Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства
Реализация разделения властей во многом определяется формой правления. Наиболее последовательно разделение властей проводится в президентской республике, где существует четкое разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, дополненное системой сдержек и противовесов. В государствах с парламентарной формой правления обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако баланс между ними обеспечивается возможностью парламента выразить недоверие правительству. Данное полномочие парламента уравновешивается правом главы государства распустить парламент. В смешанной, президентско-парламентарной республике также есть свои особенности. Так, Президент России обладает широкими полномочиями, возможностью при определенных Конституцией случаях распустить парламент, перед которым он, в свою очередь, также несет ответственность. 8.4. Россия - социальное государство Конституция РФ закрепляет социальный характер Российского государства (ст. 7). Социальное государство характеризует взаимоотношения личности и государства в условиях частной собственности на средства производства и рыночной экономики. И в этом основное отличие социального государства от социалистического, которое характеризует взаимоотношения личности и государства в условиях общенародной собственности и регулируемой государством экономики. По вопросу взаимоотношений личности и государства в теории конституционного права были и есть две основные концепции. Первая концепция — теория индивидуальной свободы, наиболее видными представителями которой были А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Дж. Локк. Основная идея этой концепции — верховенство экономических прав личности во взаимоотношениях с государством. Государство обязано не вмешиваться в реализацию экономических прав и свобод и обеспечить полную свободу их осуществления. По мнению сторонников этой концепции, политические
Россия - социальное государство права имеют вспомогательный характер по отношению к экономическим. Политические права необходимы для обеспечения экономических прав и свобод. Сторонники этой концепции понимали, что неограниченные экономические свободы порождают неравенство. Однако высшей ценностью они считали именно свободу, полагая недопустимым любое вмешательство государства в рыночные отношения во имя справедливости и равенства. По их мнению, это противоречит принципам и структурам свободного рынка. Так, Б. Н. Чичерин в работе «Собственность и государство* писал, что если бы государство вместо установленной одинаковой свободы для всех вздумало обирать богатых в пользу бедных, то это было бы не только нарушением справедливости, но и извращением коренных законов человеческого общежития. Иной взгляд на «законы человеческого общежития» у сторонников второй концепции, которые не отрицают необходимость свобод, в том числе и экономических. Однако полагают необходимым сочетать свободу с равенством индивидов. Ж. Ж. Руссо писал, что принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, которая призвана обеспечить равенство. А. Токвиль отмечал, что стремление людей к равенству значительно сильнее их стремления к свободе и, если они не получат равенства в свободе, они готовы получить его в рабстве. Профессор П. И. Новгородцев в 1911 г. в работе «О праве на существование» поставил вопрос о необходимости включения в декларацию прав особого права — «права на достойное человеческое существование*, ставшее прообразом современной группы социальных прав и свобод человека, посредством которых реализуется социальная функция государства1.
Современные сторонники этого течения в научной мысли призывают к выравниванию социального положения людей (Дж. Роулс, К. Дженкинс). И государство должно играть значительную роль в решение этой задачи. Итак, социальное государство является воплощением возникающей и эволюционирующей в процессе развития политико-правовой мысли идеи о «справедливом государстве», деятельность которого направлена на установление и поддержание баланса между интересами различных со- 1 Новгородцев П. И. О праве на существование. СПб.; М.. 1911. С. 6. Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства циальных групп и заботу о представителях наименее защищенных членов общества. Социальное государство не означает учреждения тотального государства благосостояния и не предполагает экономической системы, полностью управляемой и организуемой государством. Государство стремится лишь к приблизительно равномерному распределению тягот. Необходимость социального государства определяется еще и тем, что не все люди могут быть предпринимателями и обеспечивать должным образом свои потребности, далеко не все сферы жизнедеятельности общества могут действовать на рыночных принципах. Так, коммерциализация литературы, науки, искусства, культуры способна их погубить. Роль социального государства состоит в обеспечении социальной справедливости, равноправия, утверждении нравственных отношений между людьми. В нормативно-правовом смысле социальное государство представляет совокупность получивших законодательное закрепление положений и принципов, определяющих ценностные приоритеты и основные направления государственной политики в сфере социальной политики и социального обеспечения. Решение стоящих перед государством социальных задач зависит от состояния экономики. Трудности, стоящие перед социально ориентированным государством заключаются в соблюдении баланса между свободной экономикой и определенными способами воздействия на распределительные процессы в духе справедливости. Стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства. -Выполняя социальную функцию, государство должно соблюдать меру, которая воспрепятствовала бы освобождению индивида от личной ответственности за свою судьбу. Решая задачи в социальной сфере, государство должно использовать не административно-командные, а экономические методы.
Баланс между рыночной свободой и воздействием государства на экономику в целях решения социальных задач труднодостижим. Обеспечение высоких социальных расходов путем повышения налогообложения со временем становится тормозом развития производства. Это влечет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|