнастика. Психогимнастикой называют комплекс специальных упражнений ориентированных на развитие и коррекцию познавательных и эмоциональных сфер ребенка. - Музыкотерапия. Данный метод коррекции подразумевает применение музыкальных произведений. Специально подбирается мелодия для улучшения эмоционального напряжения. Но, он больше подходит для детей дошкольного возраста. - Арт-терапия – метод коррекции, направленный на снятие неврозов у детей, посредством творческой деятельности. Наиболее результативной коррекция будет, если пройдет в групповой форме, так как ребенок соприкасается не только со специалистом, но и со сверстником, что увеличивает желание, заниматься творчеством. - Игротерапия– коррекционный метод, при котором, ребенок выражает свои эмоциональные переживания через игровой процесс. Является одним из самых результативных методов. - Сказкотерапия - метод, основанный на использовании сказочной формы для интегрирования личности, формирования творческих способностей, совершенствования взаимоотношений ребенка с окружающим миром. - Метод тренинговой терапии. Коррекционный метод, метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. [15 c. 36] Для выбора определенного метода коррекции, нужно провести диагностическую работу. После выявления ее результатов, можно определить по какому направлению, сосредоточить коррекционную работу. Выделяют шесть таких направлений: - первое направление ориентировано на снижение уровня тревожности ребенка; - второе - направлено на развитие эмпатии; - третье – на формирование положительной самооценки; - четвертое – на способность ребенка контролировать свой гнев;
- пятое – на обучение ребенка адекватным реакциям на проблемные ситуации; - шестое – направлено на работу с родителями. [8 c. 120] Представленные методы коррекции содействуют понижению агрессии эмоционального реагирования у детей; развитию конструктивных стереотипов поведения, не основывающихся на агрессии, учат позитивному эмоциональному реагированию и навыкам взаимоотношений; гарантируют способность переносить приобретенные ребенком навыки в ситуаци и реальной жизни. Коррекционной работой школьников в образовательном учреждении занимаются педагоги и психологи, социальные педагоги. Мы, не умаляя их роли и первостепенного значения, считаем, что присутствие социального работника могло бы повысить эффективность совместной деятельности в решении этой комплексной проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|