Республиканская форма правления
Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном 3.2. Республиканская форма правления 169 праве; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии — республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную формы правления. Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей. Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т.е. возможности роспуска парламента президентом; отсутствие должности премьер-министра, т.е. президент напрямую возглавляет правительство.
Юридический статус государственных органов совпадает с фактическим, В президентской республике парламент обладает значительными полномочиями; правительство, как правило, стабильно; судебная власть независима. В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра. В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства — президента — в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Президент в парламентарной республике избирается не народом, а, как правило, парламентом или особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает су- 170 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства щественными полномочиями и не влияет на политический процесс, осуществление государственной власти. Все его действия должны быть санкционированы правительством. В парламентарной республике юридическое и фактическое положение органов государственной власти не совпадает. Юридически в парламентарной республике должно существовать верховенство парламента, которому подчинено правительство. Фактически государственная власть сосредоточена у правительства, которое, имея поддержку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить парламент. Президент не вправе издать ни одного акта без подписи председателя правительства.
Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик. Конституция РФ не определяет форму республиканского правления в России. Анализ текста Конституции позволяет сделать вывод, что форма правления в России является смешанной, сочетающей черты как президентской, так и парламентарной республик. По своей сущности форма республиканского правления России является президентско-парламентарной, с доминирующим положением президента в структурах власти. Президент является сильным главой государства, обладающим значительными полномочиями, избирается народом посредством всеобщих, равных, прямых выборов. Перечисленные признаки характерны для президентской республики. В то же время в России есть должность Председателя Правительства. В ситуациях, определенных Конституцией РФ, Президент может распустить Государственную Думу, а Государственная Дума досрочно прекратить полномочия Президента. Сказанное характерно для парламентарной республики. Смешанные формы правления имеют свои положительные стороны, которыми являются стабильность управления государством, уменьшение возможности частой смены правительства из-за развала партийных коалиций в парламенте. В то же время возможны и отрицательные стороны смешанной формы правления. В их числе: снижение роли институциональных факторов в политической системе государства, которая все более зависит от личности, за- 8.3. Разделение властей
нимающей должность президента; склонность некоторых представителей президентской власти к авторитаризму, волюнтаризму; возникновение новых видов коллизий и не-согласованностей, которые отсутствовали в классических формах правления. Разделение властей Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Идею разделения властей впервые высказал Дж. Локк. Он же первый исследовал эту проблему с точки зрения представительной демократии посредством анализа существенных черт английской конституции. Именно у Дж. Локка почерпнул эту идею Ш. Л. Монтескье: он видел в идее разделения властей гарантию свободы личности, без которой немыслима демократия. Ш. Л. Монтескье писал, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые имеют достаточно определенную компетенцию. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.
Последовательно рассмотрев каждую из указанных властей, а также различные их взаимные комбинации, Монтескье пришел к выводу; главная опасность для свободы граждан заключается в объединении всех трех властей в одних руках, которое делает гражданина совершенно беззащитным перед лицом государства. «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении... были соединены эти три власти»1. Фундаментальное значение имеет положение Монтескье о том, что объединение законодательной и исполнительной властей ведет к абсолютизму, а потому в принципе 1 Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.0.290-291. 172 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства пни должны быть отделены друг от друта. Главной задачей судебной власти Монтескье называл защиту прав граждан. Какая-либо форма ее зависимости ведет к тирании. Все эти власти — законодательная, исполнительная и судебная — находятся в тесной взаимозависимости и взаимодействии друг с другом, в результате чего на практике они ограничивают друг друга. Суть разделения властей — в обеспечении защиты власти свободы граждан путем создания системы «сдсржек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. Концепцию разделения властей Ш. Л. Монтескье принято называть организационно-правовой.
Свое развитие концепция разделения властей нашла в трудах Ж. Ж. Руссо. В отличие от Монтескье Руссо считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа. Заслугой Ж. Ж. Руссо является указание на источник власти — народ. Поэтому концепцию разделения властей Руссо называют социологической. Взаимосвязь этих двух концепций была подчеркнута в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 т.: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции*. Более четко сочетание названных двух подходов получило в Конституции США, которая закрепила принадлежность власти народу Соединенных Штатов и осуществление ее путем распределения полномочий между органами государства. Модель организации власти, которая была предложена Монтескье и отражена в теории, можно назвать горизонтальным разделением властей. Она выдержала проверку временем и стала краеугольным камнем современного конституционализма в демократических государствах. Конституции практически всех стран мира закрепляют этот принцип, ставший неотъемлемым признаком демократического правового государства. В федеративных государствах кроме горизонтального разделения властей существует и вертикальное разделение, под которым понимается разделение полномочий между федерацией и ее субъектами. Концепция разделения властей была и остается предметом острых дискуссий. Несмотря на разные суждения 8.3. Разделение властей о конкретном содержании принципа, можно выделить ряд общепризнанных основных положений. {. В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти — законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия. 2. Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия. Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом государственной власти. Исполнительные органы государственной власти занимаются исполнением законов. Судебные органы независимы и самостоятельны в отправлении правосудия. Данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми"»).
3. Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. Споры о компетенции должны решаться Конституционным Судом РФ. 4. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма. Не может рассматриваться как нарушающее принцип разделения властей представление (органом исполнительной власти органу законодательной власти) докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер. Обязанность исполнительной власти отчитываться но определенным вопросам перед представительной властью вытекает из природы исполнительной власти как власти, исполняющей закон. 174 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, а в субъектах РФ — законодательные (представительные) органы государственной власти. Исполнительная власть в Российской Федерации в целом принадлежит Правительству РФ, а в субъектах Федерации — высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и правительствам субъектов РФ. Судебную власть осуществляют суды. На федеральном уровне к числу судов относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. На регионально-республиканском уровне действуют конституционные суды (в республиках), уставные (в краях и областях, в автономной области, автономных округах) суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи. Такое содержание принципа разделения властей присуще Конституции РФ в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношений трех властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации, являются Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ). Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края»), К какой ветви власти относится Президент России? Многие авторы делают вывод о существовании в России четвертой власти — президентской1. Б качестве аргумента в пользу выделения президентской власти авторы приводят формулировку ст. 11 Конститу- 1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России, М., 2002. С. 396; Чеботарев Г. Н. Принципы разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: автореф. дисс.... докт. юрид, наук. Екатеринбург, 1998. С. 25. Разделение властей ции РФ, называющей Президента России в числе государственных органов, осуществляющих федеральную государственную власть. Думается, прав А. А. Бсзуглов, считающий, что нет противоречий между статьями 10 и 11 Конституции РФ1. В ст. 10 говорится о трех формах осуществления государственной власти — о трех ветвях государственной власти. А в ст. 11 речь идет не о ветвях государственной власти, а о тех органах, которые осуществляют государственную власть. Одна ветвь государственной власти может осуществляться несколькими государственными органами. Примером тому служит судебная власть в Российской Федерации, которую на федеральном уровне осуществляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. И если судебная власть осуществляется несколькими государственными органами, то исполнительная власть также может осуществляться несколькими государственными органами. Это фактически имеет место на уровне субъектов Федерации, где исполнительная власть осуществляется: 1) высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и 2) правительствами субъектов Федерации. Следовательно, правомочен вывод о том, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти. Кроме горизонтального разделения властей па законодательную, исполнительную и судебную, в Российской Федерации сушествует вертикальное разделение властей. Оно заключается в разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между ними и органами местного самоуправления. Здесь необходимо оптимальное сочетание централизации в решении общих вопросов Федерации и ее субъектов с самостоятельностью как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Чрезмерная централизация порождает бюрократизм, волокиту, глушит инициативу и творчество. Чрезмерная децентрализация порождает сепаратизм субъектов Федерации и муниципальных образований, разрушает государственность. 1 См.: Безуглов А. А., Сплдатов С. А. Конституционное право России, М., 2003. С. 155-156.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|