Виды институтов непосредственной демократии
ном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, расположенного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Правотворческая (законодательная) инициатива Правотворческая (законодательная) инициатива граждан появилась в законодательстве и науке в последнее десятилетие XX в. Впервые она получила закрепление в ст. 25 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По названному Закону граждане обладали этой весьма важной для них возможностью, только если она была закреплена в уставе муниципального образования. Ныне действующий аналогичный Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ такой оговорки не содержит. Это делает возможным реализацию правотворческой инициативы граждан независимо от наличия указания на нее в уставе муниципального образования и отсутствия муниципального правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан. В последней ситуации принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Таким образом, сфера применения правотворческой инициативы граждан распространена на все муниципальные образования Российской Федерации.
На уровне субъекта РФ этот институт непосредственной демократии называется, как правило, «законодательная инициатива», поскольку ее предметом является законопроект. Законодательная инициатива граждан предусмотрена не менее чем в 20 субъектах РФ, однако подробно регламентирована только в Алтайском крае, г. Москве, Ярославской, Брянской и Калужской областях. Так, в Москве принят Закон от 11.12.2002 № 64 «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве». Термин «право- 124 Глава 8. Народовластие - основа конституционного строя творческая инициатива», содержащийся в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, является более широким, чем «законодательная инициатива», поэтому далее будем пользоваться только им. Правотворческая инициатива имеет целью принятие, изменение или отмену нормативного правового акта. Вносимый проект нормативного правового акта должен касаться только вопросов, находящихся в компетенции органа, которому он адресован. Закон города Москвы запрещает внесение законопроекта по следующим вопросам: а) о досрочном прекращении или продлении срока пол- номочий органов государственной власти г. Москвы, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти г. Москвы, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов государственной власти г. Москвы, органов местного самоуправления; в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверж- дении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или изменении бюджета г. Москвы, бюдже- тов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов, изменении финансовых обязательств города, административного округа, района;
д) о территориальном делении г. Москвы; е) о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; ж) о полномочиях органов государственной власти г. Москвы и органов местного самоуправления; з) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспе- чению здоровья и безопасности населения. Право па реализацию правотворческой инициативы принадлежит жителям соответствующею субъекта РФ, муниципального образования, являющимся гражданами Российской Федерации. Количество жителей, имеющих данное право, регулируется по-разному в различных субъектах РФ. Так, в Москве под проектом законодательного акта должно быть не менее 50 тыс., в Алтайском крае — 6.3. Виды институтов непосредственной демократии не менее 35 тыс., в Калужской области — не менее 1000 подписей граждан, проживающих на территории данных субъектов РФ. Адресатом правотворческой инициативы являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для осуществления правотворческой инициативы на собраниях, сходах образуется инициативная группа граждан, которая официально регистрирует инициативу. Затем эта группа собирает определенное количество подписей по установленной законом форме в ее поддержку. Затем инициируемый документ и подписи направляются в орган государственной власти или орган местного самоуправления, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение. Орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение об отказе в регистрации правотворческой инициативы: а) при обнаружении в представленных инициативной группой подписных листах установленного законом числа недействительных и (или) недостоверных подписей; б) если количество действительных и (или) достоверных подписей оказывается менее требуемого законом; в) если нарушены сроки сбора подписей, указанные в регистрационном свидетельстве инициативной группы; г) если подписной лист не соответствует форме, уста- новленной законом. Отказ в регистрации гражданской законодательной инициативы может быть обжалован в судебном порядке.
Проект, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан. Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя Обращения граждан Право граждан на обращение является важным институтом непосредственной демократии, составной частью народовластия. Этим объясняется его закрепление в ст. 33 Конституции РФ, детально регламентированной Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации*, а также законами субъектов РФ. Согласно ст. 33 Конституции РФ право на обращение принадлежит только гражданам России. На практике иностранные граждане и лица без гражданства реализуют это право, что отвечает смыслу и содержанию ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией*. Видами обращений являются: предложения, заявления, жалобы. Принятые в последние 15 лет законы субъектов РФ о порядке рассмотрения обращений граждан кроме вышеперечисленных видов обращений называют такие разновидности обращений, как ходатайства, коллективное обращение, повторное обращение. По кругу субъектов обращения бывают индивидуальные и коллективные, по форме обращения — письменные и устные. Письменное обращение должно содержать данные обратившегося гражданина. Анонимное обращение рассмотрению не подлежит. Устные обращения излагаются на приеме у депутатов и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. В качестве адресатов обращений граждан Федеральный закон от 02.03.2006 № 59-ФЗ называет только государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|