Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды институтов непосредственной демократии




ном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избира­тельным правом жителей населенного пункта, расположен­ного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Правотворческая (законодательная) инициатива

Правотворческая (законодательная) инициатива граж­дан появилась в законодательстве и науке в последнее деся­тилетие XX в. Впервые она получила закрепление в ст. 25 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации». По названному Закону граждане об­ладали этой весьма важной для них возможностью, только если она была закреплена в уставе муниципального обра­зования. Ныне действующий аналогичный Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ такой оговорки не содер­жит. Это делает возможным реализацию правотворческой инициативы граждан независимо от наличия указания на нее в уставе муниципального образования и отсутствия муниципального правового акта представительного орга­на муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан. В по­следней ситуации принятие к рассмотрению и рассмотре­ние проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии со ст. 26 Фе­дерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Таким образом, сфера применения правотворческой инициативы граждан распространена на все муниципальные образования Рос­сийской Федерации.

На уровне субъекта РФ этот институт непосредствен­ной демократии называется, как правило, «законодательная инициатива», поскольку ее предметом является законопро­ект. Законодательная инициатива граждан предусмотрена не менее чем в 20 субъектах РФ, однако подробно регла­ментирована только в Алтайском крае, г. Москве, Ярос­лавской, Брянской и Калужской областях. Так, в Москве принят Закон от 11.12.2002 № 64 «О гражданской законо­дательной инициативе в городе Москве». Термин «право- 124 Глава 8. Народовластие - основа конституционного строя

творческая инициатива», содержащийся в Федеральном за­коне от 06.10.2003 № 131-ФЗ, является более широким, чем «законодательная инициатива», поэтому далее будем поль­зоваться только им.

Правотворческая инициатива имеет целью принятие, изменение или отмену нормативного правового акта. Вно­симый проект нормативного правового акта должен касать­ся только вопросов, находящихся в компетенции органа, которому он адресован.

Закон города Москвы запрещает внесение законопроек­та по следующим вопросам:

а) о досрочном прекращении или продлении срока пол-

номочий органов государственной власти г. Москвы, органов местного самоуправления, о приостановле­нии осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государ­ственной власти г. Москвы, органы местного само­управления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной вла­сти г. Москвы, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверж-

дении, о назначении на должность и об освобожде­нии от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобож­дение от должности;

г) о принятии или изменении бюджета г. Москвы, бюдже-

тов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов, изменении финансовых обя­зательств города, административного округа, района;

д) о территориальном делении г. Москвы;

е) о введении, изменении и отмене налогов и сборов,

а также об освобождении от их уплаты;

ж) о полномочиях органов государственной власти г. Москвы и органов местного самоуправления;

з) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспе-

чению здоровья и безопасности населения. Право па реализацию правотворческой инициативы принадлежит жителям соответствующею субъекта РФ, муниципального образования, являющимся гражданами Российской Федерации. Количество жителей, имеющих данное право, регулируется по-разному в различных субъ­ектах РФ. Так, в Москве под проектом законодательного акта должно быть не менее 50 тыс., в Алтайском крае —

6.3. Виды институтов непосредственной демократии

не менее 35 тыс., в Калужской области — не менее 1000 подписей граждан, проживающих на территории данных субъектов РФ.

Адресатом правотворческой инициативы являются органы государственной власти и органы местного само­управления. Для осуществления правотворческой инициа­тивы на собраниях, сходах образуется инициативная груп­па граждан, которая официально регистрирует инициативу. Затем эта группа собирает определенное количество под­писей по установленной законом форме в ее поддержку. Затем инициируемый документ и подписи направляются в орган государственной власти или орган местного само­управления, который рассматривает инициативу и прини­мает по ней решение.

Орган государственной власти или орган местного само­управления может принять решение об отказе в регистра­ции правотворческой инициативы:

а) при обнаружении в представленных инициативной группой подписных листах установленного законом числа недействительных и (или) недостоверных под­писей;

б) если количество действительных и (или) достоверных

подписей оказывается менее требуемого законом;

в) если нарушены сроки сбора подписей, указанные в регистрационном свидетельстве инициативной группы;

г) если подписной лист не соответствует форме, уста-

новленной законом.

Отказ в регистрации гражданской законодательной ини­циативы может быть обжалован в судебном порядке.

Проект, внесенный в порядке реализации правотворче­ской инициативы, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность из­ложения своей позиции при рассмотрении указанного про­екта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть офи­циально в письменной форме доведено до сведения внес­шей его инициативной группы граждан.

Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя

Обращения граждан

Право граждан на обращение является важным институ­том непосредственной демократии, составной частью наро­довластия. Этим объясняется его закрепление в ст. 33 Кон­ституции РФ, детально регламентированной Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации*, а также зако­нами субъектов РФ.

Согласно ст. 33 Конституции РФ право на обращение принадлежит только гражданам России. На практике иностранные граждане и лица без гражданства реализуют это право, что отвечает смыслу и содержанию ст. 17 Кон­ституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права и в соответствии с настоящей Консти­туцией*.

Видами обращений являются: предложения, заявления, жалобы. Принятые в последние 15 лет законы субъек­тов РФ о порядке рассмотрения обращений граждан кро­ме вышеперечисленных видов обращений называют такие разновидности обращений, как ходатайства, коллективное обращение, повторное обращение.

По кругу субъектов обращения бывают индивидуальные и коллективные, по форме обращения — письменные и уст­ные. Письменное обращение должно содержать данные обратившегося гражданина. Анонимное обращение рас­смотрению не подлежит. Устные обращения излагаются на приеме у депутатов и должностных лиц государствен­ных органов и органов местного самоуправления.

В качестве адресатов обращений граждан Федераль­ный закон от 02.03.2006 № 59-ФЗ называет только госу­дарственные органы и органы местного самоуправления. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соот­ветствии с их компетенцией, подлежит обязательному рас­смотрению.

В случае необходимости рассматривающий обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...