Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия - федеративное государство




Асимметричные федерации имеют две разновидности: 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъ­екты федерации имеют одинаковое наименование, но раз­ный правовой статус (Индия); 2) федерации с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статус (Российская Фе­дерация).

Россия до Октября 1917 г. была единым унитарным многонациональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Со­ветов в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свободного союза свободных наций».

РСФСР стала новым типом федерации, основанной на автономии. Ее субъектами были автономные респу­блики, автономные области и национальные округа, пе­реименованные в 1978 г. в автономные округа. При этом территории, населенные русским народом, составляющим примерно 86% всего населения России, остались вне феде­ративных отношений, являясь обычными административно-территориальными единицами.

После распада СССР в 1991 г. процесс создания новой российской государственности был непоследовательным и эклектичным. Российская Федерация вобрала в себя обломки старой советской государственности в том виде, в каком они ей достались. Федеральная власть была не на­столько сильна, чтобы диктовать свою политическую волю, и была вынуждена идти на уступки автономным образо­ваниям. В 1990—1991 гг. Верховные Советы большинства автономных республик провозгласили себя суверенными государствами. Советы народных депутатов Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской автономных обла­стей приняли решение о преобразовании своих автономий в суверенные республики в составе России. Соответствую­щие изменения в их правовом статусе были зафиксированы в Конституции РСФСР 1978 г.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный дого­вор, распределивший предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Фе­деративный договор признал бывшие административно-территориальные единицы (края, области, города Москву и Санкт-Петербург) субъектами РФ. 184 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъектов Федерации закрепила республики, края, области, города федерального значения, автономную область, авто­номные округа.

8.6. Россия - суверенное государство

Категория «суверенитет» впервые появляется в знаме­нитой работе Жана Бодена «Шесть книг о республике». В ней он определил суверенитет как признак государства, суть которого в «абсолютной, не связанной никакими зако­нами властью над поданными».

Спустя сто лет Томас Гоббс внес в понятие «суверенитет* элементы демократии, определив его как результат догово­ра между людьми, как проявление действия «естественного закона*, положившего конец догосударственному периоду, для которого была характерна «война всех против всех». Из этой мысли логично вытекал вывод об ограниченности го­сударственной власти, что означало привнесение в понятие «суверенитет» элементов демократии.

Леон Дюги в 1908 г. выделил четыре признака суве­ренитета государства, которые сохраняют свое значение и сегодня. Он писал, что суверенитет государства один, т.е. на одной и той же территории может существовать только один суверенитет. Суверенитет неделим, поскольку он яв­ляется волей коллективного лица, всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее его основой. Суверенитет неот­чуждаем, так как передаваться может власть, но не воля. Суверенитет непогашаем. Это свойство вытекает из неот­чуждаемости суверенитета.

Дальнейшее развитие понятия «суверенитет» проис­ходит во второй половине XX в., когда утверждается идея об ограничении суверенитета государства в сфере прав че­ловека. Получает признание мысль о том, что государство может считаться суверенным только тогда, когда оно реа­лизует волю народа и когда его система управления демо­кратична.

Итак, суверенитет — это верховенство и независимость государства в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государст­вами.

В.6. Россия - суверенное государство

Верховенство государства означает его право в соот­ветствии с волей народа нормативными правовыми акта­ми определять основы конституционного строя, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и деятельности органов государ­ственной власти, местное самоуправление.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов как выражение суверенитета Российской Федера­ции, распространяющегося на всю ее территорию, означает, что субъект РФ не может изменять установленные Консти­туцией РФ приоритеты действия законов и иных федераль­ных нормативных правовых актов, ограничивать их приме­нение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотрен­ные Конституцией РФ и федеральными законами.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, В пределах территории РФ не до­пускается иной власти, которая могла бы существовать на­ряду с ней иди вне ее контроля. Гарантией этого являет­ся верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

Независимость государства означает, что оно самостоя­тельно, независимо в выборе средств и форм проведения своей внутренней и внешней политики. Участвуя в межго­сударственных объединениях, государство может переда­вать им часть своих полномочий в соответствии с междуна­родными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В связи с этим в науке конституционного права выдви­нута идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета. Внутренний и внешний суверенитет — это лишь проявле­ние одного и того же принципа государственного сувере­нитета. Государство, обладающее лишь одним внутренним или одним внешним суверенитетом, является не суверен­ным государством, а либо протекторатом, либо конфедера­цией государств, которая вообще не может рассматриваться как государство. Между обеими гранями суверенитета су­ществует тесная связь. Между ними невозможно провести строгого разграничения. Так, государство, не имеющее пра- 186 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

ва самостоятельно регулировать свои внешние сношения, тем самым лишается права регулировать положение ино­странцев на своей собственной территории1.

Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях, передача части полномочий Российской Фе­дерации межгосударственному объединению не означает ограничение суверенитета России до тех пор, пока сумма и номенклатура передаваемых полномочий не затрагивает суверенитет государства.

Независимость как признак суверенитета государства проявляется и в том, что все государства, будучи членами международного сообщества, равны между собой, имеют равные права и обязанности. Проявлением этого признака суверенитета является также то, что границы между госу­дарствами могут изменяться только в соответствии с нор­мами международного права, мирным путем, по взаимному договору.

Сложной проблемой законодательства и науки консти­туционного права является определение суверенитета в фе­деративном государстве, которое состоит из двух и более государств или государственных образований. По вопросу о соотношении суверенитета в федеративном государстве можно выделить три концепции, существовавшие в науке конституционного права.

Первая концепция соотношения суверенитета в федера­тивном государстве появилась в период создания первого федеративного государства — США. Видные политические деятели США (Джемс, Мэдисон, Гамильтон) предложили идею делимости суверенитета, который принадлежит как федерации в целом, так и ее субъектам. Эта концепция по­лучила воплощение в Конституции США 1787 г. Идеологи этой концепции полагали, что принадлежность суверени­тета как федерации, так и ее субъектам позволит не допу­стить сосредоточение всей власти на уровне федеральных органов государственной власти, обеспечить гармониче­ское сочетание власти федеральных органов государствен­ной власти с государственной властью, осуществляемой ее субъектами.

Вторая концепция суверенитета в федеративном госу­дарстве заключается в пропаганде идеи принадлежности государственного суверенитета только субъектам феде-

1 СШ Левин И. Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 111-112.

8.6. Россия -суверенное государство

рации и отсутствии суверенитета у федерации в целом, Идеологами этой концепции были американский сенатор Кальгун, баварский государствовед Зейдель. Они выра­жали идеи той части господствующего класса, которая отстаивала сепаратизм, считала наиболее выгодным для себя децентрализованное государство, с сильной государ­ственной властью субъектов федерации, которые могли не подчиняться федеральным органам государственной власти.

Суть третьей централистской концепции суверенитета состоит в идее принадлежности суверенитета только фе­дерации. Субъекты федерации суверенитетом не обладают. Эту концепцию отстаивали в своих работах видные пред­ставители науки конституционного права Германии П. Ла-банд и Г. Еллинек, которые понимали, что успешное реше­ние стоящих перел государством задач возможно только в централизованном государстве.

Централистская концепция суверенитета является наи­более распространенной в настоящее время, она восприня­та конституциями большинства зарубежных стран. С точки зрения конституционного права государство, являющееся частью другого государства, не может представлять собой суверенное государство. На одной и той же территории не может быть одновременно двух суверенных властей. Государственная власть федерации является единствен­ной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федеративного государства. Сувере­нитет является либо полным, либо его нет. Поэтому идея делимости суверенитета представляется абсурдом.

Конституция СССР 1924 г. закрепляла концепцию де­лимости суверенитета. Согласно ст. 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничен лишь в преде­лах, указанных в Конституции СССР, и лишь по предме­там, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государ­ственную власть самостоятельно. СССР охраняет суве­ренные права союзных республик. Гарантиями суверени­тета союзной республики были: право свободного выхода из Союза, право вносить изменения в свои конституции, запрет на изменение территории союзной республики без ее согласия.

Конституции РСФСР 1925, 1937, 1978 гг., закрепляя га­рантии суверенитета РСФСР, не упоминали суверенитет 188 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

автономных образований, входящих в ее состав. Автоном­ные образования, входившие в состав РСФСР, принято относить к двум формам автономии: политической и адми­нистративной. Политической автономией была автономная республика — национально-государственное образование. К административной автономии относились автономная область и национальные (впоследствии — автономные) округа. Автономная республика имела свою конституцию, учитывающую особенности автономной республики и по­строенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР. Законы РСФСР обязательны на территории автономной республики. Б случае расхо­ждения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Перечисленные признаки сви­детельствуют об отсутствии суверенитета у автономных об­разований в составе РСФСР.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Рос­сийской Советской Федеративной Социалистической Ре­спублики. Декларация провозгласила РСФСР суверенным государством, созданным исторически объединившими­ся в нем народами. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственно­сти России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и п. 15 ст. 109 Конституции (Основного Закона) РСФСР (ратифика­ция и денонсация международных договоров) 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «О денонсации Договора об образовании СССР*.

В условиях экономического и политического кризиса, нарастания сепаратизма автономные республики и четы­ре автономные области в 1990—1991 гг. в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе Российской Федерации. IV Съезд народных де­путатов РФ признал необходимым повысить правовой ста­тус всех автономных республик. В Конституции РСФСР 1978 г. было произведено терминологическое изменение текста посредством исключения слова «автономия*.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами власти суверенных республик

8.6. Россия - суверенное государство

в составе Российской Федерации. Таким образом, термин «суверенные!- применительно к республикам был под­твержден в важном источнике конституционного права,

При принятии этого решения господствовали политиче­ские доводы и рассуждения. С точки зрения теории и права оно было несостоятельным. Откуда может быть суверени­тет у автономного образования, которое никогда, ни до, пи после Октября 1917 г., не имело суверенитета? При этом у большинства республик отсутствовала экономическая основа суверенитета, социальные потребности населения этих субъектов удовлетворялись и удовлетворяются за счет дотаций из федерального бюджета.

Конституция РФ 1993 г., принятая уже в других исто­рических условиях, условиях укрепления федеральной власти, термин «суверенитет» использует применительно только к Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Феде­рации является ее многонациональный народ (ст. 3 Кон­ституции РФ). Таким образом, основой государственного суверенитета Российской Федерации является ее много­национальный народ. Суверенитет Российской Федерации в силу ст. 3 Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы вер­ховенством и независимостью, т.е. не допускает суверени­тета во всех без исключения субъектах РФ.

Таким образом, республики по действующей Конститу­ции РФ не являются суверенными. Термин «суверенные» применительно к республикам ни в одной статье Консти­туции РФ не используется.

Данное положение подтверждено в ряде решений Кон­ституционного Суда РФ. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положе­ний Конституции Республики Алтай и Федерального за­кона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации"*- от­мечено, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, ко­торый изначально принадлежит Российской Федерации в целом.

Признание за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы кон- 190 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

ституционное равноправие субъектов Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, посколь­ку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным госу­дарством.

Следовательно, использование в ст. 5 (ч. 2) Консти­туции РФ применительно к установленному ею федера­тивному устройству понятия «республика (государство)* не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. — признание государственного сувере­нитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, свя-занныс с факторами исторического, национального и ино­го характера.

Конституционный Суд РФ отметил, что положения Федеративного договора, предусматривавшие суверени­тет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что на­шло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противореча­щие Конституции РФ.

Сувс-ренитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечи­вает целостность и неприкосновенность своей территории. Будучи гарантом Конституции РФ, Президент России в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране территории РФ, ее независимости и государ­ственной целостности (ст. 80 Конституции РФ). Для охра­ны суверенитета России в случае агрессии против Россий­ской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на ее территории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным со­общением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ).

В случае угрозы территориальной целостности и непри­косновенности Российской Федерации, исходящей от субъ­екта Федерации, возможна «федеральная интервенция» для преодоления этой угрозы.

В интересах охраны суверенитета Российской Федера­ции Правительство РФ осуществляет меры по обеспече­нию обороны страны, государственной безопасности, реа­лизации внешней политики Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...