Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Республиканская форма правления




Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления.

Республика представляет собой такую форму прав­ления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенацио­нальным представительным учреждением. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федера­ции, Конституция закрепляет следующие ее признаки: от­каз от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном

3.2. Республиканская форма правления 169

праве; создание государственных органов на основе согласо­вания интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных орга­нов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно при­суща демократия, а демократии — республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода допол­няет республиканскую форму правления.

Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную формы правления.

Президентская республика характеризуется соединени­ем в руках президента полномочий главы государства и гла­вы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента; внепарла­ментский метод формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т.е. возможности роспуска парламента президентом; отсутствие должности премьер-министра, т.е. президент напрямую возглавляет правитель­ство.

Юридический статус государственных органов совпада­ет с фактическим, В президентской республике парламент обладает значительными полномочиями; правительство, как правило, стабильно; судебная власть независима.

В парламентарной республике провозглашается прин­цип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентар­ной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике правительство формиру­ется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства — президента — в формировании прави­тельства носит чисто номинальный характер. Правитель­ство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Президент в парламентарной республике избирается не народом, а, как правило, парламентом или особой колле­гией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает су- 170 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

щественными полномочиями и не влияет на политический процесс, осуществление государственной власти. Все его действия должны быть санкционированы правительством.

В парламентарной республике юридическое и фактиче­ское положение органов государственной власти не совпа­дает. Юридически в парламентарной республике должно существовать верховенство парламента, которому подчи­нено правительство. Фактически государственная власть сосредоточена у правительства, которое, имея поддержку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить парла­мент. Президент не вправе издать ни одного акта без под­писи председателя правительства.

Во второй половине XX в. появились смешанные фор­мы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Конституция РФ не определяет форму республиканско­го правления в России. Анализ текста Конституции позво­ляет сделать вывод, что форма правления в России явля­ется смешанной, сочетающей черты как президентской, так и парламентарной республик. По своей сущности форма республиканского правления России является президентско-парламентарной, с доминирующим положением прези­дента в структурах власти. Президент является сильным главой государства, обладающим значительными полномо­чиями, избирается народом посредством всеобщих, равных, прямых выборов. Перечисленные признаки характерны для президентской республики.

В то же время в России есть должность Председателя Правительства. В ситуациях, определенных Конституци­ей РФ, Президент может распустить Государственную Думу, а Государственная Дума досрочно прекратить полно­мочия Президента. Сказанное характерно для парламентар­ной республики.

Смешанные формы правления имеют свои положитель­ные стороны, которыми являются стабильность управле­ния государством, уменьшение возможности частой смены правительства из-за развала партийных коалиций в парла­менте.

В то же время возможны и отрицательные стороны смешанной формы правления. В их числе: снижение роли институциональных факторов в политической системе государства, которая все более зависит от личности, за-

8.3. Разделение властей

 

нимающей должность президента; склонность некоторых представителей президентской власти к авторитаризму, волюнтаризму; возникновение новых видов коллизий и не-согласованностей, которые отсутствовали в классических формах правления.

Разделение властей

Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютиз­ма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Идею разделения властей впервые высказал Дж. Локк. Он же первый исследовал эту проблему с точки зрения представительной демократии посредством анали­за существенных черт английской конституции. Именно у Дж. Локка почерпнул эту идею Ш. Л. Монтескье: он видел в идее разделения властей гарантию свободы личности, без которой немыслима демократия. Ш. Л. Монтескье писал, что в каждом государстве есть три рода власти: законода­тельная, исполнительная и судебная, которые имеют доста­точно определенную компетенцию. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или за­ключает мир, посылает или принимает послов, обеспечива­ет безопасность, предотвращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.

Последовательно рассмотрев каждую из указанных вла­стей, а также различные их взаимные комбинации, Мон­тескье пришел к выводу; главная опасность для свободы граждан заключается в объединении всех трех властей в одних руках, которое делает гражданина совершенно без­защитным перед лицом государства. «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении... были соедине­ны эти три власти»1.

Фундаментальное значение имеет положение Монте­скье о том, что объединение законодательной и исполни­тельной властей ведет к абсолютизму, а потому в принципе

1 Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.0.290-291.

172 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

пни должны быть отделены друг от друта. Главной задачей судебной власти Монтескье называл защиту прав граждан. Какая-либо форма ее зависимости ведет к тирании. Все эти власти — законодательная, исполнительная и судебная — находятся в тесной взаимозависимости и взаимодействии друг с другом, в результате чего на практике они ограничи­вают друг друга.

Суть разделения властей — в обеспечении защиты власти свободы граждан путем создания системы «сдсржек и про­тивовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должност­ным лицом. Концепцию разделения властей Ш. Л. Монте­скье принято называть организационно-правовой.

Свое развитие концепция разделения властей нашла в трудах Ж. Ж. Руссо. В отличие от Монтескье Руссо счи­тал, что законодательная, исполнительная и судебная вла­сти — особые проявления единой власти народа. Заслугой Ж. Ж. Руссо является указание на источник власти — на­род. Поэтому концепцию разделения властей Руссо назы­вают социологической.

Взаимосвязь этих двух концепций была подчеркнута в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 т.: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользо­вание правами и не проведено разделение властей, не име­ет Конституции*. Более четко сочетание названных двух подходов получило в Конституции США, которая закре­пила принадлежность власти народу Соединенных Шта­тов и осуществление ее путем распределения полномочий между органами государства.

Модель организации власти, которая была предложена Монтескье и отражена в теории, можно назвать горизон­тальным разделением властей. Она выдержала проверку временем и стала краеугольным камнем современного кон­ституционализма в демократических государствах. Консти­туции практически всех стран мира закрепляют этот прин­цип, ставший неотъемлемым признаком демократического правового государства.

В федеративных государствах кроме горизонтального разделения властей существует и вертикальное разделение, под которым понимается разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Концепция разделения властей была и остается пред­метом острых дискуссий. Несмотря на разные суждения

8.3. Разделение властей

о конкретном содержании принципа, можно выделить ряд общепризнанных основных положений.

{. В демократическом правовом государстве должны раз­дельно функционировать три независимые, равные и взаимо­уравновешенные власти — законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.

2. Разделение властей понимается не как противостоя­ние и конфронтация, а как разумное разграничение полно­мочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государ­ства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия. Законы долж­ны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом государственной власти. Исполнительные органы государственной власти занима­ются исполнением законов. Судебные органы независимы и самостоятельны в отправлении правосудия.

Данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе (Постановление Конституци­онного Суда РФ от 29.05.1998 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми"»).

3. Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преоб­ладание над другими. Это достигается посредством систе­мы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдель­ным должностным лицом. Споры о компетенции должны решаться Конституционным Судом РФ.

4. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного ме­ханизма. Не может рассматриваться как нарушающее прин­цип разделения властей представление (органом исполни­тельной власти органу законодательной власти) докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер. Обязанность исполнительной власти отчитывать­ся но определенным вопросам перед представительной вла­стью вытекает из природы исполнительной власти как вла­сти, исполняющей закон. 174 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

Законодательную власть на федеральном уровне осу­ществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, а в субъектах РФ — законодательные (представительные) органы государственной власти.

Исполнительная власть в Российской Федерации в це­лом принадлежит Правительству РФ, а в субъектах Федера­ции — высшему должностному лицу субъекта РФ (руково­дителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и правительствам субъектов РФ.

Судебную власть осуществляют суды. На федеральном уровне к числу судов относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. На регионально-республиканском уровне действуют конститу­ционные суды (в республиках), уставные (в краях и обла­стях, в автономной области, автономных округах) суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи.

Такое содержание принципа разделения властей при­суще Конституции РФ в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношений трех властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Органами, осуществляющими государ­ственную власть в Российской Федерации, являются Пре­зидент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ).

Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для феде­рального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке консти­туционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края»),

К какой ветви власти относится Президент России? Многие авторы делают вывод о существовании в России четвертой власти — президентской1.

Б качестве аргумента в пользу выделения президентской власти авторы приводят формулировку ст. 11 Конститу-

1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России, М., 2002. С. 396; Чеботарев Г. Н. Принципы разделения властей в консти­туционной системе Российской Федерации: автореф. дисс.... докт. юрид, наук. Екатеринбург, 1998. С. 25.

Разделение властей

ции РФ, называющей Президента России в числе государ­ственных органов, осуществляющих федеральную государ­ственную власть.

Думается, прав А. А. Бсзуглов, считающий, что нет противоречий между статьями 10 и 11 Конституции РФ1. В ст. 10 говорится о трех формах осуществления государ­ственной власти — о трех ветвях государственной власти. А в ст. 11 речь идет не о ветвях государственной власти, а о тех органах, которые осуществляют государственную власть. Одна ветвь государственной власти может осу­ществляться несколькими государственными органами. Примером тому служит судебная власть в Российской Федерации, которую на федеральном уровне осуществля­ют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Выс­ший Арбитражный Суд РФ. И если судебная власть осу­ществляется несколькими государственными органами, то исполнительная власть также может осуществляться не­сколькими государственными органами. Это фактически имеет место на уровне субъектов Федерации, где испол­нительная власть осуществляется: 1) высшими должност­ными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъек­тов РФ) и 2) правительствами субъектов Федерации. Сле­довательно, правомочен вывод о том, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти.

Кроме горизонтального разделения властей па законо­дательную, исполнительную и судебную, в Российской Фе­дерации сушествует вертикальное разделение властей. Оно заключается в разграничении полномочий и предметов ве­дения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между ними и органами местного самоуправления.

Здесь необходимо оптимальное сочетание централиза­ции в решении общих вопросов Федерации и ее субъектов с самостоятельностью как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Чрезмерная централизация порождает бюрократизм, волокиту, глушит инициативу и творчество. Чрезмерная децентрализация порождает сепаратизм субъ­ектов Федерации и муниципальных образований, разруша­ет государственность.

1 См.: Безуглов А. А., Сплдатов С. А. Конституционное право России, М., 2003. С. 155-156.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...