Формирование и совершенствование совокупности теоретических знаний и практических навыков в различных сферах функционирования русского языка: юридически - правовой, научной, политической, социально - административной. Формирование и совершенствование знаний и навыков о языке как средстве коммуникации, передаче и хранения информации
Содержание дисциплины
Дисциплина «Русский язык и культура речи» формирует три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную.
1.Три аспекта культуры речи:
· речевое взаимодействие: факторы, влияющие на характер речевой ситуации, речевая тактика и стратегия;
· языковая норма, культура речи;
· коммуникативный и этический аспекты культуры речи: качество речи, позволяющие говорящему достичь своей цели (точность, логичность, экспрессивность, уместность и пр.);
2.Русский язык, формы его существования, основные единицы:
· русский национальный язык и его высшая форма - литературный язык: стили современного русского языка, устная и письменная разновидности русского литературного языка;
· основные единицы языка: звук, морфема, слово, предложение, текст.
3.Функциональные стили:
· понятие о функциональных стилях: экстралингвистические и лингвистические факторы, стилеобразующие языковые единицы;
· научный стиль: лингвистические особенности, совершенствование владения речевыми нормами научной сферы деятельности;
· официально-деловой стиль: сфера функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы, речевой этикет;
· публичная речь: жанры и структура публичных речей, подготовка выступления, формирование навыков произнесения.
Формируемые компетенции
ОК-2, ОК-5, ОК-6
ПК-8, ПК-9
Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
«Социология», «Логика»
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
Знать:
· язык как систему;
· язык как средство коммуникации, хранения и передач информации, как средство мышления;
· речь и виды речевой деятельности, способы совершенствования.
Уметь:
· продуцировать связные, композиционно - стройные монологические тексты в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией общения;
· устанавливать речевой контакт, участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения;
использовать психолингвистические знания в общении.
Владеть:
· нормами современного русского языка в устной и письменной формах;
· принципами построения монологического и диалогического текста;
навыками использования речевого этикета.
Используемые инструментальные и программные средства
Стандартное программное обеспечение MS Office
Формы промежуточного контроля знаний
Контрольные работы, промежуточное тестирование по темам дисциплины
Форма итогового контроля знаний
Зачет
Б.1.В.04 Культурология
Цель изучения дисциплины
Заключается в подготовке к личностной ориентации в современном мире, осмыслению современного мира как совокупности культурных достижений человеческого общества.
Содержание дисциплины
Программа включает изучение следующих вопросов: сущность и структура культуры, культура как результат материального и духовного исторического опыта, закономерности возникновения культуры, этапы ее развития и функционирования, законы существования культуры, общечеловеческие идеалы и ценности, способствующие духовному и нравственному становлению личности.
Формируемые компетенции
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5.
ПК-8, ПК-9
Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
«Логика», «Социология»
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
Знать:
· формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, необходимый категориальный аппарат в сфере культурологии;
· способы приобретения, хранения и передачи культурного опыта.
Уметь:
· объяснять феномен культуры, ее роль в человеческой деятельности;
· оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, ориентироваться в культурной среде современного общества;
· определять свои мировоззренческие позиции.
Демонстрировать:
· участвовать в диалоге культур;
· формирования общей культуры специалиста, интеллигента;
· развития творческих способностей.
Используемые инструментальные и программные средства
Средства MS Office
Формы промежуточного контроля знаний
Контрольные работы, промежуточное тестирование по темам дисциплины
Форма итогового контроля знаний
Зачет
Б.1.В.05 Логика
Цель изучения дисциплины
Формирование логической культуры ведения диалога с собеседниками и с аудиторией, а также логических навыков подготовки и обработки документации.
Содержание дисциплины
1. основные понятия
2. законы и операции логики, их использование в устной и письменной аргументации
3. роль логики в процессе формирования убеждения
4. использование логических законов в процессе диалога
5. использование дедукции и индукции в доказательстве, использование гипотез в ходе диалога, связь логики с эристикой и риторикой.
Формируемые компетенции
ОК-2, ОК-5, ОК-6
ПК-1, ПК-7
Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
1. Русский язык и культура речи
2. Культурология
3. Деловая этика
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
Знать:
Теоретический материал логики, способы решения логических задач, весь арсенал логических знаний и способов убеждения.
Уметь:
Корректно, логически грамотно вести диспуты, полемику, дискуссии, в том числе при работе на семинарских занятиях; находить в изучаемой по другим дисциплинам литературе логические формы, законы, выявлять логическую структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку.
Демонстрировать:
Навыки практической работы с логическими формами, умение эффективно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, привычку и вкус к логически корректному поиску информации, построению аналитических справок, рефератов, курсовых и дипломных работ.
Используемые инструментальные и программные средства
Microsoft Office PowerPoint
Формы промежуточного контроля знаний
Промежуточное тестирование
Форма итогового контроля знаний
Зачет
Б.1.В.06 Деловая этика
Цель изучения дисциплины
Овладение научными и прикладными знаниями об основных принципах, нормах, стандартах деловой этики, об осознании выгоды соблюдения принципов деловой этики – порядочности, надежности, честности в деловых отношениях
Содержание дисциплины
Программа учебной дисциплины «Деловая этика» включает изучение следующих вопросов – нормы и стандарты деловой этики, общения, договорной дисциплины. Рассматриваются этическая сторона презентаций, деловых приемов, требованиям к внешнему виду и манерам делового человека, рассматриваются также вопросы морально-этической ответственности бизнеса перед обществом, рассматриваются вопросы корпоративной культуры.
Основными блоками являются:
1. Возникновение и развитие этики. Этика деловых отношений как наука
· Связь этики деловых отношений с психологией и экономикой;
· Правила и этикет деловых отношений.
2. Деловое общение
· Вербальное и невербальное общение;
· Этика служебных взаимоотношений в бизнесе;
· Манипуляции в общении;
· Этикет руководителя. Этические аспекты критики.
3. Деловые приемы в сфере бизнеса
· Деловая беседа. Деловое письмо. Телефонные переговоры;
· Способы и приемы внедрения этических норм и приемов в деловые отношения
· Этика успешного лидерства в бизнесе
4. Терпимость к различиям
· Этика организации
· Ответственность бизнеса перед обществом
Дисциплины, необходимые для освоения данной дисциплины
Общая психология, психология деловых отношений, философия, общий менеджмент, социология, культурология, деловой этикет.
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
Знать:
· Основные принципы, нормы, стандарты и требования этики деловых отношений, этапы становления данной дисциплины, направления, принципиальные подходы, а также способы и приемы, обеспечивающие эффективность деловых отношений
Уметь:
· Применять профессионально-этические нормы и стандарты в профессиональном общении, правильно формировать свое поведение, действия, отношение к ситуации или людям в соответствии с принципами этики деловых отношений, творчески используя знания делового этикета;
· Использовать механизм внедрения этических норм в деловую сферу;
· Использовать приемы, стимулирующие общение, исключающими манипуляциями
Иметь представление:
· О системе нравственных отношений, о закономерностях межличностных отношений, формах поведения человека в современном деловом мире, о разноправленности и совпадении интересов людей, стоящих на разных иерархических ступенях в деловых отношениях, о влиянии этических норм на социальную ответственность бизнеса, о деловом этикете – сфере профессиональной деятельности менеджера;
· О методах управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе
Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
Общий менеджмент, философия, экономическая теория, социология, культурология, деловой этикет, политология
Используемые инструментальные и программные средства
стандартное программное обеспечение MS Office,
MS Office Power Point, Microsoft Office Picture Manager