Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста




Организация работы с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением – это межведомственная задача, которая включает в

себя  вопросы воспитания. Такая задача доверена сегодня органам

управления образованием, социальной защиты населения, занятости,

общественных организаций.

Одной из технологий социальной работы с детьми младшего школьного

возраста является коррекция.

Коррекцией называется деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. [31 c. 38]

Коррекционная работа должна проводиться не только с ребенком, но и

с родителями. Необходимость коррекции поведения ребенка появляется при

уже сформировавшемся и устойчивом агрессивном поведении. Коррекция

агрессивного поведения включает в себя социально-педагогический и психологический комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных операций

ориентированных на регуляцию мотиваций, ценностей, установок и поведения личности, а уже при помощи нее — на систему разных внутренних убеждений, управляющих и корректирующих личные качества,

определяющих отношение к социальным действиям и поступкам, а также работу с семьей. [20 c. 56]

Приверженцы основных подходов к объяснению агрессивного поведения рекомендуют разнообразные пути коррекции такой тенденции. «Молодых нужно научить давать выход своему гневу», — настойчиво советовала Э. Лендерс (1969). «Если человека распирает от ярости, мы должны отыскать клапан и дать ему возможность спустить пары», — говорил известный психиатр Ф. Перлз (1973). [16] Такие утверждения основываются на инстинктивистских подходах объяснения природыагрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), в соответствии с которыми, скопленная в организме агрессия необузданно старается вырваться наружу. [18 c. 160-167]

Многие специалисты считают, что не следует ребенку запрещать играть в агрессивные игры, считая, что, таким образом, дети выбрасывают накопленную агрессию наружу. Но различные эксперименты доказывают обратное. Многие социальные психологи считают, что мнение З. Фрейда и К.

Лоренца в корне неправильно, и очищения посредством выброса агрессии не

происходит. Поэтому более результативным подходом к преодолению

агрессивного поведения младших школьников считается подход социального

научения. Такой поход выражается в том, что преодоление агрессии должно

происходить посредством противодействия факторам, провоцирующим ее. [12 c. 148]

Выделяют два подхода к коррекционной работе по преодолению

агрессивного поведения детей младшего школьного возраста: психодинамический  подход  (выражается, в создании условий, снимающих

внешние социальные преграды на пути разрешения внутренних противоречий); поведенческий подход. [30 c. 45]

Поведенческая терапия признана основным методом коррекции агрессии. Коррекционные тренинги при этом подходе помогают овладеть новые реакции, сформировать адаптивные формы поведения. [28]

Методы коррекционной работы зависят от уровня воспитания, уровня психического и интеллектуального развития, образа жизни ребенка и его окружения. За последнее время, приобрело популярность такое течение в коррекции агрессивного поведения как организация деятельности детей, основанной на круге их интересов. Концепция коррекционных мероприятий включает в себя психологические, педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия. Результативность такой коррекционной работы зависит от согласованной работы специалистов и родителей ребенка.

При коррекции агрессии различают два способа взаимодействия с детьми: специфический и неспецифический. К специфическому методу относятся релаксационный тренинг и игровые упражнения. Релаксационный тренинг подразумевает под собой, снятие эмоционального напряжения посредством «путешествия» в воображение. Игровыми же упражнениями можно назвать повторное осуществление изучаемого действия для его закрепления. К неспецифическому способу относятся «золотые правила» педагогики. Первое правило – не заострять внимание на агрессивном поведении, и не злиться на ребенка. Так как, агрессия по отношению к ребенку приведет к большему агрессивному отклику от самого ребенка. Второе правило – отзываться на любые, даже самые минимальные позитивные изменения в поведении. Такие способы взаимодействия подходят всем детям.  [19 c. 34]

Следует рассмотреть более подробно некоторые методы коррекции агрессивного поведения младших школьников в таблице № 2.

 

Таблица 2- Методы коррекции агрессивного поведения младших школьников

Методы коррекции

Методы разрушения отрицательного типа характера - метод взрыва; -метод реконструкции характера.
Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания. - метод объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; - метод переориентировки сознания; - метод переубеждения; - метод прогнозирования; отрицательного поведения.
Метод перестройки жизненного опыта. - предписание; - ограничение; - переучивание; - переключение; - регламентация образа жизни.  
Методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения. - поощрение и наказание; - соревнование; - положительная перспектива.

 

Метод реконструкции характера ребенка содержит в себе:

1) выявление позитивных свойств  школьника, которые можно  использовать в трансформации характера в положительную сторону;

2) моделирование позитивного развития личности ребенка на основании обнаруженных положительных направленностей поведения;

3) видоизменение негативных качеств, которые школьник считает позитивными, от которых не хочет отказываться;

4)  возобновление здорового образа жизни, при котором

негативные черты характера, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми. [6]

К другим методам коррекции агрессивного поведения можно отнести:

- Логотерапия. Данный метод придумал Виктор Франкл. Выражается в словесном высказывании своих переживаний.

- Психогимнастика. Психогимнастикой называют комплекс специальных упражнений ориентированных на развитие и коррекцию познавательных и эмоциональных сфер ребенка.

- Музыкотерапия. Данный метод коррекции подразумевает применение музыкальных произведений. Специально подбирается мелодия для улучшения эмоционального напряжения. Но, он больше подходит для детей дошкольного возраста.

- Арт-терапия – метод коррекции, направленный на снятие неврозов у детей, посредством творческой деятельности. Наиболее результативной коррекция будет, если пройдет в групповой форме, так как ребенок соприкасается не только со специалистом, но и со сверстником, что увеличивает желание, заниматься творчеством.

 - Игротерапия– коррекционный метод, при котором, ребенок выражает свои эмоциональные переживания через игровой процесс. Является одним из самых результативных методов.

- Сказкотерапия - метод, основанный на использовании сказочной формы для интегрирования личности, формирования творческих способностей, совершенствования взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

- Метод тренинговой терапии. Коррекционный метод, метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. [15 c. 36]

Для выбора определенного метода коррекции, нужно провести диагностическую работу.

После выявления ее результатов, можно определить по какому направлению, сосредоточить коррекционную работу. Выделяют шесть таких направлений:

 - первое направление ориентировано на снижение уровня тревожности ребенка;

- второе - направлено на развитие эмпатии;

- третье – на формирование положительной самооценки;

- четвертое – на способность ребенка контролировать свой гнев;

- пятое – на обучение ребенка адекватным реакциям на проблемные ситуации;

- шестое – направлено на работу с родителями.  [8 c. 120]

Представленные методы коррекции содействуют понижению агрессии эмоционального реагирования у детей; развитию конструктивных стереотипов поведения, не основывающихся на агрессии, учат позитивному эмоциональному реагированию и навыкам взаимоотношений; гарантируют способность переносить приобретенные ребенком навыки в ситуаци и реальной жизни.

Коррекционной работой школьников в образовательном учреждении занимаются педагоги и психологи, социальные педагоги. Мы, не умаляя их роли и первостепенного значения, считаем, что присутствие социального работника могло бы повысить эффективность совместной деятельности в решении этой комплексной проблемы.

 

 

        

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...