Дать понятие туризма как агрегированной отрасли экономики, его места в системе национального хозяйства и мировой экономики, особенностей протекания отраслевых организационно-экономических процессов в современных условиях хозяйствования и глобализации мировой экономики, а также формирование экономических знаний, умений и навыков в отрасли функционирования и развития туризма, гостиничного хозяйства и инфраструктуры.
Содержание дисциплины
1. Предмет, метод и содержание дисциплины
2. Отрасль в системе национального хозяйства
3. Структура отрасли туризма, гостиничного хозяйства.
4. Отраслевые организационно-экономические процессы
5. Поведение потребителей. Спрос в туризме, гостиничном хозяйстве
6. Функционирование отрасли туризма, гостиничного хозяйства
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
Знать:
· теоретические основы и закономерности функционирования отраслей в рыночной экономике, включая переходные процессы;
· классификаторы и классификации отраслей, видов деятельности, продукции, услуг;
· законодательные и нормативные правовые акты по регулированию и регламентации деятельности отрасли, в области государственной и международной экономической и антимонопольной политики;
· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений на предприятиях с учетом отраслевого подхода;
· отечественный и зарубежный опыт в области управления, рациональной организации и эффективного функционирования отраслей;
· отраслевые особенности туризма, гостиничного хозяйства, структуру рынка товаров и услуг, методы его анализа, особенности поведения предприятий на внутреннем и международном рынках;
· международные правовые акты и системы туристских формальностей в международной и внутригосударственной деятельности;
· методические подходы к оценке эффективности функционирования отрасли туризм, гостиничное хозяйство на федеральном и региональном уровнях, а также конкретной туристской дестинации.
Уметь:
· выявлять проблемы, связанные с экономикой отрасли при анализе конкретных ситуаций на предприятиях, предлагать способы их решения и прогнозировать последствия этих решений;
· систематизировать и обобщать информацию отраслевого характера, готовить соответствующие обзоры, записки, справки;
· использовать информационные технологии для отражения отраслевых аспектов принятия управленческих решений на предприятии.
Владеть:
· специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины на иностранном языке;
· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории и практике развития отрасли;
· методами отраслевого экономического анализа в оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их рыночных позиций;
· знаниями об основах ценообразования в отрасли туризм, гостиничное хозяйство;
· методами, лежащими в основе определения стратегического поведения предприятий в отрасли и на рынках.
Используемые инструментальные и программные средства
Использование ресурсов Internet, Microsoft Office PowerPoint
Формы промежуточного контроля знаний
Промежуточное тестирование
Форма итогового контроля знаний
Экзамен
Б.3.В.13 Туристские рынки
Цель изучения дисциплины
Формирование у будущих бакалавров теоретических знаний о формах и эволюции экономических отношений, ключевых аспектах развития туристских рынков, их влияния на мировую экономику и экономику отдельных стран, в том числе и России
Содержание дисциплины
1. Мировой туристский рынок. Конъюнктура туристского рынка. Ценообразование в международной торговле.
2. Международный рынок услуг
3. Специфические черты туристских рынков
4. Международный туризм. Основные направления международного туризма.
5. Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран
6. Децентрализация туристического бизнеса
Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
1. Теория менеджмент
2. Маркетинг
3. Экономическая теория
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
Знать:
· о системе современных международных экономических отношений и их основных формах;
· об основных методах государственного и межгосударственного регулирования экономических отношений.
Уметь:
· -самостоятельно осуществлять отбор статистических данных о состоянии мирохозяйственных связей на основе публикаций национальных и международных туристских экономических организаций
· Навыки:
· использовать систему знаний о формах и направлениях развития туристских связей для проведения анализа целесообразности и эффективности участия субъектов международной экономики во внешнеэкономической деятельности;
· анализировать состояние мирохозяйственных связей для принятия соответствующих управленческих решений.
Используемые инструментальные и программные средства
Использование ресурсов Internet, Microsoft Office PowerPoint
Формы промежуточного контроля знаний
Устные опросы, письменные задания
Форма итогового контроля знаний
Экзамен
Б.3.В.14 Планирование развития туризма
Цель изучения дисциплины
· раскрыть концептуальные основы регионального планирования туризма, гостиничного хозяйства;
· изучить особенности стратегического планирования развития туризма и его места в системе регионального управления;
· охарактеризовать проблемы воспроизводства туристской инфраструктуры и направления их разрешения в системе стратегического планирования развития туризма как части социально-экономической системы региона;
· раскрыть основные закономерности и логику планирования в системе управления туризмом;
· определить роль и возможности органов власти и управления влиять на туристскую сферу в регионе;
· изучить методологические основы ресурсного обеспечения развития туризма, гостиничного хозяйства;
· установить особенности и основные инструменты разработки стратегии развития туризма, гостиничного хозяйства;
· охарактеризовать современные технологии и процедуры стратегического планирования развития туризма в регионе;
· выработать навыки применения теоретического инструментария к анализу отдельных направлений местной туристской политики, ее вариантов и сценариев.
Содержание дисциплины
7. 1. Туризм как объект планирования
8. 2. Концептуальные основы планирования развития туризма
9. 3. Методы планирования и прогнозирования развития туризма
4. Особенности стратегического планирования развития туризма и его место в системе управления
5. Планирование воспроизводства и развития элементов структуры туризма
6.Методологические основы ресурсного обеспечения развития туризма
7. Программирование как процедура планирования развития туризма
8. Оценка эффективности управленческих решений в планировании развития туризма
9. Опыт планирования развития международного туризма
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
· Знания:
- сопоставление функций и ответственности в системе регионального и местного управления;
· Умения:
· - применение теоретических инструментов анализа развития элементов структуры туризма в регионе;
· Навыки:
- применение современных методов обработки и анализа социально-экономической информации на отдельных стадиях процесса принятия управленческих решений;
Используемые инструментальные и программные средства
Windows”98/2000/2003XP, обучающей программы «Статистика России» Госкомстата РФ на CD «Регионы России» и «Туризм в России», а также ресурсов Internet.