Глава 2. Исследование агрессивного поведения
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2. 1. Методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников 1) Проективные методики: Методика «Тест руки» Общее описание методики. Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке. 2) Методика: Оценка уровня школьной тревожности Филлипса Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Испытуемым предлагается инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь». После чего предлагают бланк для ответов. Вопросы в методике распределены по нескольким факторам: - общая тревожность в школе - переживание социального стресса - фрустрация потребности в достижении успеха - страх самовыражения - страх ситуации проверки знаний - страх несоответствовать ожиданиям окружающих - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - проблемы и страхи в отношениях с учителями Все полученные результаты отображаются в виде индивидуальных диаграмм, общих диаграмм. Тем самым появляется возможность наглядной оценки и получения информации о каждом учащемся.
3) Шкала астенического состояния ШАС. Представляет собой опросчик, состоящий из 30 утверждений. Здесь также как и в предыдущем тесте возможны 4 варианта ответов. Испытуемым предлагается инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка». 4) Шкала ситуативной (реактивной) тревожности. Авторы данной методики Спилберг Ч. и Ханин Ю. Л. Методика состоит из ряда вопросов, представляющих собой возможность ответить на предложенные утверждения вариантами ответов от 1 до 4 (в зависимости от выраженности данного утверждения у испытуемого). Методика бывает двух вариантов. Первый, состоит из 20 утверждений, и является полным вариантом. Второй вариант, имеет меньше вопросов, но, тем не менее, он менее показателен. Его следует использовать в случае применения большого количества других методик, и батареи тестовых заданий. Полученные ответы обрабатываются, и выявляется уровень общего состояния тревожности из суммы вопросов. Показатели также делятся на низкий уровень, при сумме баллов меньше 30; средний уровень (30-45); высокий уровень - выше 45 баллов. 5) Опросники: Методика Басса-Дарки Oдна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
-физическая агрессия (нападение); - косвенная агрессия (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу; - склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости; - негативизм; - обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванные чувством горечи, гнева на весь мир; - подозрительность; - вербальная агрессия (ссора, крик, визг или угроза, проклятия, ругань); - чувство вины (наличие угрызений совести. 6) Методика М. З. Дукаревич «Несуществующее животное». Для изучения личности младшего школьника в частности наличия агрессивности, можно использовать проективный тест “ несуществующее животное ”. Тест основан на концепции психомоторной связи состояния и подсознательных движений руки доминирующего полушария. Детям предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я - образ. Социальный педагог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Это поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. 7) Методика «Карта диагностических критериев агрессивных детей» показана в таблице 3. Таблица 3 - Карта диагностических критериев агрессивных детей
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
8) Анкета «Признаки агрессивности» может быть использована в работе с педагогами, родителями на этапе предварительной диагностики, она представлена в таблице № 4. Таблица 4 - Анкета «Признаки агрессивности»
Задачей исследования является диагностика и последующая коррекция агрессивного поведения младших школьников.
Педагогическое исследование, направленное на выявление уровня агрессивности, проводилось на базе МОУ «Полтавская СОШ» Карталинского района Челябинской области. В школе нет ставки психолога, исследование проводилось социальным педагогом. В исследовании приняли участие обучающие начальной школы в возрасте от 8-9 лет. Исследование проводилось по данному плану: - наблюдение за учащимися младших классов; - беседа с социальным педагогом и младшими школьниками; - анкетирование педагога и родителей; - проведение методики «Несуществующее животное»; - методика «Карта диагностических критериев агрессивных детей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|