Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды институтов непосредственной демократии




туционной ответственностью, то ее основанием следует признать нарушение норм конституционного права. При­менительно к депутатам речь должна идти о нарушении требований законов о статусе депутатов законодатель­ных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления.

В процедуре отзыва можно условно выделить четыре стадии:

1) инициирование процедуры отзыва представителя;

2) назначение голосования по отзыву представителя;

3) подготовительная работа к проведению голосования по отзыву;

4) голосование по отзыву и порядок определения его результатов.

Первая стадия предполагает постановку вопроса об от­зыве представителя субъектами этого права; образование инициативной группы, ее регистрацию и деятельность по сбору подписей.

Независимо от того, кому предоставлено право возбуж­дения вопроса об отзыве представителя (гражданину, груп­пе граждан, избирательным объединениям), законы субъек­тов РФ предусматривают создание инициативной группы избирателей по вопросу отзыва. Инициативная группа об­разуется на собрании избирателей по месту жительства, ра­боты, учебы, службы.

Члены инициативной группы имеют следующие гаран­тии: никто не вправе оказывать давление на членов иници­ативной группы с целью принудить изменить свои взгляды, решения по отзыву представителя; никто не вправе препят­ствовать осуществлению законной деятельности инициа­тивной группы; право на неоплачиваемый отпуск; запрет на увольнение с работы по решению администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Гарантии прав представителя, в отношении которого ре­ализуется инициатива отзыва, заключаются в следующем:

— представитель, в отношении которого реализуется инициатива отзыва, за 10 дней до проведения собра­ния по образованию инициативной группы в пись­менной форме должен быть уведомлен об этом;

представитель вправе дать на собрании граждан свои объяснения в устной или письменной форме по пово­ду обстоятельств, послуживших основанием для ини­циирования вопроса об его отзыве; 120 Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя

— представитель вправе любыми законными методами вести агитацию против своего отзыва;

— представитель вправе получить освобождение от ра­боты со дня, следующего за днем получения им уве­домления избирательной комиссии субъекта РФ о поступлении заявления инициативной группы о воз­буждении вопроса об отзыве.

Вторая стадия процедуры отзыва — назначение голосо­вания об отзыве представителя начинается с рассмотрения инициативы отзыва представителя избирательной комис­сией субъекта РФ.

В случае соответствия порядка реализации инициативы отзыва представителя требованиям действующего законо­дательства о порядке отзыва избирательная комиссия субъ­екта РФ направляет итоговый протокол о сборе подписей вместе с подписными листами в парламент субъекта РФ, который рассматривает данный вопрос и принимает реше­ние о назначении голосования об отзыве либо отказе в на­значении голосования об отзыве представителя.

Третья стадия — подготовка голосования об отзыве представителя. Она включает: образование участков для голосования об отзыве представителя; организацию работы комиссий по проведению голосования об отзыве представи­теля; составление списков избирателей; проведение агита­ционной кампании «за» или «против» отзыва представите­ля; реализацию гарантий участников кампании по отзыву.

Четвертая стадия — голосование об отзыве и подведе­ние его итогов. Представитель считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ или в му­ниципальном образовании.

Итоги голосования по отзыву подлежат официальному опубликованию.

Общие собрания граждан

Для обсуждения вопросов местного значения, инфор­мирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального об­разования могут проводиться собрания граждан.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Фе-

Виды институтов непосредственной демократии

деральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации*, уста­вом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципаль­ного образования, уставом территориального общественно­го самоуправления.

Собрание граждан проводится по инициативе населе­ния, представительного органа муниципального образова­ния, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом, органом территориального об­щественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе предста­вительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населе­ния, назначается представительным органом муниципаль­ного образования в порядке, установленном уставом муни­ципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к орга­нам местного самоуправления и должностным лицам мест­ного самоуправления, а также избирать лиц, уполномочен­ных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными ли­цами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по проблемам, связан­ным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отне­сенным к его компетенции уставом территориального об­щественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обя­зательному рассмотрению органами местного самоуправ­ления и должностными лицами местного самоуправления, к Компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного от­вета.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опу­бликованию. 122 Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя

Сходы граждан

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впер­вые разграничивает собрания и сходы граждан. Подробно правовой статус сходов граждан регулируется уставами муниципальных образований, решениями представитель­ных органов местного самоуправления1.

Сход граждан для решения вопросов местного значения может проводиться в поселении с численностью жителей не более 100 человек.

Он правомочен при участии в нем более половины жите­лей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход осуществляет полномочия представительного ор­гана муниципального образования. Он вправе решать во­просы, отнесенные к исключительной компетенции пред­ставительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образо­вания самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной админи­страции. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе предсе­дательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Оно подлежит официальному опубликованию и обязатель­ному исполнению на территории поселения.

Исполнение решения схода 1раждан обеспечивают орга­ны местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в соответствии с разграничением полномо­чий между ними, определенным уставом поселения2.

В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, сход граждан может проводиться в целях выдви­жения инициативы населения, проживающего в населен-

1 См.: решение Совета народных депутатов Собинского района Вла­димирской области от 14.12.2005 № 27/5 %Об утверждении Положения о "Порядке проведения собраний (сходов) граждан в Собинеком райо­не"».

; См.: Решение Суздальского районного Совета народных депутатов Владимирской области от 16.09. 2004 № 63 «О результатах проведения собраний (сходов) граждан, проживающих в населенных пунктах При­городного сельского округа*.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...