Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Исследование агрессивного поведения




ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2. 1. Методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников

1) Проективные методики: Методика «Тест руки»

Общее описание методики. Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

2) Методика: Оценка уровня школьной тревожности Филлипса

Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Испытуемым предлагается инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь». После чего предлагают бланк для ответов. Вопросы в методике распределены по нескольким факторам:

- общая тревожность в школе

- переживание социального стресса

- фрустрация потребности в достижении успеха

- страх самовыражения

-  страх ситуации проверки знаний

- страх несоответствовать ожиданиям окружающих

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

-  проблемы и страхи в отношениях с учителями

Все полученные результаты отображаются в виде индивидуальных диаграмм, общих диаграмм. Тем самым появляется возможность наглядной оценки и получения информации о каждом учащемся.

3) Шкала астенического состояния ШАС. Представляет собой опросчик, состоящий из 30 утверждений. Здесь также как и в предыдущем тесте возможны 4 варианта ответов. Испытуемым предлагается инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

   4) Шкала ситуативной (реактивной) тревожности. Авторы данной методики Спилберг Ч. и Ханин Ю. Л. Методика состоит из ряда вопросов, представляющих собой возможность ответить на предложенные утверждения вариантами ответов от 1 до 4 (в зависимости от выраженности данного утверждения у испытуемого). Методика бывает двух вариантов. Первый, состоит из 20 утверждений, и является полным вариантом. Второй вариант, имеет меньше вопросов, но, тем не менее, он менее показателен. Его следует использовать в случае применения большого количества других методик, и батареи тестовых заданий. Полученные ответы обрабатываются, и выявляется уровень общего состояния тревожности из суммы вопросов. Показатели также делятся на низкий уровень, при сумме баллов меньше 30; средний уровень (30-45); высокий уровень - выше 45 баллов.

5) Опросники: Методика Басса-Дарки

Oдна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

-физическая агрессия (нападение);

- косвенная агрессия (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу;

- склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости;

- негативизм;

- обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванные чувством горечи, гнева на весь мир;

- подозрительность;

- вербальная агрессия (ссора, крик, визг или угроза, проклятия, ругань);

- чувство вины (наличие угрызений совести.

6) Методика М. З. Дукаревич «Несуществующее животное». Для изучения личности младшего школьника в частности наличия агрессивности, можно использовать проективный тест “ несуществующее животное ”. Тест основан на концепции психомоторной связи состояния и подсознательных движений руки доминирующего полушария. Детям предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я - образ. Социальный педагог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Это поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

7) Методика «Карта диагностических критериев агрессивных детей» показана в таблице 3.

Таблица 3 -  Карта диагностических критериев агрессивных детей

№ п\п

Особенности поведения ребёнка.

Как проявляются.

часто редко
1. Спорит, ругается со взрослыми.    
2. Теряет контроль над собой.    
3. Винит других в своих ошибках.    
4. Завистлив, мстителен.    
5. Сердится и отказывается что-либо делать.    
6. Специально раздражает людей.    
7. Отказывается подчиняться правилам.    
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их.    

 

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

8) Анкета «Признаки агрессивности» может быть использована в работе с педагогами, родителями на этапе предварительной диагностики, она представлена в таблице № 4.

Таблица 4 - Анкета «Признаки агрессивности»

№п\п

Особенности поведения исследуемого ребёнка.

Проявление особенностей.

да нет
1. «Злой» дух временами вселяется в него.    
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.    
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же.    
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.    
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки.    
6. Иногда он так настаивает на чём-либо, что окружающие теряют терпение.    
7. Он не прочь подразнить животных.    
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним.    
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих.    
10. В ответ на обычные распоряжения стремиться всё сделать наоборот.    
11. Часто не по возрасту ворчлив.    
12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.    
13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.    
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых.    
15. Легко ссорится, вступает в драку.    
16. Старается общаться с младшими и более слабыми.    
17. У него не редки периоды мрачной раздражительности.    
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.    
19. Уверен, что любое задание выполнит лучше других.    

Ответ «да» оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребёнку.

15-20 баллов – высокая агрессивность;

7-14 – средняя;

1-6 - низкая

 

Задачей исследования является диагностика и последующая коррекция агрессивного поведения младших школьников.

Педагогическое исследование, направленное на выявление уровня агрессивности, проводилось на базе МОУ «Полтавская СОШ» Карталинского района Челябинской области. В школе нет ставки психолога, исследование проводилось социальным педагогом. В исследовании приняли участие обучающие начальной школы в возрасте от 8-9 лет.

Исследование проводилось по данному плану:

- наблюдение за учащимися младших классов;

- беседа с социальным педагогом и младшими школьниками;

- анкетирование педагога и родителей;

- проведение методики «Несуществующее животное»;

- методика «Карта диагностических критериев агрессивных детей».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...